В 1961 году расположенное в Бетани, штат Оклахома, отделение "Aero Commander"
корпорации "Rockwell Standard Corporation" объявило о начале разработки под
общим руководством Теда Р. Смита нового бизнес-джета (ранее Тед Смит руководил
проектированием двухмоторных корпоративных самолетов серии Aero Commander).
Прототип Model 1121 Jet Commander (N610J) поднялся в воздух 27 января 1963 года,
а 14 апреля 1964 года за ним последовал третий построенный самолет, отличавшийся
удлиненным по сравнению с прототипом на 5,08 см фюзеляжем (вторая машина была
оставлена для статических испытаний). Новый бизнес-джет получил название Jet
Commander и внешне был похож на своих поршневых предшественников, но имел два
турбореактивных двигателя General Electric CJ610-1 тягой по 12,68 кН, которые
устанавливались в мотогондолах в хвостовой части фюзеляжа. Jet Commander имел цельнометаллическую конструкцию, с фюзеляжем типа полумонокок
и обшивкой, крепившейся при помощи заклепок с потайными головками. Кабина была
полностью герметизирована, имела длину 5,8 м и была рассчитана на экипаж из двух
человек, 7-8 пассажиров и багаж. Крыло - среднерасположенное двухлонжеронное, с
аэродинамическим профилем типа NACA 64А212, оснащалось имевшими электропривод
двухщелевыми закрылками типа Фаулера и интерцепторами/гасителями подъемной силы,
расположенными на верхней поверхности крыла и оснащенными гидравлическим
приводом. Элероны, рули высоты и руль направления управлялись вручную,
стабилизатор имел переменный угол установки, а элероны и руль направления
оснащались триммерами, имевшими электрический привод. Все поверхности управления
были снабжены пневматическими противообледенителями. Первый серийный Jet Commander поднялся в воздух 5 октября 1964 года, а 11 января
1965 года после получения сертификата Федеральной авиационной администрации США
(FAA) была выполнена первая поставка машины заказчику. Среди первых покупателей
Jet Commander оказались американские гольфисты Арнольд Палмер и Джек Никлаус, а
также немецкий издатель Алекс Шпрингер. Jet Commander выпускался в 1965 году по
восемь машин в месяц, его каталожная стоимость составляла 750 тысяч долларов,
самолет активно поставлялся заказчикам в Канаде, Франции, Мексике, Швеции,
Швейцарии и ряде стран Латинской Америки. Вскоре появилась модернизированная модификация - Model 1121А, отличавшаяся
доработанными шасси и топливной системой, а также улучшенным интерьером кабины.
За ней последовал вариант Model 1121В - с усиленным шасси, увеличенной на 454 кг
(до 8391 кг) максимальной взлетной массой и новыми, более мощными двигателями
CJ610-5 тягой 13,12 кН. В 1967 году "Rockwell Standard Corporation" приобрела компанию "North American
Aviation", выпускавшую в то время легкие корпоративные/военные реактивные
самолеты семейства Sabreliner. Однако по антимонопольному законодательству США
новой компании - "North American Rockwell Corporation" - пришлось отказаться от
выпуска одной из моделей. В итоге было решено выставить права на выпуск Jet
Commander вместе с производственными мощностями на продажу. В сентябре 1967 года
права на Jet Commander приобрела израильская "Israeli Aircraft Industries" (IAI),
которая в середине 1968 года начала его выпуск на заводе в районе аэропорта
города Лод. Вначале компания достроила несколько доставшихся ей незавершенных
машин - они предлагались под обозначением Commodore Jet.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
IAI-1121 |
Размах крыла, м |
13.65 |
Длина самолета, м |
15.36 |
Высота самолета, м |
4.81 |
Площадь крыла,м2 |
28.64 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5210 |
максимальная взлетная |
9276 |
Тип двигателя |
2 ТРДД General Electric CJ610-1 |
Тяга, кгс |
2 х 1293 |
Максимальная скорость, км/ч |
895 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850 |
Экономичная скорость, км/ч |
764 |
Практическая дальность, км |
3200 |
Практический потолок, м |
12400 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
8 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|