Перед вступления во Вторую Мировую на Локхид разрабатывался ряд интересных
проектов гражданских самолетов помимо классической линейки "Электр"/"Лодестаров"
(Model 10 Electra, Model 12 Electra Junior, Model 14 Super Electra, Model 18
Lodestar). Это были Vega Starliners и Модели 16, 19, 27, 44 и 49 - из них свет
увидели только первый и последний. К окончанию войны,
в 1944ом году, президент фирмы Роберт Гросс (Robert Gross) создал свой внутренний "комитет
Брабазона" (в Великобритании в ходе войны был создан комитет
под председательством John Moore-Brabazon, определивший направления
послевоенного развития британской гражданской авиации). Гросс собрал команду из
инженеров и менеджеров фирмы, которые провели исследование среди авиакомпаний и
их потенциальных клиентов с целью узнать, что за самолеты потребуется в США
после войны. На основании этого опроса были определены наиболее востребованные
классы самолета - первый уже был претворен в жизнь, требовалось его только
обновить - это был L-049, второй, региональный на 14 пассажиров, еще только
требовалось создать.
Дополнительный стимул появился после Международной
авиационной конференции в Чикаго, проведенной в августе 1944, где под именем
"Сатурн" был представлен новый самолет от Локхид, фирме удалось получить заказов
на более чем 500 штук. Цена машины была определена в $85000 при условии что
количество заказов наберется на 4 млн. долларов. Для нее был даже выдуман слоган:
"to do the big business of the little airline and the little business of the big
airline". К концу 1944 работы над "Сатурном" интенсировались, была создана
группа под руководством Дона Палмера (Don Palmer) (позже его сменил F. A. Smith)
с базированием в Бербанке, Калифорния (скоро там возникнет легендарный Skunk
Works). Проект получил внутрифирменное обозначение L-146, видимо далее, с
продвижением работ, появились варианты L-156 и L-176. Надо пояснить что
именование "Model 75" героя рассказа производственное, обозначение такого
формата присваиваются с началом изготовления.
"Сатурн" и "Шутинг Стар" (P-80 Shooting Star) стали двумя самыми крупными
программами Локхида на 44-45 года; поскольку шла война, то, конечно, приоритет
был у реактивного истребителя. До пассажирского самолета руки добрались только
после окончания войны, причем "рук" было очень много - на XP-80 ушло 118 900
человеко-часов инженерного труда, а на "Saturn" - 189 600. Результат был неплох -
современный цельнометаллический самолет, шасси с носовым колесом, ламинарное
крыло. Схема высокоплана с минимально возможным расстоянием от земли была
выбрана для удобства пассажиров - они могли выйти из самолета через собственные
трапы самолета, и разгрузочно-погрузочных работ - прямо с платформы грузового
автомобиля. Салон мог легко трансформироваться из пассажирского на 14 мест в
транспортный, для перевозки 1360 кг, или в смешанный вариант для перевозки 10
или 12 человек и грузов. В передней части, за кабиной пилотов и перед
пассажирским салоном, был оборудован большой багажный отсек, в корме по желанию
мог монтироваться санузел. Замечательная особенность - основные стойки шасси,
мотогондолы, горизонтальное оперение, закрылки были симметрично взаимозаменяемы,
для левой стороны и для правой стороны были одинаковыми, что очень упрощало
жизнь небольших авиакомпаний, ведь на складах можно было держать меньший запас
запчастей. Самолет был предназначен для эксплуатации с неподготовленных
аэродромов, большое внимание было уделено повышению эксплуатационных данных -
сокращению затрат на обслуживание, эксплуатационных расходов, на максимизацию
эффективности. К 1946 году выяснилось что самолет выходит дороже ранее
объявленной суммы, новая цена стала $100000.
Машина проектировалась под радиальный 9цилиндровый авиамотор Continental GR9-A,
развитие выпускаемого по лицензии Wright R-975 Whirlwind, двигателя, знаменитого
в первую очередь как танковый. Мощность "Райтов" была в районе 300-400 л.с., на
GR9-A удалось ее поднять до 600 л.с.
Первый полет прототипа Lockheed Model 075-77-01 Saturn с серийным номером
75-1001 и гражданской регистрацией NX90801 был совершен 17 июня 1946 года. В
кабине пилотов находились летчики-испытатели Rudy Thoren и Tony LeVier. Самолет
показал плохое поведение на скоростях, близких к скорости сваливания, что было
легко ликвидировано наплывом на передней кромке крыла. Большей проблемой стало
недостаточное охлаждение двигателя, к тому же оказалось, что его мощности
недостаточно для "Сатурна".
Попытки исправить ситуацию ни к чему не привели, и в
конце 1946 года было даже объявлено что развитие проекта временно приостановлено
из за отсутствия надежного двигателя требуемой мощности. Однако через несколько
месяцев, в феврале 47 такой двигатель нашелся. Им стал семицилиндровый Wright
744C-7BA-1, более известный как Wright R-1300. Мотор от "Райт" имел большую
мощность - 700 л.с., и больший на 250 мм диаметр. Перестроенный под него
прототип получил новое обозначение - Model 075-57-01, первый полет обновленного
"Сатурна" был сделан 8 августа 1947. С новым двигателем проблемы самолета с
мотоустановкой были решены.
Помимо модели "-01" предлагалась Model 075-57-02, у которой в кормовой части
присутствовала сдвигаемая перегородка, позволяющая разграничивать объем салона
выделяя отдельную кабину под груз, естественно со снятием части кресел. Но
второй прототип был заказан также как Модель 075-57-01, его серийный номер
75-1002, регистрация NX90802. Он так и не был закончен, списан и сдан на слом в
начале 1948.
Та же судьба и в то же время постигла первый прототип. Рынок был
перенасыщен огромным количеством (31 тысяча!) списанных военно-транспортных
самолетов: Douglas C-47 (DC-3) и C-54 (DC-4), Beech C-45 (Model 18), военными
модификациями Lockheed Model 18 Lodestar; при этом цена на DC-3 составляла 25-30
тысяч долларов, на Бичкрафт - 3500 USD. В таких условиях у "Сатурна", несмотря
на все его достоинства, не было шансов - вместо сотен самолетов заказ был сделан
всего лишь на двенадцать - Kansas City Airways в августе 45го выразила желание
купить 9 самолетов, и австралийская Aircrafts (Ply) Ltd в июне 45го на три,
причем почему-то оснащенных 450лошадными Wright Whirlwind. В 1948 программа была
окончательно закрыта, Lockheed на "Сатурне" потеряла 6 млн долларов, а два
прототипа были уничтожены для списания налогов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Saturn |
Размах крыла, м |
22.56 |
Длина самолета, м |
15.69 |
Высота самолета, м |
6.05 |
Площадь крыла,м2 |
46.60 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
5153 |
максимальная взлетная |
7257 |
Тип двигателя |
2
ПД Wright 744C-7BA-1 |
Мощность, л.с. |
2 х
700 |
Максимальная скорость, км/ч |
367 |
Крейсерская скорость, км/ч |
301 |
Практическая дальность, км |
965 |
Cкороподъемность,
м/мин |
402 |
Практический потолок, м |
8075 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
14 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2016
|