Прославленный военный Sunderland был создан на базе гражданской летающей
лодки "Empire" класса "С", но затем и сам послужил основой для разработки ряда
гражданских моделей.
Когда после окончания Второй мировой войны авиакомпании стали возобновлять свою
деятельность, некоторые из них вновь обратились к летающим лодкам, но появление
современных "сухопутных" авиалайнеров, и рост сети аэродромов способствовали
довольно быстрому уходу летающих лодок с рынка авиаперевозок. Но до той поры
здесь доминировал Short Sunderland, а точнее его гражданские варианты
Sandringham и Solent. Даже в годы войны компания ВОАС поддерживала несколько
маршрутов, которые обслуживали летающие лодки семейств "Empire" и "Golden Hind".
Впрочем, войну пережили лишь 13 из них, а на смену им с 1942 года стали
поступать "демобилизованные" Sunderland Mk III - компания получила 24 таких
самолета.
После войны летающие лодки Sunderland были приведены в надлежащее состояние -
модифицировано и установлено необходимое оборудование, а вместо грубых кабин
быстро оборудовали комфортабельные пассажирские салоны. Первый такой самолет,
G-AGJM, имел салон на 16 пассажиров, а на более поздних машинах оборудовали еще
один салон на 8 мест. Но на машинах осталось выдвижное окошко бомбоприцела в
носовой части (бомбоприцел, конечно, убрали, но окошко использовалось для
швартовки), а хвостовая турель была закрыта грубоватым обтекателем. ВОАС
получила затем еще три списанные из ВВС Sunderland, переоборудованные под
стандарт Hythe. Схожим образом переоборудованные Sunderland III и V получили и
другие эксплуатанты, включая уругвайскую компанию CAUSA, аргентинские "Aerolineas
Argentinas" и "Dodero", австралийскую "Trans Oceanic Airways" и новозеландскую "National
Airways Corporation". Один из переданных компанией ВОАС самолетов, G-AGKX, стал
первым, получившим комфортабельный салон на 24 пассажира для дневных полетов и
16 пассажиров - для ночных рейсов, а также новые более "зализанные" носовой и
хвостовой обтекатели. Самолет получил также новое обозначение - Sandringham Mk
1, но так и остался в единственном экземпляре. Впрочем, название Sandringham
применялось и к последующим переоборудуемым летающим лодкам, как и новые,
обтекаемой формы носовой и хвостовой обтекатели, закрывавшие демонтированные
стрелковые турели.
Sandringham 2 был в целом идентичен первой машине, но оснащался двигателями
Pratt and Whitney R-1830-92 и имел двухпалубный пассажирский салон (нижняя
палуба - 28 мест, верхняя - 17 мест и бар). Первые две машины были
переоборудованы по заказу компании "Dodero", которая заказала и два самолета
Sandringham 3, рассчитанных на перевозку 21 пассажира и имевших обеденный зал и
коктейль-бар на верхней палубе. Компания TEAL получила четыре Sandringham Mk 4,
переданных затем авиаперевозчикам "Ansett" и QANTAS, а ВОАС - девять
однопалубных Sandringham Mk 5 вместимостью 22 пассажира для дневных рейсов и 16
- для ночных (их переоборудовали из Sunderland Mk V, оснащенных двигателями
Pratt and Whitney).
Норвежская компания DNL приобрела три переоборудованных Sunderland Mk V и
эксплуатировала их на прибрежных маршрутах. Машины сохранили РЛС ASV.6C и
получили обозначение Sandringham Mk 6. Авиакомпания ВОАС получила 30-местные
Sandringham Mk 7, один из которых эксплуатировался до конца 1960-х годов и
завершил карьеру уже как 45-местная летающая лодка. Последний Sandringham был
выпущен не компанией "Shorts" - это был принадлежавший ранее новозеландским ВВС
самолет Sunderland Mk 5, конвертированный в 1964 году в гражданскую летающую
лодку местной компанией "Ansett". Отличительной его чертой был более выступающий
вперед носовой обтекатель.
Многие самолеты Hythe и Sandringham сменили за свою гражданскую карьеру не
одного оператора. Так, три бывшие в эксплуатации в ВОАС самолета Hythe затем
приобрел Барри Айкман и использовал их для перевозки грузов во время Берлинского
воздушного моста. Затем он приобрел еще семь Hythe и один Sandringham Mk 1 и
образовал компанию "Aquila Airways", начав перевозки на маршрутах в Лиссабон и
на Мадейру в июне 1949 года.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Sandringham |
Размах крыла, м |
34.38 |
Длина самолета, м |
26.72 |
Высота самолета, м |
10.45 |
Площадь крыла,м2 |
156.72 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного самолета |
21868 |
максимальная взлетная |
35652 |
Тип двигателя |
4 ПД Pratt Whitney Twin Wasp R-1830-92 |
Мощность, л..с |
4 х 1200 |
Максимальная скорость, км/ч |
405 |
Крейсерская скорость, км/ч |
382 |
Практическая дальность, км |
3540 |
Практический потолок, м |
5240 |
Экипаж, чел |
9 |
Полезная нагрузка |
до 45 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|