К концу 1970-х годов DC-9 находился в эксплуатации уже 15 лет, поэтому
компания MDD решила открыть новую страницу в его истории. Семейство удлиненных
лайнеров MD-80 повторило успех предшественника, послужив базой для создания
MD-90/Boeing 717.
1973 году "Douglas Aircraft Company", дочерняя компания "McDonnell Douglas
Corporation", завершавшая на тот момент работы по DC-9 Series 50, приступила к
изучению возможности создания на его базе нового варианта. Были рассмотрены
различные предложения - все на базе двигателей Pratt & Whitney JT8D
(устанавливались на всех DC-9). Наконец, в октябре 1977 года с получением от "Swissair"
заказа на 15 машин был дан официальный старт программе создания лайнера DC-9
Super 80. Сохранив внешнюю схожесть с предшественниками, Super 80 в реальности
был совершенно новым самолетом, так что "McDonnell Douglas" даже применила к
машине новое обозначение MD-80.
В сравнении с лайнерами семейства DC-9 Series 50, новый Super 80/MD-80 имел
удлиненный до 45 м фюзеляж - перед крылом находилась вставка на 3,9 м (восемь
шпангоутов), а в хвостовой части фюзеляжа имелась вставка на 0,5 м (один
шпангоут). Самолет был рассчитан на перевозку 137 пассажиров в смешанной
компоновке и 172 - в плотной, экономичной компоновке. Под полом салона
размещались грузовые отсеки объемом 36,6 м3.
Крыло MD-80 имело новый центроплан и дополнительную концевую секцию на каждой
консоли длиной по 0,6 м, в результате чего размах крыла увеличился на 4,4 м, а
площадь - на 28%. Для нового лайнера выбрали двигатель Pratt & Whitney JT8D-209
с высокой степенью двухконтурности, тяга двигателя - 83,25 кН (плюс резерв 3,38
кН в случае отказа двигателя).
Главной особенностью рассчитанной на двух летчиков пилотской кабины стала
цифровая электронная система управления полетом компании "Sundstrand",
интегрированная с автоматом тяги и цифровой системой автоматической посадки
Sperry (CAT 1IIA). Электронный пилотажный индикатор компании "Honeywell" с
индикаторами на ЭЛТ был доступен в качестве опционального варианта взамен
электромеханических приборов. С 1983 года на самолет стали устанавливать
электронную систему регулировки характеристик (Performance Management System),
аналогичную той, что была создана для McDonnell Douglas DC-10. Система,
связанная с автопилотом и автоматом тяги, позволяла автоматически контролировать
угол тангажа и тягу двигателей с целью обеспечения оптимальной скорости и
расхода топлива при наборе высоты, крейсерском полете и снижении.
Первый лайнер семейства Super 80/MD-80, самолет MD-81 N980DC, совершил первый
полет с аэродрома "Douglas Aircraft Company" в Лонг-Бич, штат Калифорния, 18
октября 1979 года, а следом 6 декабря 1979 года и 29 февраля 1980 года в воздух
поднялись второй и третий лайнеры (N1002G и N1002W). Стартовым заказчиком стала
компания "Swissair", получившая первую машину 12 сентября 1980 года, и 5 октября
она выполнила первый полет по маршруту Цюрих - Франкфурт.
Модификации
: |
|
|
MD-80 |
первая серийная
модификация |
MD-81 |
(первоначально Super 81) - основной
вариант с двумя турбовентиляторными
двигателями JT8D-209 с тягой по 82 кН.
Максимальный взлетный вес 29200 кг,
перевозит от 125 до 146 пассажиров. |
MD-82 |
(первоначально Super 82) - оснащен
усовершенствованными двигателями Pratt
& Whitney JT8D-217 217, создающими тягу 89 кН.
Максимальный взлетный вес 67900 кг.
Впервые поднялся в воздух 8 января 1981 г., пассажировместимость 137-146 человек;
также по лицензии выпускается в Китае с
1986г. |
MD-83 |
оснащенный дополнительными топливными баками, более тяжелый (максимальный
взлетный вес 72600 кг), имеющий увеличенную дальность полета,
самолет MD-83 совершил свой первый полет 17 декабря 1984г. MD-83
имеет мощные двигатели Dash 219 с тягой по 93
кН , более энергоемкие шасси и тормоза.
Как и предыдущие модели штатно оснащен
системами самолетовождения и
электронной индикации, автоматической
системой управления полетом с
определением сдвига ветра фирмы Honeywell. |
MD-87 |
уменьшенный
вариант MD-80, фюзеляж укорочен на 5,3 м. Самолет вмещает от 109 до
130 пассажиров. Первый полет состоялся 4 декабря 1986г., первые
поставки компаниям Финэйр и Свиссэйр - в ноябре 1987г. |
MD-88 |
стандартный
MD-82, но с усовершенствованным приборным оборудованием: с
индикаторами на электронно-лучевых трубках и системой предупреждения
скольжения; первый полет - 15 августа 1987г., первый образец передан
авиакомпании Дельта в январе 1988г. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
MD-80 |
Размах крыла, м |
32.80 |
Длина самолета, м |
45.00 |
Высота самолета, м |
9.00 |
Площадь крыла,м2 |
118.00 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного самолета |
35629 |
максимальная взлетная |
67900 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Pratt Whitney
JT8D-200 |
Тяга, кН |
2 х 89.00 |
Максимальная скорость, км/ч |
925 |
Крейсерская скорость, км/ч |
872 |
Экономическая скорость, км/ч |
814 |
Практическая дальность, км |
3800 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка |
до 172 пассажиров в смешанном классе |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2015
|