B мае 2013 года на европейском салоне деловой авиации EBACE-2013 швейцарский
производитель турбовинтовых самолетов Pilatus Aircraft наконец-то представил
свой новый проект - первый в истории фирмы реактивный самолет PC-24.
Двухмоторный самолет легкого класса поступит в эксплуатацию в 2017 г. К этому
моменту, согласно прогнозам, парк легких бизнес-джетов вырастет до 7,5 тыс.
единиц, в том числе за счет разнообразных новых моделей Cessna, Embraer и
Bombardier Learjet. Так что реактивному первенцу Pilatus придется искать свое
место на весьма тесном рынке.
Однако руководители Pilatus считают, что PC-24 создаст новую нишу, которую они
называют "сегмент универсальных реактивных самолетов", поскольку новая модель
будет сочетать взлетно-посадочные характеристики PC-12 (короткие дистанции
взлета и посадки, в том числе с грунтовых полос) с объемом салона, типичным для
класса midsize, большим грузовым люком в задней части фюзеляжа и крейсерской
скоростью легкого реактивного самолета. Все это за 8,9 млн долл.
В качестве потенциальных эксплуатантов Pilatus видит почтовые службы,
спасателей, местные воздушные линии и правительственные авиаотряды, а также
традиционную клиентскую базу владельцев PC-12: состоятельных граждан, чартерных
операторов и корпоративные авиационные отделы.
По словам председателя совета директоров компании Оскара Швенка, проектные
изыскания начались около пяти лет назад, но компания сохраняла атмосферу полной
секретности. Даже дилеры компании узнали о подробностях программы не намного
раньше, чем широкая публика, - за несколько дней до официального анонса на EBACE.
"Мы узнали о программе одновременно и почти столько же, что и остальные
посетители салона. И теперь мое отношение к программе более позитивное, чем до
объявления, - поделился Пэт Эппс, глава американской компании Epps Aviation,
которой принадлежит дилерский центр Pilatus Center South. - Она на шесть лет
отстает от конкурентов, но я думаю, этот самолет, имея скорость более 400 узлов,
создаст новую нишу. Он большой. Он сможет поспорить с соперниками".
Однако Эппс отмечает, что тогда как большая часть турбовинтовых PC-12 нашли
владельцев в США, его реактивный собрат PC-24, скорее всего, будет популярен в
основном за пределами Штатов: на северо-западе Канады, в Китае, Азии, Латинской
Америке.
Pilatus действительно провел обширное исследование рынка перед запуском
программы, опросив, в частности, крупных операторов PC-12. "Они интересовались
нашими рекомендациями, - подтверждает Питер Докинг, руководитель авиационного
отдела австралийской компании Adelaide’s Royal Flying Doctor Service, в парке
которой более 30 самолетов PC-12. - Я считаю, что это нишевый самолет, в чем-то
той же категории, что и PC-12. Идея легкого реактивного самолета с большим
грузовым люком очень нам импонирует. Погрузить на борт носилки с лежащим на них
пациентом в обычный самолет весьма затруднительно".
Докинг рассказал, что имеет большой опыт работы в горнодобывающей
промышленности, где традиционно применяются турбовинтовые машины с возможностью
короткого взлета и посадки на грунтовые полосы, это особенно актуально на этапе
разработки новых месторождений. Перед конструкторами PC-24 была поставлена цель
спроектировать самолет, способный выполнять те же задачи, что и турбовинтовые ВС,
при этом в пассажирском варианте перевозить десять человек. "Эти самолеты
перевозят вахтовых рабочих, они постоянно в воздухе. Мне кажется, Pilatus затеял
неплохую историю. PC-24 - это огромный шаг вперед по сравнению с King Air или
PC-12", - считает Докинг.
В разработанную Pilatus архитектуру пилотской кабины ACE встраивается модульный
комплекс Honeywell APEX второго поколенияВ конструкции планера будут
использованы высокопрочные алюминиевые сплавы. Так же как и у военного
учебно-тренировочного PC-21, у нового флагмана Pilatus будет фирменный
аэродинамический профиль малого сопротивления, что и обеспечит PC-24 возможность
крейсерского полета на большой высоте с высокой скоростью и способность взлетать
и садиться на короткие полосы. Примечательно, что основные стойки шасси будут
двухколесными, с пневматиками низкого давления и антиюзовой системой торможения.
Чтобы выдержать баланс между характеристиками при полете на больших и малых
скоростях, у крыла будет небольшая стреловидность, внутренние и концевые
выдвижные закрылки и большой площади тормозные интерцепторы. Расчетная скорость
сваливания при максимальном взлетном весе - 81 узел, длина пробега - 770 м.
Стандартная взлетная дистанция - 820 м, при взлете с аэродрома на возвышении
1500 м при ISA +20°C - 1350 м. С такими ВПХ этому самолету будет доступно на
1300 больше аэродромов, чем новому легкому Embraer Phenom 300.
"Не так уж просто совместить полет на эшелоне FL450 с наличием спойлеров и
закрылков, необходимых для взлета и посадки с коротких полос", - отмечает Швенк.
Обширная программа обдува в аэродинамической трубе была проведена в Праге, в
Национальной аэрокосмической лаборатории в Нидерландах и в RUAG в Швейцарии.
Самолет оснащен большим грузовым люком в задней части фюзеляжаБлагодаря
возможности взлета и посадки с грунтовых полос, PC-24 будут доступны 21 тыс.
аэродромов (помимо тех, куда обычно летают бизнес-джеты). Носовая стойка будет
оснащена специальным дефлектором для предотвращения попадания посторонних
предметов в двигатели, а закрылки будут защищены от повреждения камешками,
вылетающими из-под колес.
Салон самолета объемом 14 м3 будет 155 см в высоту, 170 см в ширину и 700 см в
длину от перегородки кабины пилотов до заднего гермошпангоута. Иллюминаторы
будут самыми большими в классе midsize. Давление в салоне на максимальной высоте
полета 450 тыс. футов будет на уровне 2,5 тыс. м. В передней части фюзеляжа
будет полностью изолированный туалет. Для размещения багажа в салоне
предусмотрен объем от 1,4 до 2,5 м3 (в зависимости от компоновки).
Таким образом, пространства в салоне больше, чем в Citation XLS+, но меньше, чем
в Hawker 900XP. Однако в отличие от большинства самолетов класса midsize, пол
будет плоским, и помимо пассажирского входа в передней части фюзеляжа в задней
части будет грузовой люк. Утопленный проход добавил бы места для высоких
пассажиров, но усложнил бы работу с грузами.
Производитель намеревается предложить шесть вариантов компоновки салона,
предусматривающих размещение 6–8 пасс. в корпоративной версии и десять - в
пассажирской, а также чисто грузовой и комбинированный варианты.
"Согласно конструкторским расчетам, PC-24 потребуется 30 мин для набора высоты
до эшелона FL450", - говорит Швенк. Максимальная крейсерская скорость на высоте
300 тыс. футов - 425 узлов. Максимальная полезная нагрузка - 1135 кг; с полными
баками полезная нагрузка сокращается до 415 кг, то есть самолет перевезет
четырех пассажиров на расстояние 1950 морских миль (3611 км). Швенк не рассказал
о расчетных характеристиках на эшелоне FL450, но, вероятно, скорость будет около
400–410 узлов, при этом расход топлива окажется немного больше, чем у Citation
CJ4, поскольку у этих самолетов практически одинаковые силовые установки и
сходная дальность полета. PC-24 возьмет на борт всего на 56 кг больше горючего,
чем CJ4.
Силовую установку, включающую два двигателя FJ44-4A тягой 1,5 т каждый и ВСУ,
поставит компания Williams International.
Компоновка салона предусматривает размещение 6–8 пассажиров в корпоративной
версии и 10 - в пассажирской, а также чисто грузовой и комбинированный вариантыВ
разработанную Pilatus архитектуру пилотской кабины ACE (расшифровывается как Advanced Cockpit Environment) встраивается модульный комплекс Honeywell APEX
второго поколения с четырьмя 12-дюймовыми дисплеями, расположенными буквой Т.
Комплекс будет включать автоматы тяги, системы раннего предупреждения близости
земли (EGPWS) и опасного сближения (TCAS II), лазерную инерциальную систему (Laseref
IRS), курсовой заход на посадку с вертикальным наведением (LPV). Система
навигационных указаний RNP 0.3 и система синтетического видения Honeywell
SmartView будут предложены в качестве опции.
В швейцарском городе Штанс уже начато производство компонентов для самолета.
Выкатка намечена на середину 2014 г., первый полет - на конец года. Три летных
образца будут участвовать в программе испытаний продолжительностью 2500 ч,
сертификация FAA и EASA должна завершиться к 2017 г.
По словам Швенка, несколько потенциальных покупателей уже высказали готовность
оставить депозит на покупку самолета, однако он откладывает продажи до момента
выкатки первого прототипа в следующем году, видимо, не желая связывать себя
изначальными конструкторскими расчетами. Имея готовый самолет и точные ЛТХ, он
начнет принимать невозвратные депозиты и давать гарантии.
"Pilatus всегда задавал тон, - говорит Швенк. - Новый самолет - сам себе класс".
Надо отметить, что когда Pilatus запустил программу PC-12, рынок таких самолетов
был более чем сомнительный, но на сегодняшний день поставлено более 1100
одномоторных турбовинтовых самолетов. PC-24 потенциально может стать одним из
самых инновационных легких бизнес-джетов на безнадежно тоскливом рынке.
10 мая впервые в воздух
поднялся новейший бизнес-джет компании – реактивный РС-24. Самолет с
бортовым номером HB-VXA (Prototype P01) взлетел из аэропорта Buochs и
провел в воздухе 55 минут, достигнув высоты в 10000 футов (около 3000
м).
К rконцу
2015 года Pilatus Aircraft изготовил уже два летных экземпляра
РС-24, третий будет готов через несколько месяцев. В ближайшие два года
прототипы должны налетать, как минимум 2300 летных часов. Сертификация и
поставка первого самолета остаются неизменной – начало 2017 года.
Сейчас Pilatus Aircraft
обеспечен производством РС-24 на три года. Напомним, что на майской
выставке ЕВАСЕ-2014 Pilatus Aircraft открыла прием заказов на PC-24,
стоимостью $8,9 млн. По сообщению производителя, в течение первых двух
дней работы выставки портфель заказов пополнился на 84 самолета. Таким
образом, все слоты на поставку PC-24, запланированные между началом
поставок в 2017 году и до конца 2019, были проданы. Продажи
осуществлялись на основе обязательных договоров и невозмещаемых
депозитов, и все заказчики бизнес-джета взяли на себя такие
обязательства. В Pilatus приняли сознательное решение не принимать
заказы на поставку в 2020 и позднее, предпочитая подождать развития
ситуации на рынке. После того как самолет будет сертифицирован, компания
объявит планы открытия слотов на поставку PC-24 после 2020 года.