Легкие джеты, light jets - одно из эффективнейших "орудий бизнеса" развитых
стран. Данная категория очень разнообразна. Это небольшие практичные самолеты,
идеально подходящие для непродолжительных перелетов.
Наиболее известные производители в представляемом классе самолетов - компании
Bombardier Aerospace (Канада), Cessna Aircraft и Raytheon Aircraft (США).
Видимое преобладание в данном сегменте рынка американской техники исторически
обусловлено.
Ведь именно Соединенные Штаты активно используют деловую авиацию для частного
бизнеса, составляющего основу экономики страны. А самолеты типа light jets
идеально подходят для решения таких задач.
Такое утверждение в полной мере относится к одному из самых популярных самолетов
данного класса - Learjet 45XR. Компания Bombardier впервые представила
публике свой легкий реактивный бизнес-джет в июле 2002 года.
Он стал развитием самолета Bombardier Learjet 45, созданным для обеспечения
лучшего соотношения "полезная нагрузка - дальность полета" через повышение
характеристик двигателя и увеличение до 454 кг максимального взлетного веса.
Например, Bombardier Learjet 45 XR будет способен перевозить 8 пассажиров на
длинных маршрутах, таких как Лос-Анджелес - Атланта, Москва - Мадрид или Каир -
Париж.
В конце 2004 года началось
проектирование самолета. Первые Learjet 45XR заказчики получили в 2005
году.
Bombardier Learjet 45XR оборудован турбореактивными двигателями Honeywell
TFE731-20-BR, обеспечивающими самолет отличными характеристиками в жаркие дни и
на больших высотах. Стандартная бортовая электроника включает в себя
интегрированную электронную систему управления Honeywell Primus 1000.
Вся полетная и навигационная информация отображается на четырех больших - 20х18
см - экранах EFIS (электронная пилотажно-навигационная система), которые также
отображают информацию системы контроля двигателей и предупреждения экипажа (EICAS).
Learjet 45XR летает быстрее и дальше с большим количеством пассажиров, чем
предыдущая модификация Learjet 40XR. Самолет отличается экономичным расходом
топлива, высокой надежностью и ремонтопригодностью. При классической компановке
дизайн самолета имеет ряд выразительных особенностей - увеличенные стабилизатор
и руль, расширенный пилон двигателя, уменьшенные стабилизаторы треугольной формы
и цельные закрылки. Современное навигационное оборудование и отличные
аэродинамические характеристики позволяют Learjet 45XR уверенно преодолевать
сильную облачность и турбулентность. Модификация Learjet 45XR сконструирована
для эксплуатации в более сложных условиях, чем Learjet 45, в частности для
эффективного выполнения перелетов с полной загрузкой и максимальной заправкой
топлива. Незначительное увеличение веса машины привело к установке более мощных
модифицированных двигателей, благодаря им Learjet 45XR быстрее набирает
необходимую высоту полета.
Не оставляет равнодушным и салон самолета. Округлый интерьер Bombardier Learjet
45 XR был специально разработан, чтобы обеспечить комфорт и функциональность при
перелетах на небольшие расстояния.
Длина салона в 6,0 м сочетается с овальным поперечным сечением салона 1,50 м в
высоту и 1,55 м в ширину. Стандартные двойные клубные кресла, ровный пол, - все
это обеспечивает комфорт салона с посадочными местами для 8 пассажиров. Стоит
также упомянуть, что улучшенный интерьер имеет кресла на 5 см шире обычных, с
дополнительными 15 см пространства для ног.
Несмотря на то, что Learjet 45 принадлежит к малым джетам, он имеет 8
посадочных мест, в нем есть туалетная комната, объединенная с гардеробом, и зона
кухни, которая ориентирована на функции бара, поскольку относительно узкий салон
высотой 1,5 метра не позволяет обслуживать пассажиров на борту, как в ресторане.
В туалетной комнате имеется дополнительное место, сертифицированное для взлета и
посадки, что позволяет при необходимости взять на борт еще одного пассажира. В
самолете нет отдельного багажного отсека, поэтому весь багаж укладывается в
гардероб, расположенный в хвостовой части. Модификация Learjet 45XR отличается
повышенной комфортностью - в отделке салона использованы более дорогие
материалы, увеличено пространство гардероба.
Стоимость самолёта в базовой комплектации в 2008 году ~ $10850000. Большая
часть машин летают в Северной Америке.