В декабре 2003
года автомобильная японская компания Honda
представила свой первый самолёт HA-420 HondaJet (первый
полет - 03.12.2003), предназначенный для серийного выпуска и
серийных продаж. Это первый самолёт в Японии, целиком (включая двигатели)
изготовленный одной фирмой без какой-либо правительственной поддержки.
Для
самолёта Honda разработала двухконтурный турбореактивный двигатель HF118 и год
испытывала его, установив на левом пилоне самолёта Citation Jet. Двигатели на
Honda Jet установлены на пилонах НАД крылом, как на немецком VFW-614. Такая
компоновка позволит снизить уровень шума, направленный вниз (шум на земле,
особенно при взлёте и посадке). Кроме того, улучшается обтекание верхней
поверхности крыла и снижается вероятность засосать в воздухозаборник посторонний
предмет с ВПП. Однако, структура воздушных потоков усложняется, поэтому
потребовались интенсивные эксперименты в аэродинамической трубе. Устойчивость
работы двигателей при такой компоновке проверялась для углов атаки до 26° .
Топливо хранится в двух крыльевых кессон-баках, расходном баке и баке в задней
части фюзеляжа. Система заправки централизованная.
Был разработан и специальный
ламинарный профиль крыла SHM-1. Секция крыла с таким профилем испытывалась на
летающей лаборатории T-33. Для этого прямо на обшивке Т-33 при помощи
полиуретановой пены сформировали нужный профиль и обшили стеклотканью. Под новой
обшивкой установили 119 датчиков давления. Переход от ламинарного течения к
турбулентному фиксировался инфракрасной камерой, установленной на кабине Т-33 (в
турбулентном потоке воздух слегка разогревается). На 30% размаха крыла
установлены закрылки, отклоняющиеся на 15,7° при взлёте и 50° при посадке. Крыло
и оперение алюминиевые. Оперение T-образное. Фюзеляж сделан из углекомпозитных
материалов с алюминиевыми усиливающими элементами, носовая часть сглажена для
ламинарного обтекания. Компания утверждает, что в результате сопротивление
фюзеляжа снижено на 10% по сравнению с обычными фюзеляжами того же размера.
Длина кабины 4,6м, высота - только 1,5м. Кабина герметичная, на высоте 13км
поддерживается давление, соответствующее давлению на высоте 2,4км над уровнем
моря по стандартной атмосфере (максимальный наддув - 0,61атм).
Антиобледенительная система на передней кромке крыла питается теплым воздухом от
двигателей. Стекла кабины пилотов подогреваются электрически. Однако, нет
сведений о защите от обледенения оперения и воздухозаборников. Шасси
трехстоечное, убирается гидравликой. Носовая стойка имеет электродистанционную
систему управления и отклоняется влево и вправо на 50° при рулёжке и на 10° при
разбеге. При статических испытаниях фюзеляж и крыло нагружались только до 80%
расчетных нагрузок, а поведение при 100% нагрузок моделировалось компьютерами. В
результате планер, проходивший статические испытания, был использован для
строительства лётного прототипа. Только оперение испытано под полной нагрузкой.
Honda планирует продавать Hondajet в США как лёгкий, недорогой реактивный
самолёт бизнес-класса.
Строительство завода по производству самолётов Honda намеревается
завершить в начале 2011 года. А первые машины заказчики получат в
третьем квартале 2012 года. Стоимость HondaJet составит $4,5 млн.
В 2018 году Honda Aircraft Company начала поставлять новую версию своего
самолета - HA-420 HondaJet Elite. Новая модель была представлена
в мае этого года на выставке EBACE в Женеве, Швейцария.
Как пишет издание Flying, обновленная модель получила большую дальность
полета, которая составила примерно 2661 километр, а также улучшенную
приборную панель на базе Garmin G3000; помимо прочего, версия Elite
доступна в новых цветовых вариантах.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
HA-420 |
Размах крыла, м |
12.15 |
Длина самолета, м |
12.71 |
Высота самолета, м |
4.03 |
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
|
максимальная взлетная |
4173 |
Тип двигателя |
2 ТРДД
GE-Honda HF118 |
Тяга, кН |
2 x
8.04 |
Максимальная скорость, км/ч |
800 |
Крейсерская скорость, км/ч |
778 |
Практическая дальность, км |
2593 |
Практический потолок, м |
13107 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
5-6 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|