Разработанный под требования ВВС США от 1956 года, North American (затем
Rockwell) Т-39 послужил базой для создания бизнес-джетов Sabreliner и Sabre,
строившихся более трех десятилетий.
"North American" была уверена в большом потенциале самолета для гражданских
нужд, поэтому в 1962 году было принято соответствующее решение. Первым вариантом
стал N.A-265-40, или Sabreliner Series 40. В целом идентичный Т-39А, он был
оснащен гражданским вариантом двигателя J60, получившим обозначение Pratt &
Whitney JT12A-6A. С ноября 1966 года двигатели заменили на JT12A-8 тягой 14,7
кН, улучшившими высотные характеристики машины.
Первый самолет (N7820C) имел комфортабельный салон на 11 пассажиров, каталожная
стоимость машины составила 795 тысяч долларов. Продажи шли успешно, и к сентябрю
1965 года NAA получила 54 заказа, что позволило начать поставки в октябре и
увеличить производительность до трех машин в месяц. Было построено 137 самолетов Series 40, на них установили несколько рекордов, включая беспосадочный перелет
между Ньюфаундлендом и Лиссабоном протяженностью 3845 км со средней скоростью
909 км/ч.
Усовершенствованный Sabreliner 40 использовался ВМС США для подготовки будущих
пилотов морской авиации. Самолет получил обозначение T-39N и заменил Cessna
Т-47А Citation, которые ранее сменили T-39D. В 1964 году был построен один Sabreliner 50 для отработки авионики и различных систем,он использовался
подразделением "Autonetics Division" компании "North American", в
частности,участвовал в испытаниях навигационной системы Mk II и системы
автоматического следования рельефу местности для самолета F-111D/E. В 1967 году
к Sabreliner 40 присоединился удлиненный на 96 см вариант Sabreliner 60,
сертифицированный в мае 1967 года и рассчитанный на перевозку 10 пассажиров.
22 сентября 1967 года NAA объединилась с "Rockwell-Standard Corporation", новая
компания получила название "North American Rockwell Corporation", а позже стала
подразделением "Sabreliner" компании "Rockwell International". Выпуск самолетов
продолжился в Эль Сегундо.
В 1971 году был представлен усовершенствованный и упрощенный вариант Sabreliner
40, получивший обозначение Sabreliner Commander. В следующем году ввиду роста
взлетной массы машины ее переименовали в Sabreliner Commander 40А, а базовый Sabreliner 40 стал обозначаться Sabreliner 40А. ВМС США заказали в мае 1967 года
семь Sabreliner 40, им присвоили обозначение VT-39E (затем СТ-39Е), а в сентябре
1971 года были заказаны 10 самолетов CT-39G (Sabreliner 60) для ВМС и КМП США.
Sabreliner 70, отличавшийся новым фюзеляжем с пятью квадратными окнами, был
сертифицирован 17 июня 1970 года, но были собраны лишь девять машин, а их
название вскоре изменили на Sabreliner 75.
На Sabre 80 установили двигатель Garrett AiResearch ATF 3, но предпочтение все
же отдали General Electric CF 7002D-2, испытанному на прототипе Sabre 70. Новый
самолет, получивший фюзеляж от Sabre 70/75, обозначался "Rockwell" как Series
80, но продавался с октября 1972 года как Sabre 75А. Заказ на 15 машин поступил
и от FAA, где они использовались для калибровки навигационных приборов и пр. В
1974 году выпуск Sabre 40 был прекращен, в производстве оставались только Sabre
60 и 75А.
Последний серийный вариант - Sabre 65 с Garrett TFE731 -3 - имел
межконтинентальную дальность полета. Первый серийный самолет был выкачен в 1979
году, облетан 8 апреля 1979 года и стал поставляться с 1981 года. Наиболее
отличительной особенностью Sabre 65 стало крыло с суперкритическим профилем
марки Raisbeck. Компания "Raisbeck" рекомендовала новое крыло для установки на
все самолеты семейства Sabre, a Sabre 60 предлагалось ремоторизировать,
установив двигатель TFE731.
Sabre 60 также можно было приобрести с двигателями JT12A-8; Sabre 75А с новым
крылом получил обозначение Sabre 80А. Было выпущено 72 самолета Sabre 75А и 76
самолетов Sabre 65, а 1 января 1982 года сборка самолетов в Эль Сегундо была
прекращена - "Rockwell" уступила права на выпуск самолетов компании "Sabreliner
Corporation" из Сент-Луиса. В 1988 году компания представила программу "Excalibur",
предусматривавшую увеличение срока службы самолетов моделей Sabre 40 и 60.
Сегодня крупнейший оператор Sabreliner - ВМС США, часть машин находится в
гражданской эксплуатации.
Модификации
: |
|
|
Sabreliner 40 |
девятиместный
административный самолет с тремя иллюминаторами с каждой стороны
фюзеляжа. |
Sabreliner 50 |
только
один самолет, похожий на модель серии 40, который являлся
испытательным стендом для электронного оборудования компании Норт Американ Аутонэтикс Дивижн. |
Sabreliner 60 |
десятиместный
вариант с удлиненным на 0,97 м фюзеляжем, пятью иллюминаторами с
каждой стороны и с двигателями JT12A-8 тягой 1497 кгc. Cертифицирован
в апреле 1967г. |
Sabreliner 65 |
находился в серийном производстве до конца 1981г., имел крыло с суперкритическим профилем и
турбовентиляторные двигатели Garrett
TFE731-3-1D; опытный самолет совершил первый
полет 29 июня 1977г. |
Sabreliner 75 |
опытный
самолет совершил первый полет 4 декабря 1969г. под обозначением Sabreliner 70, с увеличенным
диаметром фюзеляжа и прямоугольными
иллюминаторами; сертифицирован в июне
1970г., но в 1973г. вытеснен самолетом модель
75А с двигателями CF700, совершившим первый
полет 18 октября 1972г. |
Sabreliner 80А |
самолет модель 75А с улучшенными летными характеристиками; первый
полет совершен в апреле 1978г. |
Sabreliner 85 |
проект варианта с новым крылом, новым двигателем и удлиненным
фюзеляжем. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Sabreliner 65 |
Размах крыла, м |
15.37 |
Длина, м |
14.30 |
Высота, м |
4.88 |
Площадь крыла, м2 |
35.30 |
Масса, кг |
|
пустого |
6420 |
максимальная взлетная |
10886 |
Тип двигателя |
2 ТРД Garrett TFE731-3-1D |
Тяга, кгс |
2 х 1678 |
Максимальная скорость, км/ч |
905 |
Крейсерская скорость, км/ч |
883 |
Практическая дальность, км |
4447 |
Практический потолок, м |
13715 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
9 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2018
|