В 2014 году компания Dassault представила общественности новейшую модель
семейства Falcon Jet. И хотя Falcon 8X по сути - итерация знаменитой трехдвигательной
модели с индексом на единичку меньше, дополнительный объем салона и увеличенный
запас топлива делают этот самолет вполне самостоятельным соискателем на всеобщее
признание.
Итак, будучи производным от Falcon 7X, новая модель получила удлиненный на 1 м,
13-метровый салон и на 925 км увеличенную дальность - 11945 км, став, таким
образом, самым длинным и дальнобойным самолетом за всю более чем полувековою
историю французского производителя.
Впечатляющая дальность (с восемью пассажирами и тремя членами экипажа на борту
при крейсерской скорости 0,8М) - результат увеличенного на 1300 кг запаса
топлива (за счет дополнительного бака в центроплане) и модернизации
турбовентиляторных двигателей Pratt & Whitney PW307, благодаря чему тяга
увеличилась на 5%, а также аэродинамических усовершенствований и новых винглетов.
Максимальный взлетный вес возрос до 33 т. Проводя в воздухе по 14 ч, 8X сможет
перевезти своих пассажиров из Нью-Йорка в Дубай, из Сан-Паулу в Москву, из
Парижа в Токио, из Пекина в Лондон. Как и все ныне выпускаемые модели Falcon,
самолет 8X сможет выполнять полеты в аэропорт Лондон-Сити.
Дебют состоялся на салоне деловой авиации EBACE-2014 в Женеве, в мае этого года,
вскоре после анонса программы двухдвигательного Falcon 5X. Как признался
президент Dassault Aviation Эрик Траппье, впервые в истории компании французский
производитель запустил две новые программы Falcon в течение столь короткого
периода. Тем не менее, он выразил уверенность в успехе обеих, добавив: "Я
совершенно убежден, что рынок с энтузиазмом отреагирует на 8X".
Разработанный с чистого листа 5X отличается от своих собратьев большим
поперечным сечением фюзеляжа, но на 8Х это не распространилось. Оливье Вилла,
старший вице-президент по гражданским самолетам, аргументирует, что "рынок
оказался очень восприимчив к габаритам 7X".
Это утверждение не голословно: сейчас совокупный парк этого типа, ввод в
эксплуатацию которого состоялся в 2007 г., насчитывает 218 ВС и самолет с
серийным номером 250 уже покинул сборочную линию. То есть не столько увеличения
пространства хотели операторы, сколько увеличения дальности, и 8Х является
ответом на такой запрос. А поскольку это растянутая версия сертифицированной
модели, ее ввод в эксплуатацию намечен на 2016 г., то есть годом ранее, чем 5X.
Хотя площадь крыла у 8Х и у 7Х одинаковая (70,7 м2), новые винглеты немного
увеличивают размах крыла (до 26,3 м) и, кстати, экономят самолету лишние 272 кг
веса. Удлиненный фюзеляж позволил инженерам Dassault разместить по 16
иллюминаторов по каждому борту, заливающих салон естественным светом настолько,
что в модели 8Х конструкторы решили отказаться за ненужностью от светового люка
над бортовой кухней, который они изобрели для 5Х. Falcon 8X стал самым длинным самолетом за всю историю Dassault
(на 2015 год).
8Х также станет самым большим по объему салона (48 м3) в семействе Falcon. Салон
традиционно разделен на три пассажирские секции (общей вместимостью 19 пасс.), с
местом для отдыха и отдельным туалетом для экипажа, кухонным блоком в передней
части салона и полноразмерным туалетом в хвостовой. При этом Dassault предлагает
более 30 различных вариантов компоновки салона, включая одну с опционной душевой
кабиной.
Самолет будет сертифицирован для полета до эшелона FL510, при этом на высоте
41000 футов давление в кабине будет поддерживаться на уровне 1200 м над морем.
В кабине мы найдем самую последнюю версию фирменного интегрированного бортового
комплекса Dassault EASy на базе авионики Honeywell Primus Epic с функциями SVS и
EVS, а также с коллиматорной индикацией на стекле над левым креслом (HUD для
второго пилота - в планах), FMS последнего поколения и, конечно, цифровой
системой управления полетом.
Dassault делает особый акцент на эксплуатационных характеристиках и экономике
8X, отмечая, что трехдвигательная схема позволяет обогнать всех конкурентов по
взлетно-посадочным характеристикам в условиях жаркого климата и большой высоты
над уровнем моря, что существенно расширяет список доступных аэродромов.
Сбалансированная длина летного поля не превысит 1830 м. Более того, заявляется,
что топливная эффективность будет на 35% выше, чем у конкурентов. Поскольку
разработка велась согласно требованиям к плановому техническому обслуживанию
MSG-3, расходы на техническое обслуживание будут снижены, интервалы осмотров -
увеличены, и в целом коэффициент технической готовности к вылету должен достичь
типичных для всех Falcon 99,7% уже при вводе в эксплуатацию.
В начале августа производитель рапортовал о завершении сборки первого летного
образца (рег. номер F-WWQF) и готовности к началу наземных испытаний. 6 февраля
2015 года, с площадки во французском городе Мериньяк в воздух поднялся
первый летный прототип трехдвигательного бизнес-джета Dassault Falcon 8X.
Председатель и исполнительный директор Dassault Aviation, Эрик Трапьер, сказал,
что сертификация Falcon 8X запланирована на середину 2016 года. А первые
поставки должны начаться во второй половине 2016 года.