В октябре 1991 года фирма "Bombardier" объявила, что ее отделение "Canadair
Group" приступает к проектированию нового корпоративного самолета Canadair
Global Express. Полномасштабное производство развернулось в начале 1993
года. В основу проекта были положены три основных требования: большие скорость и
дальность полета при самом просторном и комфортабельном салоне. Большое внимание
уделялось простоте и удобству эксплуатации. 13 октября 1996 года был выполнен
первый полет на этом самолете.
В 1996 и 1997 годах четыре
самолета проходили испытания. По результатам полетов самолет в мае 1998
года получил сертификат Transport Canada.
В работе над самолетом
принимали участие фирмы : Mitsubishi, Dowty Aerospace, Sextant Avionique,
Honeywell, Parker Bertea Aerospace, Lucas Aerospace, AlliedSignal
Engines, Abex NWL Aerospace. Стоимость самолета на 2003 год в обычной
комплектации составляет 32.2 миллиона долларов.
Bombardier BD-700-1A10 Global Express может пролететь между любыми двумя
точками земного шара всего с одной остановкой для заправки. Также ему по
силам совершать беспосадочные перелеты на трансконтинентальные
дистанции, например Сидней - Лос-Анджелес или Нью-Йорк - Токио.
Самолет с экипажем из четырех человек должен перевозить восемь пассажиров без
посадки из Нью-Йорка в Токио (расстояние 12 050 км) со средней скоростью М=0,8
на высоте до 15 500 м. Размеры салона должны позволить перевести до 19
пассажиров на меньшие расстояния. Самолет должен выполнять взлет и посадку на
небольших аэродромах, расположенных недалеко от штаб-квартир крупных корпораций,
которые рассматривались в качестве наиболее вероятных заказчиков.
Global Express проектировался с "чистого листа", но с учетом опыта
проектирования корпоративных самолетов. Разработка конструкторской и
технологической документации велась в компьютерной системе CAD/CAM (Computer-Aided
Design/Computer-Aided Manufacture). Global Express сохранил конструктивные
особенности, присущие самолетам Canadair: фюзеляж круглого сечения,
низкорасположенное стреловидное крыло, Т-образное хвостовое оперение. Силовая
установка состоит из двух установленных в хвостовой части фюзеляжа двухконтурных
турбореактивных двигателей. Подобное расположение двигателей позволяет сохранить
чистоту аэродинамики крыла при одновременном снижении уровней шума и вибрации в
салоне.
Высокие требования к скорости и дальности стимулировали разработку нового крыла,
использование новейших ТРДД, самых современных приборов и системы управления
полетом. Крыло большого удлинения с суперкритическим профилем имеет
стреловидность 35°, на законцовках установлены винглеты. Механизация крыла
включает многосегментные щелевые предкрылки, закрылки и интерцепторы. Силовая
установка - два двигателя BMW Rolls-Royce BR710A2-20 c тягой по 6700 кгс,
оснащенные цифровой системой управления FADEC. Приборное оборудование
выполнено на основе шести многофункциональных индикаторов (шесть цветных
дисплеев c размером экрана 203x178 мм) системы Honeywell
Primus 200XP. Кроме того самолет
оборудован коллиматорным
индикатором посадки на лобовом стекле,
так же имеются системы автоматического самолетовождения, предупреждения о столкновении в полете (TCAS II),
об опасном сближении с землей и т.д. По своим возможностям и составу оно близко к оборудованию
магистрального авиалайнера.
Огромное внимание конструкторы уделили вопросам эксплуатации и безопасности
полетов, не меньшее - удобству пассажиров. Салон разделен на три отсека: его
общая длина 14,63 м, максимальная ширина 2,49 м, высота 1,90 м. Существует
большое количество вариантов отделки салона. В фюзеляже оборудованы места отдыха
для членов экипажа, большая кухня, туалет и багажный отсек.
"Canadair" привлекла к разработке самолета 11 крупных авиастроительных фирм,
среди которых необходимо отметить японскую "Mitsubishi Heavy Industries",
ответственную за производство центральной секции фюзеляжа и крыла, а также
британскую "Short Brothers", выполнившую проектирование секций фюзеляжа и
мотогондол. Первый Global Express выполнил первый полет 13 августа 1996 года,
канадский сертификат летной годности был получен в июле 1998-го. Вскоре после
сертификации начались поставки самолетов заказчикам.
В июне 1999 года правительство Великобритании выбрало Global Express в качестве
платформы для системы разведки и управления ASTOR. По программе ASTOR пять
самолетов Global Express должны были пройти модернизацию в вариант Sentinel R.Mk
1 для британских ВВС (основной подрядчик целевого оборудования - фирма "Raytheon"),
но работа затянулась из-за сложности интеграции электронной аппаратуры.
Последний Sentinel R.Mk 1 заказчик получил в феврале 2009 года после успешных
эксплуатационных испытаний в Афганистане.