Великобритания опередила США, продемонстрировав эффективность ТВД,
- успеха
добился Vickers Viscount. Но вскоре американцы догнали англичан, построив
Lockheed L-188 Electra.
История лайнера Lockheed L-188 Electra началась в мае 1954 года, когда компания
"Capital Airlines" заказала большое количество британских турбовинтовых
двигателей (ТВД) Vickers Viscount.
На рынке США в то время доминировали фирмы "Lockheed" и "Douglas", они и еще "Boeing" вели разработку авиалайнеров с ТВД.
Компании "Douglas" и "Boeing"
проектировали трансконтинентальный самолет, a "Lockheed" сосредоточилась на
машине меньшего размера, предназначенной для коротких авиалиний, способной
использовать укороченные ВПП.
Первый проект 75-местной машины с дальностью полета 3219 км напоминал Viscount.
Однако авиаперевозки переживали бум, а перспективы были еще радужнее. "Eastern
Air Lines" и "American Airlines" пожелали увеличить вместимость и скорость
авиалайнера. "Eastern" настаивала на 85-90-местном самолете с дальностью 4023 км
и крейсерской скоростью порядка 560 км/ч.
Руководство авиакомпании "American", впечатленное предложением "Lockheed" (Model
188), заказало в июне 1955 года 35 самолетов Lockheed L-188. Через четыре месяца
"Eastern" тоже заказала 40 машин.
Первый прототип L-188A, N1881, взлетел 6 декабря 1957 года, на восемь недель
ранее планируемого срока. Эксплуатация началась уже в январе 1959 года. Electra
был на момент своего появления наиболее совершенным из винтовых авиалайнеров.
Крыло Electra небольшое, но все-таки большего размаха, чем у значительно более
легкого Viscount. Силовая установка - четыре ТВД типа Allison 50ID,
коммерческого варианта Т56, установленного на военнотранспортном самолете
Lockheed С-130. Двигатели приводили во вращение четырехлопастные винты Hamilton
Standard с лопастями большой хорды, оптимизированные для полетов с большими
скоростями. В конструкции планера широко использовались фрезерованные панели. В
контур управления включили гидравлические бустеры, запитанные от двух
независимых гидросистем.
Летные данные Electra были замечательны. При крейсерской скорости 595 км/ч
самолет почти не уступал на коротких маршрутах авиалайнерам с ТРД, мог летать на
1525 м выше, чем его винтовые предшественники. Вихревой поток от винтов обтекал
закрылки Фаулера, что самым положительным образом отразилось на
взлетно-посадочных качествах. По топливной эффективности Electra даже
превосходил лайнеры с ТРД.
До 1958 года, когда экономический спад в США привел к снижению спроса на
Electra, самолет предлагался в двух вариантах: 188А и 188С. На 188С стояли более
мощные двигатели, повышена дальность полета и увеличена максимальная взлетная
масса.
Трудности для Electra начались в феврале 1959 года, когда самолет авиакомпании "American Airliners" разбился на посадке в нью-йоркском аэропорту Ла-Гар-дия.
Причиной стала ошибка экипажа. А в сентябре над Техасом в ясный день по
неустановленной причине потерпел катастрофу лайнер компании "Braniff". Через
шесть месяцев при похожих обстоятельствах разбился самолет "Northwest",
выполнявший рейс Миннеаполис - Майами.
FAA грозилась запретить полеты Electra, но лишь ограничила максимальную скорость
значением 475 км/ч. Очередное происшествие случилось в марте 1960 года, причиной
стал гироскопический эффект винтов, вызвавший вибрацию мотогондол и крыла, -
через 30 секунд крыло разрушилось.
После усиления крыла и мотогондол (программа LEAP - Lockheed Electra Achievement
Program - обошлась в 25 млн долларов) FAA сняла ограничения. К тому моменту "Boeing" уже выпустила ближнемагистральный Model
727 с улучшенными взлетно-посадочными данными. Реактивный лайнер оказался
престижнее, и компания "Lockheed" после февраля 1960 года не смогла продать ни одного самолета Electra,
годом позже свернули серийное производство.
Всего построено 116 самолетов варианта L-188A и 54 - L-188В. Большинство купили
авиакомпании США, но часть попала и в зарубежные авиакомпании - ТАА, "Ansett-ANA", KLM,
"Garuda", QANTAS и TEAL (позже " Air New Zealand").
Несмотря на относительно короткий период серийного выпуска, Electra успел
приобрести завидную репутацию. Особенно в регионах, куда самолеты с ТРД не
летали, - здесь об изделии "Lockheed" плохо не высказывались. Недостатки
устранили, и когда на смену Electra пришли лайнеры с ТРД, L-188 нашли новую
область применения.
Начиная с 1968 года, Electra (примерно 80 бортов) дорабатывали в грузовые
самолеты различных конфигураций с одним или двумя грузовыми люками в фюзеляже,
иногда сохраняя несколько пассажирских кресел.
Часть самолетов продали чартерным авиаперевозчикам, в основном
латиноамериканским. Некоторые машины доработали в специальные варианты, включая
противопожарные и курьерские для перевозки персонала, как это сделали в НАСА.
Последний пассажирский Electra до 2006 года летал в Анголе, самолет принадлежал
компании "Trans Service Airlift". В 2011 году в эксплуатации находились 11
самолетов Electra, большинство - транспортные или противопожарные - в
Великобритании, США и Латинской Америке. ВМС Аргентины использовала один Electra
как самолет радиотехнической разведки до начала 2000-х годов.
Как лайнер Electra не сделал карьеры, зато стал основой для самолетов семейства
Р-3 Orion.