На Парижском авиасалоне 2017
года компания Lockheed Martin впервые представила свой
новый грузовой самолет LM-100J Super Hercules, который совершил первый полет менее, чем за
месяц до открытия выставки, 25 мая 2017 г., и представляет собой гражданскую
версию военно-транспортного C-130J. Новый грузовой самолет LM-100J унаследует
многие качества военно-транспортного самолета C-130J. В частности, он будет не
требователен к качеству аэродромов и сможет выполнять посадки как на
асфальтированные и бетонные, так и на грунтовые полосы. Самолет можно будет
эксплуатировать в условиях пустыни. LM-100J сможет взлетать с коротких
взлетно-посадочных полос.
Рамповые "грузовики" занимают довольно узкую нишу на мировом рынке гражданских
самолетов. Тем не менее Lockheed Martin решила вернуться на него, где
единственными конкурентами в среднем классе грузоподъемности 15-25 тонн сегодня,
по сути, являются только китайские турбовинтовые Y-8 и Y-9 (созданы как развитие
советского Ан-12), а также находящиеся в стадии испытаний бразильский реактивный Embraer KC-390 и украинский Ан-178. Кроме перевозки негабаритных грузов, Lockheed Martin видит потенциальные возможности LM-100J в выполнении и ряда
других задач - таких, как тушение лесных пожаров, поисково-спасательные и
гуманитарные операции, борьба с загрязнениями на море, снабжение удаленных
районов парашютно-десантным способом и т.п.
Первая гражданская версия "Геркулеса", Lockheed L-100, была создана еще в 1964
г. на базе военно-транспортного C-130E. В 1965-1992 гг. заказчикам было
поставлено 114 таких машин. На сегодня в эксплуатации остаются 47 самолетов
L-100, которые используются в основном в развивающихся странах, а кое-где входят
в состав военно-воздушных сил.
Программа LM-100J (фирменное обозначение - Модель L-382J) была анонсирована
разработчиком в феврале 2014 г. Тогда вице-президент Lockheed Martin по
военно-транспортным программам Рэй Фаджей заявил, что компания рассчитывает на
поставки 75-100 таких самолетов в ближайшие 20 лет, а общий объем рынка
оценивается в 300 машин. Запуск гражданской версии C-130J произошел на фоне
снижения количества заказов на военно-транспортные варианты самолета и должен
поспособствовать поддержке темпов производства на заводе Lockheed Martin в г.
Мариетта, штат Джорджия. Базовая каталожная цена LM-100J определена в 65 млн
долл.
В техническом плане LM-100J отличается от C-130J незначительно. Если C-130J
предлагается заказчикам в двух основных вариантах - как с обычным, так и
удлиненным фюзеляжем (C-130J-30), то гражданская модификация будет выпускаться
только в одной "длинной" версии (длина самолета - 34,37 м). LM-100J способен
перевозить 18,2 т груза на расстояние до 4000 км, что на 50% дальше предыдущего
L-100.
Благодаря турбовинтовым двигателям Rolls-Royce AE2100D мощностью по 4637
л.с., что на 30% больше, чем у Allison T-56 на L-100, максимальная скорость
возросла на 10% - до 660 км/ч, к тому же новая силовая установка на 15% более
экономична.
К визуальным отличиям коммерческой версии можно отнести отсутствие
дополнительного остекления кабины пилотов, а также наличие внутренней негорючей
обшивки грузовой кабины, что является одним из требований для сертификации
самолета в Федеральной авиационной администрации США (FAA). По составу бортового
оборудования самолет практически на отличается от своего военного прототипа:
так, на нем сохранены индикаторы на лобовом стекле, возможность использования
экипажем очков ночного видения, осталась и функция воздушного десантирования
грузов.
Базовый сертификат типа на C-130J был получен еще в 1998 г., но за прошедшие
годы радиоэлектронное оборудование самолета было существенно обновлено, поэтому
для сертификации LM-100J требуется пройти дополнительные испытания. По словам
вице-президента военно-транспортного подразделения Lockheed Martin Джорджа
Шульца, вскоре на испытания поступит второй экземпляр LM-100J, а все
сертификационные полеты планируется завершить до конца текущего года с
получением дополнения к сертификату типа в начале 2018 г.
Lockheed Martin заявляет, что в настоящее время располагает твердым заказом на
пять LM-100J от неназываемого клиента, а также предварительными договоренностями
о поставках 10 самолетов ирландской компании ASL Aviation Group и еще 10 -
бразильской Bravo Industries. Ожидается начало серийных поставок
LM-100J в четвертом квартале 2018 года.