Уголок неба ¦ Lockheed L-188 Electra

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация авиалайнеры
   L-188 Electra
       
Разработчик: Lockheed
Страна: США
Первый полет: 1957
Тип: Среднемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Великобритания опередила США, продемонстрировав эффективность ТВД, - успеха добился Vickers Viscount. Но вскоре американцы догнали англичан, построив Lockheed L-188 Electra.

История лайнера Lockheed L-188 Electra началась в мае 1954 года, когда компания "Capital Airlines" заказала большое количество британских турбовинтовых двигателей (ТВД) Vickers Viscount.

На рынке США в то время доминировали фирмы "Lockheed" и "Douglas", они и еще "Boeing" вели разработку авиалайнеров с ТВД. Компании "Douglas" и "Boeing" проектировали трансконтинентальный самолет, a "Lockheed" сосредоточилась на машине меньшего размера, предназначенной для коротких авиалиний, способной использовать укороченные ВПП.

Первый проект 75-местной машины с дальностью полета 3219 км напоминал Viscount. Однако авиаперевозки переживали бум, а перспективы были еще радужнее. "Eastern Air Lines" и "American Airlines" пожелали увеличить вместимость и скорость авиалайнера. "Eastern" настаивала на 85-90-местном самолете с дальностью 4023 км и крейсерской скоростью порядка 560 км/ч.

Руководство авиакомпании "American", впечатленное предложением "Lockheed" (Model 188), заказало в июне 1955 года 35 самолетов Lockheed L-188. Через четыре месяца "Eastern" тоже заказала 40 машин.

Первый прототип L-188A, N1881, взлетел 6 декабря 1957 года, на восемь недель ранее планируемого срока. Эксплуатация началась уже в январе 1959 года. Electra был на момент своего появления наиболее совершенным из винтовых авиалайнеров. Крыло Electra небольшое, но все-таки большего размаха, чем у значительно более легкого Viscount. Силовая установка - четыре ТВД типа Allison 50ID, коммерческого варианта Т56, установленного на военнотранспортном самолете Lockheed С-130. Двигатели приводили во вращение четырехлопастные винты Hamilton Standard с лопастями большой хорды, оптимизированные для полетов с большими скоростями. В конструкции планера широко использовались фрезерованные панели. В контур управления включили гидравлические бустеры, запитанные от двух независимых гидросистем.

Летные данные Electra были замечательны. При крейсерской скорости 595 км/ч самолет почти не уступал на коротких маршрутах авиалайнерам с ТРД, мог летать на 1525 м выше, чем его винтовые предшественники. Вихревой поток от винтов обтекал закрылки Фаулера, что самым положительным образом отразилось на взлетно-посадочных качествах. По топливной эффективности Electra даже превосходил лайнеры с ТРД.

До 1958 года, когда экономический спад в США привел к снижению спроса на Electra, самолет предлагался в двух вариантах: 188А и 188С. На 188С стояли более мощные двигатели, повышена дальность полета и увеличена максимальная взлетная масса.

Трудности для Electra начались в феврале 1959 года, когда самолет авиакомпании "American Airliners" разбился на посадке в нью-йоркском аэропорту Ла-Гар-дия. Причиной стала ошибка экипажа. А в сентябре над Техасом в ясный день по неустановленной причине потерпел катастрофу лайнер компании "Braniff". Через шесть месяцев при похожих обстоятельствах разбился самолет "Northwest", выполнявший рейс Миннеаполис - Майами.

FAA грозилась запретить полеты Electra, но лишь ограничила максимальную скорость значением 475 км/ч. Очередное происшествие случилось в марте 1960 года, причиной стал гироскопический эффект винтов, вызвавший вибрацию мотогондол и крыла, - через 30 секунд крыло разрушилось.

После усиления крыла и мотогондол (программа LEAP - Lockheed Electra Achievement Program - обошлась в 25 млн долларов) FAA сняла ограничения. К тому моменту "Boeing" уже выпустила ближнемагистральный Model 727 с улучшенными взлетно-посадочными данными. Реактивный лайнер оказался престижнее, и компания "Lockheed" после февраля 1960 года не смогла продать ни одного самолета Electra, годом позже свернули серийное производство.

Всего построено 116 самолетов варианта L-188A и 54 - L-188В. Большинство купили авиакомпании США, но часть попала и в зарубежные авиакомпании - ТАА, "Ansett-ANA", KLM, "Garuda", QANTAS и TEAL (позже " Air New Zealand").

Несмотря на относительно короткий период серийного выпуска, Electra успел приобрести завидную репутацию. Особенно в регионах, куда самолеты с ТРД не летали, - здесь об изделии "Lockheed" плохо не высказывались. Недостатки устранили, и когда на смену Electra пришли лайнеры с ТРД, L-188 нашли новую область применения.

Начиная с 1968 года, Electra (примерно 80 бортов) дорабатывали в грузовые самолеты различных конфигураций с одним или двумя грузовыми люками в фюзеляже, иногда сохраняя несколько пассажирских кресел.

Часть самолетов продали чартерным авиаперевозчикам, в основном латиноамериканским. Некоторые машины доработали в специальные варианты, включая противопожарные и курьерские для перевозки персонала, как это сделали в НАСА.

Последний пассажирский Electra до 2006 года летал в Анголе, самолет принадлежал компании "Trans Service Airlift". В 2011 году в эксплуатации находились 11 самолетов Electra, большинство - транспортные или противопожарные - в Великобритании, США и Латинской Америке. ВМС Аргентины использовала один Electra как самолет радиотехнической разведки до начала 2000-х годов.

Как лайнер Electra не сделал карьеры, зато стал основой для самолетов семейства Р-3 Orion.

 



 ЛТХ:
Модификация   L-188
Размах крыла, м   30.38
Длина самолета,м   35.61
Высота самолета,м   10.26
Площадь крыла,м2   120.80
Масса, кг  
  пустого самолета   27892
  максимальная взлетная   51256
Внутреннее топливо, л   20895
Тип двигателя   4 ПД Allison 501-D13D
Мощность, л.с.   4 х 3750
Крейсерская скорость, км/ч   721
Экономичная скорость, км/ч   600
Практическая дальность, км   3540
Практический потолок, м   8660
Экипаж, чел   3+3
Полезная нагрузка:   нормально - 66-80 пассажиров, максимально - от 98 до 127 пассажиров


 Доп. информация :


  Фотографии:

 L-188A    (c) Bob Garrard
 L-188A  (c) Lockheed Martin
 L-188A(F) (c) Gary Vincent
 L-188C
 L-188C(F)  (c) Michael Manz
 Пассажирский салон L-188C  (c) AirNikon
 Кабина пилотов L-188C  (c) Europix

  Схемы:

 L-188A
 Компоновочная схема
 Схема салона

 Варианты окраски:

 L-188A Eastern Air Lines  (c) Simon Glancey
 L-188A Western Air Lines  (c) Simon Glancey
 L-188A Eastern Air Lines  (c) Simon Glancey

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Lockheed L-188 - Недооцененный лайнер
Airfiles. Lockheed
Airliners.net: Lockheed L-188 Electra
Air-Britan. Jay L. Sherlock. Lockheed L-188 Electra and Orion
AirlinerTech. Jim Upton. Lockheed L-188 Electra
Great Airliners. David G. Powers.  Lockheed 188 Electra
Putnam. Rene J. Francillon. Lockheed Aircraft since 1913


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: