В конце Второй мировой войны американские авиакомпании начали искать замену
для лайнера DC-3, обслуживающего загруженные линии между крупными городами. В
начале 1945 года "American Airlines" выпустила свои технические требования к
такой машине, побудившие компанию Гленна А. Мартина заняться разработкой
соответствующего проекта.
В соответствии с требованиями "American Airlines" компания "Martin" предложила
двухмоторный низкоплан, оснащенный 18-цилиндровыми двухрядными звездообразными
двигателями Pratt & Whitney R-2800-CA18 Double Wasp. Получивший обозначение
Martin 2-0-2 и часто называвшийся "Martin-Liner", первый из двух прототипов
взлетел 22 ноября 1946 года с заводского аэродрома в Балтиморе, на четыре месяца
отстав от своего конкурента Convair Model 110.
За штурвалом в первом полете находился шеф-пилот фирмы О.Е. Тиббс. Хотя оба
конкурирующих лайнера имели практически одинаковую конфигурацию, машина фирмы "Convair"
подверглась практически полной переработке, прежде чем пошла в серию под
обозначением Model 240.
Martin 2-0-2 получил сертификат уже 12 мая 1947 года, став первым послевоенным
двухмоторным лайнером, сертифицированным в США. В конструкцию внесли ряд
доработок, устранив неустойчивость по крену и курсу, а также проблемы с
двигателями, выявленные в ходе испытаний. Поэтому второй прототип отличался
увеличенным поперечным V внешних частей крыла и большим форкилем изящной формы.
В конструкции этого самолета с носовой опорой шасси и негерметизированным
фюзеляжем круглого сечения, вмещавшим 32-40 пассажиров, был использован ряд
новинок. К их числу относится входная дверь-трап в задней части фюзеляжа,
позволявшая осуществлять посадку и высадку пассажиров без привлечения наземных
средств даже при работающих
двигателях. Пассажирская кабина отличалась высоким комфортом; обычно в ней
устанавливалось 36 кресел, при этом объем багажного отсека составлял 7,95 м3, не
считая небольших багажных полок в салоне.
Лайнер компании "Martin" имел цельнометаллическую полумонококовую конструкцию с
трапециевидным" двухлонжеронным крылом, набранным из профилей Martin W-16. Между
лонжеронами размещались "мягкие" топливные баки емкостью 3785 л, допускавшие
дозаправку снизу для сокращения пребывания на аэродроме. Самолет оснащался
двухщелевыми закрылками, а передние кромки крыла и оперения имели воздушную
противообледенительную систему. Как и на лайнере фирмы "Convair", двигатели
Double Wasp оборудовались реактивными выхлопными патрубками, улучшавшими
охлаждение силовой установки и дававшими совсем небольшую, но дополнительную
тягу. Самолет был оснащен трехлопастными флюгируемыми винтами Hydromatic.
Двигатель Double Wasp развивал мощность 1800 л. с. (1344 кВт) при 2600 об/мин на
эксплуатационной высоте, но с помощью впрыска воды ее можно было увеличить при
взлете до 2400 л. с. (1790 кВт), что упрощало эксплуатацию самолета с коротких
ВПП и в условиях жары и высокогорья. Крейсерская скорость на 70% мощности
составляла 460 км/ч на высоте 3048 м - лочти на 128 км/ч больше, чем у DC-3.
Результаты первых поставок превзошли самые оптимистические прогнозы "Martin" -
авиакомпании сделали большие заказы на новый лайнер. "Eastern Air Lines" и "Northwest
Airlines" заказали по 50 машин, "Pennsylvania Central Airlines" (позднее
переименованная в "Capital Airlines") - 35, "Colonial Airlines" - 20 и TWA - 12.
Более мелкие заказы были также получены от американских компаний "Braniff", "Chicago
& Southern" и "Delta Airlines" и южноамериканских "LAN-Chile" и "Linea
Aeropostal Venezolana".
Разрешение на перевозку пассажиров было выдано 13 августа 1947 года. Первые
самолеты были поставлены "Northwest Airlines", хотя первой в октябре 1947 начала
коммерческую эксплуатацию самолета Martin 2-0-2 "LAN-Chile". "Northwest" начала
полеты в следующем месяце и к сентябрю 1948 года заменила все свои DC-3 на "Martin-Liner".
Еще до начала эксплуатации Model 2-0-2 компания "Martin" приступила к разработке
варианта с гермокабиной Model 3-0-3 и грузового варианта Model 3-0-4. Пилот
Тиббс поднял в воздух прототип Model 3-0-3 3 июля 1947 года, и даже был получен
стартовый заказ на 50 самолетов от "United Airlines".
Между тем первый успех Model 2-0-2 оказался недолгим. Поставки постоянно
срывались, а постоянные отказы техники затрудняли регулярную эксплуатацию
самолетов. После катастрофы в 1948 году полеты лайнеров были запрещены, а
проведенные исследования выявили недостаточную прочность конструкции крыла. Это
в совокупности с неритмичными поставками привело к отзыву заказов. А падение
спроса на рынке внутренних воздушных перевозок США только усугубило проблемы
нового лайнера.
"Northwest" приняла только 25 из 50 заказанных ею Model 2-0-2 и 3-0-3, a "United
Airlines" вообще аннулировала заказ на 50 машин. "Martin" оперативно разработала
программу доработки крыла для уже выпущенных Model 2-0-2 и создала
усовершенствованный вариант, получивший в серии обозначение Model 2-0-2А. Он
отличался двигателями Pratt & Whitney R-2800-CB16 мощностью (со впрыском воды)
2600 л. с. (1940 кВт), увеличенным до 5110 л запасом топлива, возросшей до 19391
кг взлетной массой и доработанным интерьером. Прототип Model 2-0-2, переделанный
в 2-0-2А, поднялся в воздух в июле 1950 года. Компания TWA начала эксплуатацию
Model 2-0-2А 1 сентября того же года. Только для нее было построено 12 машин
этой модификации, помимо двух прототипов и 31 серийного Model 2-0-2.