В 1994 году вышло постановление Правительства России о создании грузопассажирского многоцелевого самолета МиГ-110. Главная проблема состояла в том, что предприятие МИГ не имело достаточного опыта
в разработке самолетов подобного назначения. За основу конструкции выбрали двухбалочную схему с широким фюзеляжем.
Двухдвигательный МиГ-110 способен перевозить контейнеры, микроавтобусы. Такая машина крайне необходима на местных линиях, особенно для нефтяников, геологов, спасателей МЧС. Она может быть
использована и военными.
В нашем российском авиапарка МиГ-110 предназначается роль заменить отслужившие свой срок Ан-24, Ан-26. Як-40 и им подобные машины. Для многоцелевого самолета тщательно разрабатывалась концепция
на основе изучения существующего рынка.
Сегодня есть свободная ниша для машин со взлетной массой 15-18 т. с коммерческой нагрузкой до 5 т. Важно и то, что здесь будет использовано все отечественное - технологии, материалы, системы,
двигатели.
Проектировщики рассчитывают, что МиГ-110 станет относительно недорогим, простым в эксплуатации и легким в управлении и освоении летным составом. Главное же - он сможет базироваться на небольших
грунтовых и высокогорных аэродромах, а также укатанных площадках на снегу. Для его успешной эксплуатации достаточно всего лишь километровой ВПП.
Самолет предназначен для перевозки пассажиров и грузов по воздушным трассам и вне их, в различных климатических условиях, в любое время года и суток.
Эксплуатируется на аэродромах с бетонными, грунтовыми и снежными укатанными взлетно-посадочными полосами, включая высокогорные. Самолет может конвертироваться из грузового в грузопассажирский
варианты и наоборот в условиях аэродрома. Способен перевозить колесную технику типа "минивэн" и
негабаритные грузы.
Варианты применения самолета:
-
конвертируемый (грузовой,
грузопассажирский, пассажирский)
-
базируемый на внутренних
водоемах (с "поплавками")
-
транспортно-санитарный
-
операционно-реанимационный
-
административный
-
поисково-спасательный
-
патрульный
-
пожарный и аварийно-спасательный
-
сельскохозяйственный
-
экологического мониторинга
-
лабораторно-исследовательский
-
разведки зон рыболовства и
ледовой обстановки
-
учебно-тренировочный
МиГ-110 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями ТВ7-117С и шестилопастными малошумными винтами СВ-34. Максимальная взлетная масса машины -15.3 т. Размеры грузового отсека практически такие же,
как и Ан-72.
Сыграет свою положительную роль и двухбалочная схема машины. Тяжелые автомобили и автопогрузчики смогут вплотную подходить к грузовой рампе. И это - при относительно малых размерах самолета. Эта
схема позволит при помощи незначительных переоборудований фюзеляжа проводить многочисленные модификации самолета по назначению.
Значительное внимание при разработке МиГ-110 уделялось безопасности полета. При отказе одного из двигателей полет можно продолжать и на одном работающем Тщательно подобранная аэродинамика машины
вполне гарантирует все необходимые запасы управляемости и устойчивости, зарезервированы все основные системы самолета и источники его питания. В итоге машина будет доступна летчику средней
квалификации.
Успех в конструктивном совершенстве самолета стал возможен еще и потому что его изначальную разработку возглавил старейший и опытнейший авиаконструктор Николай Захарович Матюк. В октябре 1999-го
маститому конструктору исполнилось 90 лет, но он и поныне занимает должность заместителя директора программы МиГ-110 Л.Г.Шангелая.
К сожалению, нетрудно заметить, что программа МиГ-110 постепенно обрастает годами. Ведь разработка такого, явно необходимого, самолета включена в программу развития гражданской авиации еще до
2000 года. Но вот финансировалась она, по известным причинам, крайне недостаточно.
Начала работать совместная с Авиарегистром России макетная комиссия Обновлены все производственные связи со смежниками, завершены все аэродинамические продувки в ЦАГИ.
Дело упрощается тем, что ОКБ органически входит в корпорацию "МИГ". Ее заводы уже имеют большой опыт в производстве пассажирских самолетов. Это "Ил-12,14,18. В настоящее время на производственных
мощностях корпорации готовится к выпуску Ту-334. Так что производственный опыт у ОКБ имеется. Вдохновляет и то. что по общему мнению специалистов, МиГ 110 по некоторым технико-экономическим
характеристикам даже будет превосходить уровень, достигнутый в мировом авиастроении.
Главная проблема, конечно же в интенсивности капиталовложения в разработку и постройку МиГ 110. До 1997-го финансирование производилось из бюджетных и собственных средств. Правительство Москвы
также поддерживает проект. Но без успеха идет поток и иностранных инвесторов. На отечественных предприятиях авиапрома проектировщикам МиГ-110 оказывается поддержка. Например, корпорация «МиГ» и
нижегородский авиазавод "Сокол" ведут переговоры о совместном серийном производстве машины. По итогам проведенного в России и странах СНГ маркетинга определена потребность заказчиков в 1900 МиГ-110.
Из них для России -1200.
В 2001 году была выпущена конструкторская документация, по которой был изготовлен опытный образец для летных испытаний.
В 2003 году в производство будут запущены отдельные агрегаты, системы и узлы первого опытного грузопассажирского самолета МиГ-110. Серийное
производство самолетов типа МиГ-110 будет организовано на предприятиях российской самолетостроительной корпорации (РСК) "МИГ". В частности, на Луховицком авиационном производственно-испытательном
комплексе, входящем в состав РСК "МИГ", в канун 2003 года будет открыт новый сборочный корпус, рассчитанный не менее, чем на три линии сборки самолетов типа МиГ-110, а также МиГ-АТ и Ту-334. В
Луховицах будет производиться сборка и облет построенных самолетов с предпродажными (перед поставкой покупателю) испытаниями. Однако серийное производство агрегатов, систем и узлов в
Производственном центре имени Воронина в Москве пока сохраняется.
Примерная стоимость самолета - не более 7,5 млн долл. С учетом затрат на НИОКР окупаемость программы наступит после продажи примерно 40-50 самолетов.
Потенциальная потребность отечественной гражданской авиации в самолетах подобного класса, по оценке экспертов, составляет примерно 200 машин.