Уголок неба ¦ North American Sabreliner

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация самолеты мал
   Sabreliner
       
Разработчик: North American
Страна: США
Первый полет: 1962
Тип: Административный самолет
  ЛТХ     Доп. информация
   


Разработанный под требования ВВС США от 1956 года, North American (затем Rockwell) Т-39 послужил базой для создания бизнес-джетов Sabreliner и Sabre, строившихся более трех десятилетий.  "North American" была уверена в большом потенциале самолета для гражданских нужд, поэтому в 1962 году было принято соответствующее решение. Первым вариантом стал N.A-265-40, или Sabreliner Series 40. В целом идентичный Т-39А, он был оснащен гражданским вариантом двигателя J60, получившим обозначение Pratt & Whitney JT12A-6A. С ноября 1966 года двигатели заменили на JT12A-8 тягой 14,7 кН, улучшившими высотные характеристики машины.

Первый самолет (N7820C) имел комфортабельный салон на 11 пассажиров, каталожная стоимость машины составила 795 тысяч долларов. Продажи шли успешно, и к сентябрю 1965 года NAA получила 54 заказа, что позволило начать поставки в октябре и увеличить производительность до трех машин в месяц. Было построено 137 самолетов Series 40, на них установили несколько рекордов, включая беспосадочный перелет между Ньюфаундлендом и Лиссабоном протяженностью 3845 км со средней скоростью 909 км/ч.

Усовершенствованный Sabreliner 40 использовался ВМС США для подготовки будущих пилотов морской авиации. Самолет получил обозначение T-39N и заменил Cessna Т-47А Citation, которые ранее сменили T-39D. В 1964 году был построен один Sabreliner 50 для отработки авионики и различных систем,он использовался подразделением "Autonetics Division" компании "North American", в частности,участвовал в испытаниях навигационной системы Mk II и системы автоматического следования рельефу местности для самолета F-111D/E. В 1967 году к Sabreliner 40 присоединился удлиненный на 96 см вариант Sabreliner 60, сертифицированный в мае 1967 года и рассчитанный на перевозку 10 пассажиров.

22 сентября 1967 года NAA объединилась с "Rockwell-Standard Corporation", новая компания получила название "North American Rockwell Corporation", а позже стала подразделением "Sabreliner" компании "Rockwell International". Выпуск самолетов продолжился в Эль Сегундо.

В 1971 году был представлен усовершенствованный и упрощенный вариант Sabreliner 40, получивший обозначение Sabreliner Commander. В следующем году ввиду роста взлетной массы машины ее переименовали в Sabreliner Commander 40А, а базовый Sabreliner 40 стал обозначаться Sabreliner 40А. ВМС США заказали в мае 1967 года семь Sabreliner 40, им присвоили обозначение VT-39E (затем СТ-39Е), а в сентябре 1971 года были заказаны 10 самолетов CT-39G (Sabreliner 60) для ВМС и КМП США. Sabreliner 70, отличавшийся новым фюзеляжем с пятью квадратными окнами, был сертифицирован 17 июня 1970 года, но были собраны лишь девять машин, а их название вскоре изменили на Sabreliner 75.

На Sabre 80 установили двигатель Garrett AiResearch ATF 3, но предпочтение все же отдали General Electric CF 7002D-2, испытанному на прототипе Sabre 70. Новый самолет, получивший фюзеляж от Sabre 70/75, обозначался "Rockwell" как Series 80, но продавался с октября 1972 года как Sabre 75А. Заказ на 15 машин поступил и от FAA, где они использовались для калибровки навигационных приборов и пр. В 1974 году выпуск Sabre 40 был прекращен, в производстве оставались только Sabre 60 и 75А.

Последний серийный вариант - Sabre 65 с Garrett TFE731 -3 - имел межконтинентальную дальность полета. Первый серийный самолет был выкачен в 1979 году, облетан 8 апреля 1979 года и стал поставляться с 1981 года. Наиболее отличительной особенностью Sabre 65 стало крыло с суперкритическим профилем марки Raisbeck. Компания "Raisbeck" рекомендовала новое крыло для установки на все самолеты семейства Sabre, a Sabre 60 предлагалось ремоторизировать, установив двигатель TFE731.

Sabre 60 также можно было приобрести с двигателями JT12A-8; Sabre 75А с новым крылом получил обозначение Sabre 80А. Было выпущено 72 самолета Sabre 75А и 76 самолетов Sabre 65, а 1 января 1982 года сборка самолетов в Эль Сегундо была прекращена - "Rockwell" уступила права на выпуск самолетов компании "Sabreliner Corporation" из Сент-Луиса. В 1988 году компания представила программу "Excalibur", предусматривавшую увеличение срока службы самолетов моделей Sabre 40 и 60. Сегодня крупнейший оператор Sabreliner - ВМС США, часть машин находится в гражданской эксплуатации.

     



 Модификации :

 Sabreliner 40

 девятиместный административный самолет с тремя иллюминаторами с каждой стороны фюзеляжа.

 Sabreliner 50

 только один самолет, похожий на модель серии 40, который являлся испытательным стендом для электронного оборудования компании Норт Американ Аутонэтикс Дивижн. 
 Sabreliner 60
 десятиместный вариант с удлиненным на 0,97 м фюзеляжем, пятью иллюминаторами с каждой стороны и с двигателями JT12A-8 тягой 1497 кгc. Cертифицирован в апреле 1967г. 
 Sabreliner 65
 находился в серийном производстве до конца 1981г., имел крыло с суперкритическим профилем и турбовентиляторные двигатели Garrett TFE731-3-1D; опытный самолет совершил первый полет 29 июня 1977г. 
 Sabreliner 75
 опытный самолет совершил первый полет 4 декабря 1969г. под обозначением Sabreliner 70, с увеличенным диаметром фюзеляжа и прямоугольными иллюминаторами; сертифицирован в июне 1970г., но в 1973г. вытеснен самолетом модель 75А с двигателями CF700, совершившим первый полет 18 октября 1972г. 
 Sabreliner 80А
 самолет модель 75А с улучшенными летными характеристиками; первый полет совершен в апреле 1978г. 
 Sabreliner 85
 проект варианта с новым крылом, новым двигателем и удлиненным фюзеляжем.



 ЛТХ:
Модификация   Sabreliner 65
Размах крыла, м   15.37
Длина, м   14.30
Высота, м   4.88
Площадь крыла, м2   35.30
Масса, кг  
  пустого   6420
  максимальная взлетная   10886
Тип двигателя   2 ТРД Garrett TFE731-3-1D
Тяга, кгс   2 х 1678
Максимальная скорость, км/ч   905
Крейсерская скорость, км/ч   883
Практическая дальность, км   4447
Практический потолок, м   13715
Экипаж, чел   2
Полезная нагрузка:   9 пассажиров


 Доп. информация :


  Чертеж "North American Sabreliner 40"
  Чертеж "North American Sabreliner 75"
  Фотографии:

 Sabreliner 40  (c) Joshua McGoun
 Sabreliner 65  (c) Robert Burke
 Sabreliner 75  (c) Andrew Compolo
 Пассажирский салон Sabreliner 60 (c) Stefano Rota
 Кабина пилотов Sabreliner 65 (c) Alex McMahon

  Схемы:

 Sabreliner 40




 

Список источников:

de Agostini. Мировая Авиация. Rockwell Sabreliner
Дональд Д. Полная энциклопедия мировой авиации: Самолеты и вертолеты XX столетия
Aerofiles. North American
Airliners.net: North American Sabreliner


Уголок неба. 2018 



 

  Реклама: