SAAB 2000 - пассажирский турбовинтовой самолёт шведской фирмы
SAAB
предназначенный для местных авиалиний. Его использование позволяет значительно
расширять сеть международных полетов. Один из самых быстрых турбовинтовых
самолётов в мире, он совмещает скорость, близкую к скорости реактивного самолета
и экономичность винтового. Является удлиненной версией Saab 340. Это первая
гражданская машина, на которую установлен усовершенствованный двигатель Allison
(сейчас Rolls-Royce) AE-2100.
Компания SAAB использовала модель S340, как основу для создания нового
50-местного высокоскоростного турбовинтового авиалайнера SAAB 2000. Начало
программе положил первый заказ от 15 декабря 1988 г. на 25 самолетов от
авиакомпании Кроссэйр (Crossair). К концу 1989 года эскизный проект SAAB 2000
был завершен. В работе над Saab 2000 принимали участие различные компании.
Испанская CASA отвечала за проектирование и сборку крыла. Финская Валмет
(Valmet) строила целиком хвостовое оперение и рули высоты, а английская компания
Вестленд (Westland) отвечала за хвостовую часть фюзеляжа. Для оснащения кабины
был выбран комплект авиационного электронного оборудования Коллинз Пролайн
(Collins Proline) 4. Самолет отличается сравнительной тишиной в салоне, что
достигается благодаря особой системе шумоподавления. Cалон авиалайнера рассчитан
на 105 пассажиров, крейсерская скорость составляет 850 км/час. Дальность полета
при полной коммерческой загрузке составляет 2 400 километров.
Для интенсификации продаж компания SAAB приняла концепцию "использования
второстепенных аэродромов". Другими словами, она планировала построить самолет,
способный летать со скоростью 360 морских миль/час (665 км/час; 413 миль/час) на
расстояние более 1000 морских миль (1 852 км; 1 150 миль), что было сравнимо со
скоростью самолета BAe 146 (Avro RJ). Гарантировалась скороподъемность как у
реактивного самолета: время подъема на высоту 6 096 м (20000 футов) - 11 минут.
В качестве силовой установки предполагался либо двигатель Дженерал Электрик
(General Electric) GE38, либо турбовентиляторный двигатель Пратт-Уитни (Pratt &
Whitney) PW300. В конечном итоге совместно с авиакомпанией Кроссэйр компания
SAAB выбрала турбовинтовой двигатель Аллисон (Allison) GMA 2100, вращавший
шестилопастные винты Доути (Dowty) с низким уровнем шума. Первая разрезка
металла произошла в Линкепинге в феврале 1990 г., а первый полет опытный
экземпляр совершил 26 марта 1992 г.
Программа испытаний четырех самолетов началась с экземпляра No.2 (SE-002),
участвовавшего в сертификации по устойчивости и управляемости. Этот самолет
совершил большое количество полетов при высокой температуре и в неблагоприятных
погодных условиях, дважды летал в Испанию.
Первым экземпляром, построенным по стандартам серийного самолета, стал SE-003, с
помощью которого были сертифицированы все системы, сертификация автопилота
прошла в середине 1993 г. Летные испытания функциональной надежности проводились
на самолете No.4 (SE-004), они были частью программы испытаний, в соответствии с
которой общий налет всеми самолетами превысил 1200 часов. Все гарантированные
компанией SAAB летные характеристики подтверждены или улучшены.
Дистанции разбега и пробега сокращены на 100-200 м. Время набора высоты 6 100 м
от момента растормаживания колес - менее 8 минут. В доказательство этого самолет
SAAB 2000 легко побил мировой рекорд скороподъемности для самолетов своего
класса (ранее он принадлежал самолету Грумман (Grumman) E-2 и равнялся 10
минутам). Весовые и характеристики дальности стандартного серийного самолета
оказались лучше ожидаемых. Прогнозируемая крейсерская скорость на высоте 8 534 м
равняется 665 км/час, это выше ожидаемой. При пикировании самолет без
отрицательных эффектов достиг скорости 794 км/час. Благодаря крейсерской
скорости свыше 665 км/ч SAAB-2000 является одним из самых скоростных
турбовинтовых самолётов в мире. Силовая установка состоит из двух 6-лопастных
двигателей AE2100 производства Rolls-Royce.
Салон самолёта имеет 50 пассажирских кресел в компоновке 2+1 и оборудован
активной системой шумоподавления, состоящей из 72 микрофонов и 36 акустических
излучателей. Расстояние между рядами кресел составляет 81 см.Международные
требования к уровню шума были превышены на 9,1 децибела. Компания создала
уникальную противошумовую систему, которая прошла летные испытания на самолете SAAB 340. Эта система имеет множество микрофонов, установленных за обшивкой
салона, которые улавливают уровень шума, а затем создают противоположную волну
равной длины, что позволяет эффективно "выключать" внешние акустические
воздействия и вибрации.
Первоначально компания прогнозировала, что к концу века на рынке потребуется
1400 новых 40- и 50-местных авиалайнеров, в связи с чем рассчитывала продать 400
экземпляров SAAB 2000. Ее первыми заказчиками стали авиакомпании Кроссэйр и
Дойче (Deutsche) ВА. В России эксплуатируется авиакомпанией "Полёт".