Уголок неба ¦ Bloch MB.161 (Sud-Est SE.161) Languedoc

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация авиалайнеры
   MB.161 (SE.161) Languedoc
       
Разработчик: Bloch
Страна: Франция
Первый полет: 1939
Тип: Ближнемагистральный пассажирский самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Спроектированный еще перед Второй мировой войной, Languedoc стал весьма совершенным самолетом для своего времени. Однако на момент начала выпуска в 1945 году он уже не мог соперничать с Lockheed Constellation и Douglas DC-6.

Ни один из самолетов Languedoc до наших дней не сохранился. Многие нелестно отзываются о нем, сравнивая с Lockheed Constellation, но это не совсем правильно. Конечно, Languedoc не имел шасси с носовой опорой, как у Constellation, но в чем-то он был даже более совершенным, чем L-049, да и работа над обеими машинами была начата в одно и то же время - в 1937 году. Причем Constellation был облетан в январе 1943 года, a Bloch MB.160 ("Bloch" принадлежала с 1936 года "Societe Nationale de Constructions Aeronautiques de Sud-Ouest") впервые поднялся в воздух в конце 1939 года.

Изначально предназначавшийся для применения в колониях, SO.160 представлял собой четырехмоторный 20-местный авиалайнер, специально приспособленный под нужны компании "Air Afrique". Машина была надежная и простая в эксплуатации, пригодная к использованию в суровых климатических условиях. Самолет оснащался четырьмя двигателями Hispano Suiza V-12 мощностью по 720 л. с., которые обеспечивали SO. 160 крейсерскую скорость полета 310 км/ч, максимальную скорость полета 355 км/ч и дальность полета 1700 км.

В результате небольшой доработки получился вариант SO.161 (MB.161) с увеличенной пассажировместимостью до 30-33 человек и экипажем из пяти человек; первый полет состоялся в сентябре 1939 года. Самолет был на 2 м длиннее S0.160, имел большее крыло, двухкилевое оперение и оснащался четырьмя звездообразными двигателями Gnome-Rhone 14N мощностью по 900 л. с. Крейсерская скорость выросла до 365 км/ч, а максимальная - до 430 км/ч.

После падения Франции программу S0.161 не закрыли, но работы по ней существенно замедлились. Лишь 20 самолетов, получивших обозначение SO.161 Bordeaux, были заказаны компаниями "Lufthansa" и "Air France". Впрочем, бомбардировки завода "Sud-Est" (бывшая "Dewoitine") в Тулузе, куда перевели производство SO/SE.161, и саботаж рабочих привели к тому, что до конца войны из цеха не вышел ни один самолет Languedoc. Прототип SO. 161, однако, поступил в эксплуатацию - он использовался для перевозки маршала Петена и адмирала Лаваля.

После прихода к власти нового правительства на самолет были размещены новые заказы, исполнителем была назначена компания "Societe Nationale de Constructions Aeronautiques de Sud-Est". Самолет, получивший новое обозначение SE.161 и имя Languedoc, в количестве 40 машин был заказан "Air France". Первый серийный SE.161 получил регистрацию F-BATA; первый полет состоялся 17 сентября 1945 года с аэродрома Тулуза-Бланьяк. Самолету присвоили имя Languedoc в честь региона Лангедок, в котором находится Тулуза, и в честь Анри Франсуа Лангедока - знаменитого французского аса времен Первой мировой войны.

Первый SE.161 получил звездообразные двигатели Gnome-Rhone (14N-44 и 14N-45) мощностью по 900 л. с. (или взлетной мощностью по 1150 л. с.). Ранние серийные машины уже оснащались двигателями Gnome- Rhone 14N 24/28 мощностью по 1220 л. с. После освобождения от нацистов рабочие завода в Тулузе приступили к работе с удвоенной энергией, и 6 января 1946 года заказчику поставили уже 13-й самолет. Второй серийный самолет, F-BATB, совершил из Ле Бурже первый пробный полет по маршруту в апреле 1946 года, а в июне 1946 года самолет поступил в регулярную эксплуатацию "Air France", заменив построенные по лицензии Ju 52/3m. По заказу французского правительства и "Air France" было построено 46 самолетов - с регистрационными номерами от F-BATA до F-BATZ (25 машин), и от F-BCUA до F-BCUZ (21).

Базовая модификация испытывала ряд проблем, самые главные касались механизма выпуска/уборки шасси и силовой установки.

В начале 1947 года самолеты получили новые двигатели - Pratt & Whitney 1830 S1C3-G Wasp мощностью по 1220 л. с. - и новое обозначение SE.161/P7. Пять самолетов с ноября 1947 года были модифицированы в грузовой вариант, а часть машин получили салоны только второго класса - на 44 кресла.

21 марта 1947 года компания "Sud-Est" получила экспортный заказ - польская авиакомпания LOT заказала пять машин, оснащенных двигателями Gnome-Rhone 14N 54/55, затем замененными на Gnome-Rhone 14N 68/69. Самолеты поступили в эксплуатацию в 1948 году, принеся французской компании 60 млн франков, а в 1949 году вернулись во Францию для ремоторизации на двигатели Pratt & Whitney.

К апрелю 1952 года было выпущено 85 самолетов: 40 машин для "Air France", пять - для LOT, 19 - для ВВС Франции, 15 - для авиации ВМС Франции, а еще шесть остались у производителя и были переданы правительственным организациям. Даже несмотря на то, что "Air France" в том же году приступила к выводу самолетов из эксплуатации, выпуск самолетов продолжался. Большая часть снятых с авиалиний "Air France" самолетов была передана в другие авиакомпании.

К примеру, три машины поступили в "Air Atlas", одна - в "Air Tunis", две - в "Air Transport", пять - в испанскую "Aviacion у Comercio" ("Aviaco"), а испанская "Iberia" приобрела один самолет. Египетская "Misrair" приобрела четыре машины, компания "Air Liban" - три (один - от "Misrair"), причем минимум один самолет затем был передан новой компании МЕА, сформированной путем преобразования "Air Liban" в 1963 году. Вероятно, это был последний гражданский Languedoc, находившийся в эксплуатации ("Aviaco" сняла с эксплуатации свой последний самолет в 1961 году).

Военная карьера Languedoc была непродолжительной в составе ВМС и ВВС Франции. Морская авиация использовала Languedoc в качестве дальних транспортных и связных, всего было получено 25 самолетов. 15 самолетов поступили в эскадрилью 31S, дислоцированную в Париж-Орли и затем в Ле Бурже, а еще два самолета приняла эскадрилья 10S (Кюер). Остальные машины поступили в эскадрилью 56S (Агадир), где использовались в качестве учебных для подготовки летного состава и отличались подфюзеляжным обтекателем и удлиненной носовой частью. Шестнадцать SE.161R, оснащенных двигателями Gnome-Rhone 14R и четырехлопастными воздушными винтами, использовались ВВС Франции (ЕТ11/61 "Мате") в 1951-1956 годах, а еще три применялись для экспериментальных и опытных целей. Девять самолетов из ЕТ 61 были списаны 12 декабря 1955 года, остальные пять - 9 февраля 1956 года. На смену им пришли Breguet 763 и Breguet 765 Sahara.

Последний вариант Languedoc, SE.161/P7S, был поисково-спасательным самолетом, восемь машин были переоборудованы с 1954 года из самолетов, снятых с эксплуатации "Air France". Оборудованные гондолой для наблюдателя внизу носовой части машины и поисковой РЛС внизу средней части фюзеляжа, самолеты эксплуатировались в желто-голубой окраске и входили в состав 99-й эскадрильи (EARS 99) ВВС Франции, дислоцированной в Мейсон Бланш, Алжир. Причем самолеты несли гражданскую регистрацию. Большинство из них списали в марте 1960 года, но один находился в эксплуатации до января 1961 года.

Последним же летающим Languedoc была летающая лаборатория (No.81, F-ZWRF), приписанная к Казо. Данный самолет сняли с эксплуатации в конце 1964 года.

Ни один из самолетов данного типа не избежал гильотины заводов по утилизации самолетов.





 ЛТХ:
Модификация   SE.161
Размах крыла, м   28.38
Длина, м   24.25
Высота, м   5.57
Площадь крыла, м2   111.30
Масса, кг  
  пустого самолета   12700
  нормальная взлетная   22000
Тип двигателя   4 Gnome-Rhone 14N
Мощность, л.с.   4 х 1150
Максимальная скорость , км/ч   425
Крейсерская скорость , км/ч   330
Практическая дальность, км   1000
Практический потолок, м   7200
Экипаж, чел   5
Полезная нагрузка:   33 пассажира


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип MB.161-01
 SE.161 ВВС Франции
 SE.161
 SE.161
 SE.161
 SE.161
 SE.161
 SE.161
 SE.161 ВМС Франции
 SE.161 в паре с Leduc 010
 Поисково-спасательный SE.161
 Патрульный SE.161
 Патрульный SE.161
 Пассажирский салон SE.161
 Кабина пилотов SE.161

  Схемы:

 SE.161
 Схема пассажирского салона

  Варианты окраски:

 SE.161 ВВС Франции  (c) Olivier Beernaert
 Поисково-спасательный SE.161 (c) Olivier Beernaert
 SE.161 авиакомпании Air France  (c) Владимир Быков

 



 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Sud-Est Languedoc
Aviafrance. Un siecle d'aviation francaise. SNCASE SE-161
Aeroplane Monthly. Barry Wheeler. Languedoc - France's first post-war airliner
Le Fana de l'Aviation. Philippe. Ricco. Le Bloch MB-161 "Bordeaux"
EdCoatescollection.com. F-BATE SNCASE SE-161 Languedoc


Уголок неба. 2014 



 

  Реклама: