Компания "Handley Page" прекратила свое существование в 1970 году. Считается,
что одной из причин этого стала непосильная ноша, которую взвалила на себя
компания в виде проекта двухдвигательного турбовинтового самолета Handley Page
H.P.137, проектировавшегося в вариантах административного самолета и самолета
для обслуживания местных воздушных линий вместимостью 12-20 мест.
В январе 1966 года руководство компании приняло решение приступить к постройке
четырех прототипов, при этом расходы на запуск программы оценивались в 3 млн
фунтов стерлингов. Первый прототип Н.Р.137 поднялся в воздух 18 августа 1967
года и, казалось, что проект просто обречен на успех. Однако к августу 1969 года
расходы по программе перевалили за 13 млн фунтов стерлингов, а уже 8 августа
руководство компании приняло решение о ее добровольной ликвидации. Попытки
продолжения работ над новой машиной предпринимались сначала в надежде на
финансирование со стороны американских инвесторов, затем - силами новой компании
"Jetstream Aircraft Ltd", но в конечном итоге проект был реализован компанией "Scottish
Aviation Ltd"(1 января 1978 года как Шотландское подразделение ("Scottish
division"), которая вошла в состав "British Aerospace", ныне "ВАЕ Systems").
Первым коммерческим вариантом Н.Р.137, разработанным компанией "Handley Page",
стал Jetstream 200 - обычный низкоплан цельнометаллической конструкции.
Трехопорное шасси убиралось с помощью гидравлического привода, герметичный салон
вмещал экипаж из двух человек и до 18 пассажиров, причем пассажирский салон
отличался высоким уровнем комфортабельности. Горизонтальное оперение было
размещено на киле, примерно на одной трети его длины. Силовая установка состояла
из двух турбовинтовых двигателей Turbomeca Astazou XVI эффективной мощностью на
валу 965 л. е., которые размещались в небольших гондолах на крыле.
Незначительное количество более ранних вариантов Jetstream 1, построенных
компанией "Handley Page" и поставленных корпорации "International Jetstream
Corporation" (США), были оснащены двигателями Astazou XIV эффективной мощностью
на валу 840 л. с. Многие из них впоследствии были переделаны калифорнийской
компанией "Riley Aircraft" в вариант Riley Jetstream с двигателями Astazou XVI.
В 1967 году был заключен первый контракт на военную модификацию самолета -
одиннадцать Jetstream 3М обязались приобрести ВВС США, которые присвоили машинам
собственное обозначение C-10A. Опцион по контракту предусматривал возможность
закупки еще до 300 самолетов. В феврале 1972 года британские ВВС заказали 26
самолетов Jetstream 201, схожих с гражданским вариантом Jetstream 200, но
оснащенных турбовинтовыми двигателями Turbomeca Astazou XVID с эффективной
мощностью 996 л. с. и отличавшихся новыми верхними "надбровными" окнами над
кабиной экипажа, а также наличием приборов и электронного оборудования для
удовлетворения эксплуатационных требований. Первая из этих машин поднялась в
воздух 13 апреля 1973 года, все самолеты были поставлены к началу 1976 года, но
их тут же отправили на хранение "до последующих указаний".
В октябре 1976 года
было объявлено, что восемь самолетов будут использоваться британскими ВВС под
обозначением Jetstream Т.Мк.1 в качестве учебно-тренировочных для подготовки
пилотов многодвигательных самолетов, а 14 машин будут модифицированы для службы
в авиации британских ВМС под обозначением Jetstream Т.Мк.2 - для подготовки
наблюдателей. Флотская модель отличалась наличием в носовой части фюзеляжа, в
обтекателе, РЛС MEL Е.190, являвшейся метеорадаром и выполнявшей также функции
радиовысотомера и станции для съемки местности (картографирования). Впоследствии
два таких самолета были переданы Уругваю. Имелся также вариант Jetstream Т.Мк.3,
отличавшийся наличием радиолокационной антенны радара в подфюзеляжном
обтекателе.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Jetstream
200 |
Размах крыла, м |
15.85 |
Длина самолета,м |
14.36 |
Высота самолета,м |
5.32 |
Площадь крыла,м2 |
25.08 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3560 |
максимальная взлетная |
5657 |
Внутренне топливо, л |
6900 |
Тип двигателя |
2 ТВД
Turbomeca Astazou XVI |
Мощность, л.с. |
2 х 840 |
Максимальная скорость, км/ч |
550 |
Крейсерская скорость, км/ч |
480 |
Практическая дальность, км |
1970 |
Практический потолок, м |
9200 |
Экипаж, чел |
1-2 |
Полезная нагрузка: |
до 18 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|