Успехи на военной службе обеспечили тактическому транспортнику фирмы "Lockheed"
значительный спрос на рынке коммерческих перевозок, пригодилась неприхотливость
самолета к состоянию аэродромов.
С началом войны в Корее недостатки летавших тогда военно-транспортных самолетов
стали очевидными. 2 февраля 1951 года ВВС США предложили американским
авиастроителям разработать перспективный средний транспортный самолет.
Требовалось перебрасывать за рейс до 90 солдат на расстояние до 3200 км или груз
массой до 13 600 кг на менее длинных маршрутах. Предполагалось, что самолет
будет работать с коротких и плохо подготовленных ВПП, на минимально возможных
скоростях десантировать людей и грузы.
Свои проекты "Boeing", "Douglas", "Fairchild" и "Lockheed" представили всего
через два месяца. 2 июля победителем объявили "Lockheed". 10 февраля 1953 года
ВВС США заказали семь самолетов. Первый из двух прототипов YC-130 поднялся в
воздух 23 августа 1954 года. Головной самолет серии - С-130А - выполнил первый
полет 7 апреля 1955 года, поставки ВВС США начались в декабре следующего года. "Lockheed"
разработала несколько модификаций базовой модели, но попытки продвинуть самолет
на гражданский рынок успеха не имели, пока эксплуатация военных С-130 не
привлекла внимание авиакомпаний.
21 апреля 1964 года гражданский демонстратор Модель 382 наглядно показал
потенциал самолета - выполнил 25-часовой полет. Сертификат FAA был получен 16
февраля 1965-го. 30 сентября первый L-100 передали авиакомпании "Continental Air
Services", самолет-демонстратор использовался "Alaska Airlines" с 8 марта на
условиях аренды у производителя. До конца года L-100 также получила "Zambia Air
Cargoes". К 1967 году, когда началось проектирование нового варианта, "Lockheed"
выпустила 21 L-100 (Model 382В), их получили "Delta Air Lines", "Interior
Airways", "Pacific Western Airlines" и "Pakistan International Airlines".
На L-100-10 вместо ТВД D22 установили более мощные ТВД D22A (по 4500 л. е.), но
заказов на данную модель не поступило. Конструкторам пришлось искать пути
повышения экономичности. Так появился L-100-20 (Model 382Е и 382F) с увеличенным
на 22,9 м3 объемом кабины - за счет удлинения фюзеляжа на 8 м. Максимальная
взлетная масса осталась прежней - 70308 кг. Была предусмотрена возможность
установки ТВД D22 или D22A. В тип L-100-20 переоборудовали самолет-демонстратор,
в таком виде он летал с 19 апреля 1968 года. Сертификат FAA был получен 4
октября, через неделю началась эксплуатация в "Interior Airways" на нефтяных
месторождениях в Арктике.
Новый вариант имел такой успех, что помимо 25 вновь построенных машин в L-100-20
конвертировали восемь L-100. Только две новые машины оснастили ТВД D22, все
остальные по желанию заказчиков получили D22A. Семь L-100-20 позже переделали в
L-100-30 для перевозки из Англии в Калифорнию двигателей Rolls-Royce RB211
лайнеров Lockheed TriStar. На L-100-30 фюзеляж удлинили еще на 2,03 м, увеличив
объем кабины на 171,5 м3. В ходе доработок с самолетов сняли военное
оборудование вроде креплений ракетных ускорителей JATO, заделали двери для
десанта и задние иллюминаторы в грузовой кабине.
Первый полет L-100-30 (Model 382G) выполнил 14 августа 1970 года. Сертификация FAA состоялась 7 октября, рейсы в "Saturn Airways" начались в декабре. Кроме
семи конвертированных самолетов, "Lockheed" построила 65 новых L-100-30, включая
пять летающих госпиталей L-100-30HS для Саудовской Аравии.
"Hercules" эксплуатируется почти во всех уголках земного шара. Основное
назначение - перевозка тяжелых грузов. В малонаселенных местностях, особенно в
Африке и Южной Америке, востребована способность самолета базироваться на
короткие ВПП. В районах стихийных бедствий "Hercules" сбрасывают гуманитарную
помощь на парашютах.
Крупнейшим коммерческим оператором "Hercules" являлась американская "Southern
Air Transport", парк насчитывал 18 бортов. Самолеты компании использовались по
всему миру, в частности, для тушения пожаров на нефтепромыслах. "Safair" из ЮАР
владеет 16 самолетами. В интересах разработчиков месторождений углеводородов
летают Hercules индонезийской "Pelita Air Services", кроме того, самолеты
компании перевезли почти полмиллиона человек по программе переселения - до 128 в
каждом рейсе.
Несколько попыток расширения коммерческой ниши "Hercules" были предприняты в
1980-е годы, но безрезультатно. Проектировались сугубо грузовые самолеты с
удлиненным на 6,1 м фюзеляжем, известные как L-100-50,100-местный L-100-30PX,
грузопассажирский L-100-30QC с палетами кресел и возможностью погрузки через
хвостовую рампу, а также L-100-30C Combi. Перспективным считался "урезанный"
L-100 с крылом меньшего размаха и двумя ТВД Allison 501-D22D мощностью по 4591
л. е., но и его постигла судьба вышеперечисленных вариантов - заказчиков не
нашлось.
Выпуск военных Hercules продолжается, а производство гражданских прекращено в
конце 1980-х после постройки 111 самолетов. В 2009 году в коммерческой
эксплуатации находилось 36 "цивильных" машин и некоторое количество бывших
военных. 35 гражданских Hercules числятся на вооружении ВВС разных стран, хотя
пять ливийских самолетов, скорее всего, были уничтожены в 2011 году.