Спроектированный еще перед Второй мировой войной, Languedoc стал весьма
совершенным самолетом для своего времени. Однако на момент начала выпуска в 1945
году он уже не мог соперничать с Lockheed Constellation и Douglas DC-6.
Ни один из самолетов Languedoc до наших дней не сохранился. Многие нелестно
отзываются о нем, сравнивая с Lockheed Constellation, но это не совсем
правильно. Конечно, Languedoc не имел шасси с носовой опорой, как у
Constellation, но в чем-то он был даже более совершенным, чем L-049, да и работа
над обеими машинами была начата в одно и то же время - в 1937 году. Причем
Constellation был облетан в январе 1943 года, a Bloch MB.160 ("Bloch"
принадлежала с 1936 года "Societe Nationale de Constructions Aeronautiques de
Sud-Ouest") впервые поднялся в воздух в конце 1939 года.
Изначально предназначавшийся для применения в колониях, SO.160 представлял
собой четырехмоторный 20-местный авиалайнер, специально приспособленный под
нужны компании "Air Afrique". Машина была надежная и простая в эксплуатации,
пригодная к использованию в суровых климатических условиях. Самолет оснащался
четырьмя двигателями Hispano Suiza V-12 мощностью по 720 л. с., которые
обеспечивали SO. 160 крейсерскую скорость полета 310 км/ч, максимальную скорость
полета 355 км/ч и дальность полета 1700 км.
В результате небольшой доработки получился вариант SO.161
(MB.161) с увеличенной пассажировместимостью до 30-33 человек и экипажем из пяти человек; первый полет
состоялся в сентябре 1939 года. Самолет был на 2 м длиннее S0.160, имел большее
крыло, двухкилевое оперение и оснащался четырьмя звездообразными двигателями
Gnome-Rhone 14N мощностью по 900 л. с. Крейсерская скорость выросла до 365 км/ч,
а максимальная - до 430 км/ч.
После падения Франции программу S0.161 не закрыли, но работы по ней существенно
замедлились. Лишь 20 самолетов, получивших обозначение SO.161 Bordeaux, были
заказаны компаниями "Lufthansa" и "Air France". Впрочем, бомбардировки завода "Sud-Est"
(бывшая "Dewoitine") в Тулузе, куда перевели производство SO/SE.161, и саботаж
рабочих привели к тому, что до конца войны из цеха не вышел ни один самолет
Languedoc. Прототип SO. 161, однако, поступил в эксплуатацию - он использовался
для перевозки маршала Петена и адмирала Лаваля.
После прихода к власти нового правительства на самолет были размещены новые
заказы, исполнителем была назначена компания "Societe Nationale de Constructions
Aeronautiques de Sud-Est". Самолет, получивший новое обозначение SE.161 и имя Languedoc, в количестве 40 машин был заказан "Air France". Первый серийный
SE.161 получил регистрацию F-BATA; первый полет состоялся 17 сентября 1945 года
с аэродрома Тулуза-Бланьяк. Самолету присвоили имя Languedoc в честь региона
Лангедок, в котором находится Тулуза, и в честь Анри Франсуа Лангедока -
знаменитого французского аса времен Первой мировой войны.
Первый SE.161 получил звездообразные двигатели Gnome-Rhone (14N-44 и 14N-45)
мощностью по 900 л. с. (или взлетной мощностью по 1150 л. с.). Ранние серийные
машины уже оснащались двигателями Gnome- Rhone 14N 24/28 мощностью по 1220 л. с.
После освобождения от нацистов рабочие завода в Тулузе приступили к работе с
удвоенной энергией, и 6 января 1946 года заказчику поставили уже 13-й самолет.
Второй серийный самолет, F-BATB, совершил из Ле Бурже первый пробный полет по
маршруту в апреле 1946 года, а в июне 1946 года самолет поступил в регулярную
эксплуатацию "Air France", заменив построенные по лицензии Ju 52/3m. По заказу
французского правительства и "Air France" было построено 46 самолетов - с
регистрационными номерами от F-BATA до F-BATZ (25 машин), и от F-BCUA до F-BCUZ
(21).
Базовая модификация испытывала ряд проблем, самые главные касались механизма
выпуска/уборки шасси и силовой установки.
В начале 1947 года самолеты получили новые двигатели - Pratt & Whitney 1830
S1C3-G Wasp мощностью по 1220 л. с. - и новое обозначение SE.161/P7. Пять
самолетов с ноября 1947 года были модифицированы в грузовой вариант, а часть
машин получили салоны только второго класса - на 44 кресла.
21 марта 1947 года компания "Sud-Est" получила экспортный заказ - польская
авиакомпания LOT заказала пять машин, оснащенных двигателями Gnome-Rhone 14N
54/55, затем замененными на Gnome-Rhone 14N 68/69. Самолеты поступили в
эксплуатацию в 1948 году, принеся французской компании 60 млн франков, а в 1949
году вернулись во Францию для ремоторизации на двигатели Pratt & Whitney.
К апрелю 1952 года было выпущено 85 самолетов: 40 машин для "Air France", пять -
для LOT, 19 - для ВВС Франции, 15 - для авиации ВМС Франции, а еще шесть
остались у производителя и были переданы правительственным организациям. Даже
несмотря на то, что "Air France" в том же году приступила к выводу самолетов из
эксплуатации, выпуск самолетов продолжался. Большая часть снятых с авиалиний "Air
France" самолетов была передана в другие авиакомпании.
К примеру, три машины поступили в "Air Atlas", одна - в "Air Tunis", две - в "Air
Transport", пять - в испанскую "Aviacion у Comercio" ("Aviaco"), а испанская "Iberia"
приобрела один самолет. Египетская "Misrair" приобрела четыре машины, компания "Air
Liban" - три (один - от "Misrair"), причем минимум один самолет затем был
передан новой компании МЕА, сформированной путем преобразования "Air Liban" в
1963 году. Вероятно, это был последний гражданский Languedoc, находившийся в
эксплуатации ("Aviaco" сняла с эксплуатации свой последний самолет в 1961 году).
Военная карьера Languedoc была непродолжительной в составе ВМС и ВВС Франции.
Морская авиация использовала Languedoc в качестве дальних транспортных и
связных, всего было получено 25 самолетов. 15 самолетов поступили в эскадрилью
31S, дислоцированную в Париж-Орли и затем в Ле Бурже, а еще два самолета приняла
эскадрилья 10S (Кюер). Остальные машины поступили в эскадрилью 56S (Агадир), где
использовались в качестве учебных для подготовки летного состава и отличались
подфюзеляжным обтекателем и удлиненной носовой частью. Шестнадцать SE.161R,
оснащенных двигателями Gnome-Rhone 14R и четырехлопастными воздушными винтами,
использовались ВВС Франции (ЕТ11/61 "Мате") в 1951-1956 годах, а еще три
применялись для экспериментальных и опытных целей. Девять самолетов из ЕТ 61
были списаны 12 декабря 1955 года, остальные пять - 9 февраля 1956 года. На
смену им пришли Breguet 763 и Breguet 765 Sahara.
Последний вариант Languedoc, SE.161/P7S, был поисково-спасательным самолетом,
восемь машин были переоборудованы с 1954 года из самолетов, снятых с
эксплуатации "Air France". Оборудованные гондолой для наблюдателя внизу носовой
части машины и поисковой РЛС внизу средней части фюзеляжа, самолеты
эксплуатировались в желто-голубой окраске и входили в состав 99-й эскадрильи (EARS
99) ВВС Франции, дислоцированной в Мейсон Бланш, Алжир. Причем самолеты несли
гражданскую регистрацию. Большинство из них списали в марте 1960 года, но один
находился в эксплуатации до января 1961 года.
Последним же летающим Languedoc была летающая лаборатория (No.81, F-ZWRF),
приписанная к Казо. Данный самолет сняли с эксплуатации в конце 1964 года.
Ни один из самолетов данного типа не избежал гильотины заводов по утилизации
самолетов.