16 декабря 2020 г. на аэродроме в Жуковском совершил первый полет прототип турбовинтового пассажирского регионального самолета Ил-114-300, разработанного
Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина (головное предприятие Дивизиона транспортной авиации Объединенной авиастроительной корпорации в составе госкорпорации "Ростех")
и готовящегося к серийному производству на Луховицком авиационном заводе им. П.А. Воронина РСК "МиГ" в широкой кооперации предприятий ОАК. Полет выполнил экипаж
в составе шеф-пилота ПАО "Ил" летчика-испытателя 1-го класса Героя России Николая Куимова, летчика-испытателя 1-го класса Дмитрия Комарова и бортового,
инженера-испытателя 1-го класса Олега Грязева. Полетное задание предусматривало проверки режимов работы силовой установки, устойчивости и управляемости самолета,
а также функционирования его систем. В связи со сложными метеоусловиями (низкая облачность), полет был коротким и выполнялся на малых высотах, без входа в
облака и без уборки шасси.
Решение о разработке Ил-114-300 и организации его производства на территории России было принято в мае 2016 г. (до 2012 г. серийный выпуск самолетов семейства
Ил-114 осуществлялся на заводе в Ташкенте в Республике Узбекистан, где начиная с 1992 г. было изготовлено и поднято в воздух 16 серийных экземпляров, вт.ч. семь
Ил-114-100 и два грузовых Ил-114Т). В декабре 2016 г. и феврале 2017 г. с Авиационным комплексом им. С.В. Ильюшина и РСК "МиГ" были заключены контракты на
проведение опытно-конструкторских работ и подготовку серийного производства Ил-114-300.
В отличие от выпускавшихся ранее в Ташкенте Ил-114 и Ил-114-100, самолет Ил-114-300 российского производства получит новые турбовинтовые двигатели ТВ7-117СТ-01
увеличенной мощности (2900 л.с. на взлетном режиме и 3100 л.с. на максимальном взлетном режиме) с шестилопастными воздушными винтами АВ-112-114 и новой
системой автоматического управления с применением совмещенного модернизированного блока управления двигателем и воздушным винтом
БАРК-65СМ., вспомогательную
силовую установку ТА14-114, модернизированный цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-114М2, усовершенствованные системы кондиционирования,
автоматического регулирования давления, управления закрылками и торможением колес, противообледенительную систему, новое светотехническое оборудование и т.п.
Полностью обновится интерьер пассажирского салона, который будет рассчитан на размещение 64-68 человек (в грузопассажирском варианте - 50-52 чел.). В
пассажирском салоне убрали аварийные двери с выходом на крыло, что позволило поставить дополнительный ряд пассажирских кресел. Интерьер салона стал более
современным и комфортабельным. В дальнейшем
возможна разработка грузового варианта (Ил-114-300Т) и ряда специализированных модификаций. При отделке тепло- и звукоизоляции использовались
самые качественные отечественные материалы, а кабина экипажа выполнена с учетом современных стандартов эргономики и укомплектована новым аварийно-спасательным
оборудованием.
В отличие от базовой модели, новая версия Ил-114-300 получила увеличенное поперечное V крыла, что обеспечивает машине лучшую поперечную
устойчивость и увеличение угла отклонения закрылков и соответственно повышение посадочных характеристик.
После замены элементной базы пилотажно-навигационного комплекса и всех кабелей и установки нового цифрового оборудования, обеспечивается заход
на посадку в сложных метеоусловиях по II категории ИКАО. Информация о полёте отражается в кабине пилотов на пяти цветных ЖК-дисплеях.
Снизив удельный расход топлива до уровня 550-580 г/км, за счёт аэродинамического и весового совершенства планера и двигателя, Ил-114-300 станет
экономичной машиной и позволит летать не так, как раньше – через Москву, а соединит все регионы напрямую.
Неприхотливость Ил-114-300 в эксплуатации подтверждается возможностью его использования с грунтовых аэродромов в различных регионах России и
даже арктических. Встроенный пассажирский трап самолёта обеспечивает его применение в необорудованных аэропортах.
Для нового лайнера разработана и применена особая схема эксплуатации, не требующая капитальных ремонтов и обеспечивающая нужную лётную годность
в течение 30 тысяч лётных часов или 30 тысяч полётов на протяжении 30 лет. Такая схема делает Ил-114-300 удобным в обслуживании.
Ещё одна важная особенность этого регионального самолёта заключается в том, что Ил-114-300 собран полностью только из комплектующих российского
производства.
Как и другие современные пассажирские самолеты, Ил-114-300 будет производиться с использованием технологий бесстапельной сборки. Технология
обеспечивает снижение затрат на подготовку производства, высокую точность работ. Корректировка положения агрегатов и составных элементов планера осуществляется
при помощи автоматики с точностью до сотой доли миллиметра. В данный момент на стенде автоматизированной сборки завершается стыковка планера самолета. На
следующем этапе состоится стыковка хвостового оперения и крыла.
Самолет Ил-114-300 предназначен для замены на внутренних авиалиниях импортных самолетов аналогичного класса (ATR-42, ATR-72, Q400) и старых типов самолетов
Ан-24/Ан-26.
Для ускорения процесса сертификации Ил-114-300 отработку новой силовой установки с двигателями ТВ7-117СТ-01 и ряда других новых бортовых систем решено было
провести на опытном самолете, который предстояло переоборудовать из выпущенного в 1994 г. в Ташкенте Ил-114 No.0108, долгое время находившегося на хранении на
аэродроме в Жуковском. Первоначально его выход на летные испытания после переоборудования намечался на май 2019 г., но в дальнейшем этот срок несколько раз
переносился. В результате, к первым рулежкам на прототипе Ил-114-300 No.0108 смогли приступить только 20 ноября 2020 г., а спустя неделю, 28 ноября, состоялись
скоростные пробежки. Наконец, по результатам проведенных наземных отработок было выдано заключение на выполнение первого вылета, который и состоялся 16 декабря.
Параллельно с переоборудованием в прототип Ил-114-300 самолета No.0108 на предприятиях ОАК были развернуты работы по изготовлению деталей и агрегатов для опытного
образца Ил-114-300 новой постройки, который получил No.0110. В рамках утвержденной схемы кооперации центроплан, консоли крыла с механизацией, хвостовое оперение и мотогондолы для Ил-114-300 будут изготавливаться на ВАСО
в Воронеже, а панели фюзеляжа, люки и двери - ульяновским "Авиастар-СП". Сборка всех семи отсеков
фюзеляжа из ульяновских панелей поручена Нижегородскому авиастроительному заводу "Сокол" (филиал РСК "МиГ"), а окончательная сборка самолетов будет вестись в Луховицах. В августе 2019 г. в Воронеже изготовили центроплан для Ил-114-300
No.0110, а из Ульяновска к концу прошлого года отгрузили в Нижний Новгород первые
панели фюзеляжа. Комплект отсеков фюзеляжа на самолет No.0110 к нынешнему лету был передан с НАЗ "Сокол" на ЛАЗ им: П.А. Воронина, где на современной
автоматизированной сборочной линии проведена их стыковка.
Окончательная сборка опытного образца Ил-114-300 новой постройки должна завершиться в Луховицах в 2021 г., и он будет передан на летные испытания. Самолет
предстоит сертифицировать по нормам АП-25, причем, согласно официальной информации, получение сертификата типа планируется уже на 2022 г., а начало серийных
поставок - на 2023 г. Расчетный темп серийного выпуска Ил-114-300 на Луховицком авиазаводе составляет 12 самолетов в год.