19 мая 2008 года состоялся первый полет регионального пассажирского самолета "Сухой Суперджет-100" (Superjet-100
или SSJ-100, прежнее наименование RRJ - Russian Regional Jet).
Событие, которого с таким нетерпением ждала вся российская общественность и которое несколько раз откладывалось, прошло на удивление скромно - в стиле,
больше характерном для советского периода тотальной засекреченности нашего авиапрома. Это выглядело настолько непонятным, особенно на фоне безудержной рекламы самолета, которую на
протяжении уже нескольких лет в России и за рубежом ведет его разработчик - ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" (ГСС), что практически сразу же вызвало кривотолки. "Это, мягко
говоря, странное и необычное поведение, - сказал на следующий день после полета аналитик компании RyeMan&GorSecurities Ленар Хафизов.
- Как правило, авторитетные авиастроительные компании осуществляют такого рода презентации на публичном уровне. Самыми желанными гостями являются потенциальные заказчики и
журналисты, которые пафосно описывают преимущества... новинки. Я убежден, что авиационный мир будет воспринимать "скрытый" полет SSJ-100
двузначно... Конспиративную тактику можно толковать как страх, неуверенность и недоверие к возможностям и свойствам SSJ-100".
Наверное, такая трактовка внезапного приступа скромности у руководства ГСС вполне может иметь право на существование, хотя мы не станем утверждать, что все именно так и было. Мы
вообще не будем гадать, а постараемся говорить только о вещах понятных, бесспорных, заявленных официально через СМИ или высказанных автору этих строк профессионалами, имеющими
отношение к теме. Так вот: даже предварительный анализ имеющейся информации позволяет заключить, что в таком характере проведения первого полета SSJ-100
нет ничего странного. Напротив: он естественным образом отражает современную ситуацию вокруг всей программы "Суперджета", в которой плотно переплелись и
поводы для гордости, и причины опускать глаза в землю.
Сегодня программа "Суперджета" представляет собой плотный клубок контрастов, и рассуждения на эту тему мы начнем с изложения ее положительных сторон. Прежде всего, следует
отметить удачный выбор рыночной ниши будущего самолета -- региональные перевозки (в основном, на дальность до 3000 км) сравнительно небольшого количества пассажиров (около
100). Последние 5-6 лет именно этот сектор рынка переживает наиболее бурный рост, причем не только в странах бывшего СССР, где еще недавно наблюдался провал
перевозок, но и в остальном мире. Причем в России и странах СНГ ситуация на региональных маршрутах наиболее благоприятна для появления нового самолета: здесь как раз происходит
массовый вывод из эксплуатации морально и физически устаревших лайнеров Ан-24, Ту-134 и Ту-154. И хотя на освободившееся место в российском небе уже претендуют Ту-334 и Ан-148, а
также ряд лайнеров зарубежного производства, по большому счету региональная ниша все еще остается незанятой. А если учесть степень поддержки, которую оказывает программе
SSJ-100 правительство РФ и степень влияния правительства на российские бизнес-структуры, то можно не сомневаться, что самолет получит
значительный спрос на внутреннем рынке.
Теперь о господдержке подробнее. Безусловно, это одна из самых сильных сторон организации всех работ над самолетом, и за ее масштаб перед талантом менеджеров ОАО "Авиационная
холдинговая компания
"Сухой" следует снять шляпу. До SSJ-100 создание гражданских самолетов в новой России было, образно говоря, личным делом каждого
ОКБ. Вспомним хотя бы, как намучились туполевцы с финансированием достройки и испытаний Ту-334! Или другой пример -- Ан-148, на разработку которого украинское государство выделило
аж 5% от общего объема в 300 млн. USD реально затраченных средств. В случае с "Суперджетом" все не так. В феврале этого года Президент
российской Объединенной авиастроительной корпорации (OAK) Алексей Федоров оценил стоимость создания этого лайнера в 1,4 млрд.
USD. При этом доля государственных средств, включая прямые бюджетные отчисления, кредиты госбанков и погашение процентов по другим кредитам,
по данным министра экономического развития и торговли РФ Германа Грефа, только за период 2006-08 гг. составила более трети названной суммы. То есть если сравнить объемы госсредств
в программах SSJ-100 и Ан-148, то в первой их примерно в 33 раза больше! Однако господдержка - это не только непосредственно деньги.
Это и фактическое обеспечение стартового заказа (государство является основным акционером "Аэрофлота", который стал первым покупателем самолета), и оказание давления на другие
авиакомпании с целью их отказа от Ту-334 и Ан-148 в пользу SSJ-100, и снятие таможенных пошлин на импортные комплектующие, и
формирование соответствующих настроений среди российской общественности. О такой заботе со стороны родного государства любая самолетостроительная фирма может только мечтать.
Еще один важнейший момент: SSJ-100 создается принципиально новой управленческой и технологической структурой, сформированной по
западному образцу и носящей рыночный характер. ГСС - дочерняя компания холдинга "Сухой", которая специально создана под SSJ-100. Она в
полной мере взяла на себя ответственность за весь жизненный цикл своего продукта: проектирование и разработку, маркетинг и продажи, сертификацию, производство и послепродажное
обслуживание. А именно этого и требует сейчас рынок. Кроме того, являясь акционерным обществом, ГСС имеет возможность привлекать различные кредиты, вступать в альянсы с партнерами
и вообще выполнять необходимые рыночные процедуры, продиктованные целесообразностью развития программы SSJ-100. Заметим: это
обеспечивает "Суперджету" огромное преимущество перед конкурентами, которые разработаны конструкторскими бюро еще старого советского образца, ведь отвечающие за их послепродажную
поддержку структуры еще находятся в стадии формирования.
Особенно ярко гибкость ГСС проявилась в отношениях с западными партнерами. Практически с самого начала реализации проекта, то есть с 2000 г., только что созданная структура
подняла на свое знамя сотрудничество с "Боингом". Как неоднократно подчеркивалось в пресс-релизах ГСС, именитая американская компания выступала в роли консультанта по общим
вопросам управления программой, определения облика самолета, организации работы с заказчиками и их послепродажной поддержки. При этом непосредственно в конструировании
SSJ-100 американцы участия не принимали и собственных средств в программу не вкладывали. Однако, даже если участие "Боинга" в реальности было
всего лишь PR-ходом, то это был весьма удачный ход, поскольку имидж заокеанского авиастроительного гиганта среди российских
эксплуатантов авиатехники очень высок. Более конкретное сотрудничество ГСС удалось наладить с итальянской фирмой Alenia Aero-nautica.
В августе 2007 г. с ней было создано совместное предприятие (доля "Сухого" - 49%) с задачей продажи и послепродажного обслуживания SSJ-100
в Европе. Еще одно совместное предприятие - между российским двигателестроительным НПО "Сатурн" и французской компанией SNECMA
- было создано для разработки двигателя SaM-146, предназначенного для установки на самолет.
Если продолжить разговор об участии в проекте иностранных компаний, то оно по российским меркам беспрецедентно. Практически все основные системы самолета либо полностью созданы
и поставляются из-за рубежа, либо сделаны при небольшом участии российских предприятий. Так, цифровую систему дистанционного управления самолетом поставляет
Liebherr Aerospase. Весь комплекс бортового радиоэлектронного оборудования интегрируется и поставляется компанией Thales.
Она же является разработчиком и поставщиком тренажеров для подготовки летного состава. Оборудование и интерьер пассажирского салона - забота В/Е
Aerospase, вспомогательная силовая установка - Honeywell, гидросистема -
Parker, шасси - Messier-Dowty, тормоза - Goodrich,
электросистема - Artus, SAFT и Leach International. И так далее, включая
маршевые двигатели. Все это фирмы мирового масштаба (поэтому здесь и не приведена их национальная принадлежность), лидеры в своих секторах рынка, и сотрудничество с ними, да еще
столь широкое, призвано принести много пользы российским предприятиям. Ну и, конечно, сделать SSJ-100 более конкурентоспособным на
мировом рынке.
Естественно, реализовывать, как пишут рекламисты ГСС, самый амбициозный и перспективный проект российского авиастроения следовало с использованием наиболее передовых технологий.
Поэтому создание SSJ-100 с самого начала велось с применением методов трехмерного компьютерного проектирования, и "Суперджет" стал
вторым в СНГ самолетом (после Ан-148), сконструированным по безбумажной технологии. Что же касается других технологических аспектов программы, то во многих из них менеджеры ГСС
проявили здоровый консерватизм. Так, на SSJ-100 практически не используются полимерные композиционные материалы и алюминиево-литиевые
сплавы, а титан применен лишь в конструкции пилонов двигателей и шасси. Конечно, это несколько снижает весовую отдачу самолета, да и вообще идет вразрез с мировыми тенденциями, но
зато позволяет более уверенно прогнозировать поведение конструкции с течением времени.
Большой долей консерватизма отмечено не только конструктивное исполнение машины, но и ее аэродинамическая компоновка: низкоплан классической схемы с двигателями на пилонах под
крылом SSJ-100 настолько похож на другие современные региональные лайнеры, что, увидев его в аэропорту, простой пассажир врядли
отличит от какого-нибудь Embraer-190 или Mitsubishi MRJ. В то же время, по заявлению
начальника департамента аэродинамики ГСС Владимира Терехина, "Суперджет" обладает более совершенным крылом, чем конкуренты, а также лучшей местной аэродинамикой. Вся компоновка
лайнера настроена на крейсерский полет с числами М=0,78-0,79, и на этой скорости SSJ-100 должен по топливной эффективности на 10%
превосходить "Эмбраер-190".
Детально характеризовать бортовые системы самолета нужды нет: как читатели уже, наверное, поняли - это конгломерат достаточно современных изделий, кое-какие из которых полностью
идентичны тем, что устанавливаются сегодня на "Эрбасы", "Боинги" и "Эмбраеры". Все системы оборудованы встроенными подсистемами контроля, обеспечивающими быстрый поиск
неисправностей и передающими данные в центральную информационную систему технического обслуживания самолета.
На техническом обслуживании SSJ-100 остановимся подробнее, так как эта сторона программы для ее дальнейшего развития будет иметь
наибольшее значение.Принципиальным моментом здесь представляется то, что менеджеры ГСС впервые в российской практике стали вести разговор не о техобслуживании самолета как таковом,
а о комплексной системе послепродажной поддержки эксплуатанта. Российские перевозчики из уст отечественного производителя авиатехники наконец услышали о готовности реализовать в
этом важнейшем вопросе такой же подход, к которому они уже привыкли, эксплуатируя "Боинги" и "Эрбасы". Это обстоятельство, безусловно, сыграло определяющую роль в формировании
лояльного отношения к SSJ-100 со стороны авиакомпаний.
Основная идея здесь заключается в реализации "принципа единого окна". То есть ГСС предлагает эксплуатантам SSJ-100 весь
интересующий их пакет услуг, и ни с кем, кроме ГСС, авиакомпании общаться не придется. Это примерно как человек, купивший новую иномарку, на десяток лет вперед уверен, что ему не
нужно больше шарахаться по автобазарам в поисках запчастей сомнительного качества, а все вопросы он сможет решить в приличном сервисном центре. Как и такой человек, авиакомпании
смогут четко планировать расходы, необходимые для поддержания летной годности самолета на протяжении всего периода его эксплуатации. При этом ГСС будет отвечать за управление
процессом технической поддержки, распределяя необходимые работы между изготовителями комплектующих изделий и авторизованными сервисными центрами. А итальянская
Alenia Aeronautica будет организовывать послепродажное обслуживание SSJ-100 за рубежом,
используя свой большой опыт и инфраструктуру, сложившуюся при обслуживании самолетов ATR-42/72.
Наконец, мы не можем умолчать еще об одной важной стороне программы SSJ-100. "Под нее" целому ряду российских предприятий впервые
за последние полтора-два десятка лет удалось получить средства для обновления порядком обветшавшего станочного парка. Это были как прямые бюджетные вливания, так и заемные
средства. Так, по словам Генерального директора АХК "Сухой" Михаила Погосяна, только в завод в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО), где будет проходить окончательная сборка серийных
машин, уже вложено 50 млн. USD. На эти деньги предприятие приобрело новейшие станки производства Японии,
Франции, Германии и Швейцарии и освоило такие прогрессивные технологические процессы, как скоростное фрезерование и бесстапельная сборка. А один клепальный автомат стоимостью
5,5 млн. USD был разработан в ФРГ специально для КнААПО. Г-н Погосян утверждает, что КнААПО получит еще 100 млн.
USD, после чего сможет выпускать до 60 "Суперджетов" в год. А всего, по расчетам ГСС, мировому рынку требуется до 800 таких самолетов.
Достаточно убедительным подтверждением всем хорошим словам, сказанным здесь в адрес SSJ-100, являются заказы на этот самолет, число
которых неуклонно растет. По состоянию на середину июля в портфеле ГСС лежали твердые контракты на 73 машины и опционы еще на 31. В ходе авиасалона в Фарнборо были заключены
пред-контрактные соглашения еще на 40 "Суперджетов". Так что мы являемся свидетелями поистине знаменательного явления: впервые в практике постсоветского авиапрома покупается, да
еще с таким темпом, лайнер, только начавший свой путь в небо.
...Ну вот, кажется, мы достаточно похвалили "Суперджет". Теперь поговорим об обратной стороне медали, ибо - увы! - в жизни плюсы невозможны без минусов, а иногда они так близки
друг к другу, что превращаются в собственные противоположности. Начнем с констатации вполне очевидного факта, что надежда России SSJ-100
создается структурой, которая до этого не построила ни одного (!) самолета. Ни гражданского, ни военного. А материнская структура ГСС - холдинг "Сухой" - создавала
лишь военные машины. (Ну, если не считать странный, иначе не скажешь, пассажирско-грузовой самолет С-80, так и недоделанный "суховцами"). Конечно, в ГСС собрались не дети, там есть
специалисты, не один десяток лет проработавшие в авиапроме. Но согласитесь: несколько десятков (или даже сотен) специалистов и слаженный коллектив, способный на требуемом уровне
создать столь сложную машину, как самолет, - это две большие разницы. Работоспособный коллектив характеризуется прежде всего наличием четкой, годами отработанной системы
распределения обязанностей, полномочий, ответственности и взаимного контроля. По словам одного из участников проектирования SSJ-100,
ничего этого в конструкторских подразделениях ГСС не было, как не было в классическом понимании самих подразделений. Они находились в перманентном состоянии перемен, в ходе которых
в лучшем случае сохранялся лишь менеджерский костяк, а основную массу специалистов набирали или увольняли в зависимости от объема текущей работы. По данным самой ГСС, количество
задействованных в программе инженеров варьировалось от 100 до 1000, при этом даже в лучшие периоды число частично занятых составляло 40%!
Отсутствие у ГСС опыта работы в сфере гражданского авиастроения обсуждалось не только в профессиональной среде, но и в СМИ, а также на различных форумах в Интернете. При этом
практически каждый, кто пытался непредвзято взглянуть на развитие программы, признавал эту проблему главным риском. В рамках одной из таких дискуссий в феврале 2007 г. на
aviaport.ru некто под псевдонимом svin писал: "Как человек, всю жизнь занимавшийся гражданскими
самолетами, я понимаю, как мне было бы трудно разрабатывать истребитель. Я бы постоянно оглядывался на прототипы, многое бы, наверно, просто копировал. И не потому, что мозгов нет.
Просто, чтобы сделать шаг вперед, надо от чего-то оттолкнуться. Боюсь, что в случае с RRJ - го же самое. Даже если тебе кто-то что-то
предложит, разработает, у тебя нет базы, чтобы оценить, как это конструкторское решение или элемент системы поведет себя в эксплуатации. А нюансов - миллион. Так что, боюсь, это
первый блин ГСС. Возможно, многое можно и вылечить, но если на этапе проектирования что-то было заложено неверно, то лучше тогда самолет переделать заново. Иначе - второй С-80".
Понимало опасность кадровой проблемы и руководство ГСС, поэтому стремилось привлекать в программу опытных специалистов из других постсоветских ОКБ, ранее работавших над
пассажирскими самолетами. Но, собравшись вместе, эти люди попали в очень сложное положение. Ведь в СССР не существовало единой школы создания самолетов, каждая фирма пользовалась
своими, десятилетиями наработанными методиками расчетов, принципами объемно-весовой компоновки, проверенными временем "индивидуальными" конструктивными решениями. Когда все это
попытались свалить в одну кучу, да еще пользуясь "методической поддержкой со стороны "Боинга", то оказалось, что в конечном результате буквально никто не уверен. Кстати, одна из
причин задержки первого вылета "Суперджета" заключается именно в этом: ведь на документы, разрешающие самолету впервые подняться в воздух, необходимо ставить свою личную подпись...
Слава Богу, в России еще остались ЦАГИ и СибНИИА, практически полностью взявшие на себя проектирование крыла и отработку аэродинамики самолета в целом. В лабораториях этих
прославленных институтов было выполнено более 4000 продувок моделей SSJ-100, что дает основания с должным вниманием отнестись к
заявленным характеристикам лайнера и надеяться на приемлемую степень его безопасности.
К числу серьезнейших рисков программы SSJ-100 относится и столь масштабное участие в ней иностранных компаний. Начнем с наиболее
именитых - "Боинга" и "Алении". Так, американская фирма вообще стояла у истоков всей этой истории: именно с соглашения о долгосрочном сотрудничестве между ней и "Росавиакосмосом",
подписанного 13 апреля 2001 г., и начала развиваться идея "прорывного" регионального лайнера. Все эти годы "Боинг" выступал в роли консультанта, то есть давал советы, как надо
организовать работу над "Суперджетом", при этом не вкладывая в программу ни копейки собственных средств. То есть в случае бешеного успеха самолета "Боинг" не может претендовать на
многое, но зато в случае краха программы не потеряет совсем ничего. Тут есть над чем задуматься. Весь практический интерес "Боинга" может сводиться лишь к желанию иметь собственные
"глаза и уши" в наиболее финансируемом проекте российской авиапромышленности с тем, чтобы не пропустить момент, когда он сможет превратиться в реального конкурента. Ну, а советы,
которые давал "Боинг"... они, безусловно, правильные. Например, в ноябре 2003 г. по его рекомендации был сформирован Консультативный совет авиакомпаний - потенциальных
эксплуатантов SSJ-100. Этот орган действительно сыграл важную роль в приближении облика самолета к реальным потребностям
авиаперевозчиков. Впрочем, как и Совет эксплуатантов Ан-148, созданный на полтора года раньше без всяких рекомендаций со стороны...
Ситуация с "Аленией" принципиально иная. Она вложила в программу свои деньги (по данным российских СМИ, около 300 млн. USD), но
приобрела за них 25% плюс одну акцию в уставном капитале ГСС. Но ведь это блокирующий пакет акций! Таким образом, ключ от успешного развития (да и от просто развития как такового)
базового для российской промышленности проекта с августа 2007 г. находится в Италии. То есть в стране из блока НАТО, которому Россия, согласно своей официальной государственной
доктрине, оппонирует в глобальном масштабе. Это ли не риск?
В октябре 2005 г. резкая критика засилья иностранцев в проекте раздалась со стороны Контрольного управления администрации Президента России. Начальник этой структуры Александр
Беглов направил Премьер-министру страны Михаилу Фрадкову письмо, в котором утверждал, что "использование в самолете практически всех комплектующих изделий зарубежного производства
противоречит основным целям и задачам обеспечения развития отечественной авиационной промышленности". И то правда: доля стоимости SSJ-100,
которая при таком раскладе создается в России, не превышает 40%. Соответственно, 60% средств от продаж самолета будет уходить за границу. К слову, в Ан-148
российская доля составляет 69%. Да и не это даже главное. Принципиальным моментом является то, что почти все агрегаты внутренней начинки самолета поставляются из-за границы в виде
полностью готовых изделий, а россиянам остается лишь этап отверточной сборки. Это - путь к полной потере российскими фирмами технологий создания и серийного производства важнейших
элементов бортового оборудования.
Администрация Президента России подвергла критике и общую компоновку SSJ-100, в частности, слишком низкое расположение его
двигателей. Как сказано в упомянутом письме, компоновка самолета "по заключению Минтранса России и результатам исследования ЦАГИ, требует принятия дополнительных мер обеспечения
безопасности его эксплуатации в региональных аэропортах России". Проще говоря, эксплуатировать новый российский региональный самолет в региональных аэропортах России опасно!
Причина - плохое качество поверхности ВПП и угроза попадания в двигатели во время руления и взлета посторонних предметов. Казалось бы - серьезнейшая проблема, но как реагирует на
нее руководство ГСС? Запоминающийся ответ на этот вопрос дал в одном из своих интервью Генеральный директор ГСС Виктор Субботин: "Меня удивляет, почему такие вопросы задают нам...
Не наше дело все-таки - заниматься авиапокрытиями, мы разрабатываем самолет".
Однако, если создателей SSJ-100 мало заботят проблемы обеспечения его безопасной эксплуатации в условиях российской глубинки, то уж
авиакомпании никак не могут их обойти. В их арсенале остается единственный метод решения проблемы - просто-напросто не летать в такие аэропорты, пока их не отремонтируют. По мнению
главы "Аэрофлота" Валерия Окулова, все технические условия для эксплуатации лайнера должны быть созданы за счет госбюджета. В частности, из бюджета должна быть профинансирована
"повсеместная реконструкция ВПП региональных аэропортов, без которой новый отечественный региональный самолет не сможет ни сесть, ни взлететь".
Необходимо отметить, что повышенный технический риск программы SSJ-100 связан также с однозначной ориентацией на абсолютно новый
двигатель SaM-146, который вполне может и не оправдать возлагаемых на него надежд. В этой связи поучительно вспомнить историю с
созданием специально для A318 двигателя PW6000. Тогда Pratt&Whitney потеряла 4 года и
сотни миллионов долларов, но так и не смогла довести его газогенератор до требуемого уровня. Чтобы меньше зависеть от проблем с силовой установкой, самолетостроители обычно
ориентируются либо на проверенный временем двигатель, либо рассматривают несколько альтернативных вариантов. В случае с "Суперджетом" нет ни того, ни другого. А между тем, дела с
SaM-146 далеко не блестящи: его испытания на летающей лаборатории Ил-76ЛЛ идут с отставанием от графика, а после второго
испытательного полета SSJ-100 на одном из двигателей случился помпаж, и самолет почти месяц простоял на земле. Хочу, чтобы меня
правильно поняли: от неприятностей никто не застрахован, проблемы на испытаниях - обычное дело, и двигатель со временем обязательно "вылечат". Но сегодня вряд ли кто-то может
твердо гарантировать, что SaM-146 продемонстрирует заявленный уровень характеристик, в частности, обещанный низкий расход топлива. А
ведь на этом строится маркетинговая политика, подписываются контракты на поставку SSJ-100, которые содержат гарантии часовых расходов
топлива и размеры компенсации в случае их превышения!
Все это говорит о том, что программа SSJ-100 по своим основным организационным и техническим составляющим характеризуется
значительным риском. И даже самый оптимистичный настрой не позволяет говорить о "Суперджете" как о "суперлайнере", "самолете будущего" и т.п. В лучшем случае это будет довольно
обычный региональный самолет с характеристиками, мало отличающимися от других машин своего поколения. Впрочем, и это не новость. Еще в 2005 г. руководитель рабочей группы Госсовета
России по вопросам развития авиапрома воронежский губернатор Владимир Кулаков выразил такое же мнение. По его словам, рабочая группа президиума Госсовета заказала в ГосНИИ ГА РФ
разностороннее исследование региональных самолетов вместимостью от 70 до 120 мест. "Согласно заявленным параметрам, RRJ не превосходит
ныне существующие модели, а, учитывая значительную долю импортных комплектующих, его стоимость не может быть сопоставима с другими отечественными машинами, в том числе Ан-148", -
говорил тогда г-н Кулаков. В следующем году эту точку зрения поддержал министр промышленности и энергетики России Виктор Христенко: "По своим техническим
характеристикам оба лайнера (SSJ-100 и Ан-148, - А.С.) практически идентичны".
Так в чем же секрет "Суперджета"? Где истоки той колоссальной господдержки, о которой мы говорили в первой части статьи? Почему его с таким упорством восхваляют и продвигают
высшие российские чиновники? Уж конечно, не в обманчивом прилагательном "российский" в прежнем названии самолета - ведь в структуре его цены доля зарубежных компаний достигает 60%.
Между прочим, это означает, что две трети российских бюджетных денег идет на поддержку зарубежного производителя. Вот один из возможных ответов на этот вопрос, который дает
заместитель Гендиректора лизинговой компании "Ильюшин Финанс Ко" Андрей Деркач в статье, опубликованной в "Российской газете" еще 6 апреля 2005 г.: "Может быть, в этом есть
какая-то корысть? Действительно, с проекта Ан-148, на который не надо госбюджетных средств и в котором каждая копейка находится под контролем частного бизнеса, какой может быть
чиновнику интерес? Зато RRJ с его в миллиард долларов НИОКР и многомиллиардными госсубсидиями гораздо интереснее. Тем более, что
проект долгий. Где еще будут те, кто сегодня продвигают проект, через 5-7 лет, когда ситуация с RRJ окончательно прояснится? С другой
стороны, прежние крупные проекты в сфере пассажирского самолетостроения, такие, как Ту-334 и Ту-204, "кормившие" различные ОКБ и чиновников, закончились. Чиновникам нужен новый и
желательно многобюджетный проект. RRJ как нельзя лучше подходит на эту роль". Еще более откровенно по этому вопросу высказался
российский сайт www.vslux.ru (сообщение от 22/03/06): "Это же просто настоящий Клондайк для наших чиновников, хорошо научившихся
конвертировать финансовые потоки из бюджета в недвижимость на Лазурном берегу Франции!".
Конечно, мы далеки от того, чтобы утверждать, что личная корысть группы высокопоставленных лиц- главный мотив, который движет программу. Но, согласитесь, если принять его во
внимание, то многое в ходе ее реализации становится более понятным. Например, легкость, с которой бумажный проект RRJ в марте 2003 г.
победил в конкурсе "Росавиакосмоса" весьма реальный на тот момент региональный лайнер Ту-334. Кстати, авторы проекта тогда заявляли, что укладываются в требования ФЦП "Развитие
гражданской авиационной техники России до 2015 г." по размеру необходимой государственной поддержки (менее 50 млн. USD) и что на весь
проект им требуется не более 415-440 млн. USD. На сегодня, как мы помним, стоимость создания самолета достигла 1,4 млрд.
USD, при этом прямые расходы бюджета составили 400-450 млн. USD. О столь вопиющей разнице
сегодня предпочитают не вспоминать. Более того, никто не вспоминает, что по кредитам надо отдавать не только собственно взятые суммы, но проценты, которые даже при самых льготных
условиях (8-10% годовых) за 7-10 лет окупаемости программы легко добавят к ее стоимости еще миллиард. И уж совсем никто не вспоминает, что стартовым заказчикам самолеты будут
поставлены по фактически демпинговым, ценам, а на покрытие временных убытков придется брать новые кредиты и платить по ним новые проценты.
Продолжая рассуждать в этом направлении, легко прийти к выводу, что в развитии программы "Суперджета" заинтересованы не одни российские чиновники. Большую пользу проект принес и
западным производителям авиатехники, причем не только от продаж комплектующих на SSJ-100. Вспомним, что побежденный в упомянутом
конкурсе Ту-334 к тому моменту, хотя и не был до конца испытан, но подготовка его производства уже завершилась. В результате действий "Росавиакосмоса" на нем был поставлен крест, а
поступление в российские авиакомпании отечественных региональных самолетов было задержано минимум на 6 лет! Сколько за это время в Россию пришло машин зарубежного производства, в
том числе "Боингов"? Так был смысл американской компании оказывать "бескорыстную консультативную поддержку" ГСС?
Имея в виду пресловутый "чиновничий фактор", легко объяснить и многие другие связанные с "Суперджетом" факты. Например, лояльное отношение к задержке реализации программы уже на
2,5 года (соответствующее сообщение пришло от пресс-службы ГСС агентству "Интерфакс" 7 июля). И парадоксальную реакцию на эту новость Комитета по транспорту Госдумы России -
предложение увеличить госфинансирование "на ускорение" проекта еще на 13,6 млрд. рублей до 2012 г. Смею заметить: если эти 550 млн. USD
"лягут" на и без того уже огромную цену лайнера, то она станет совершенно неконкурентоспособной. Что же касается собственно задержки сроков, то здесь "Суперджет" не
оригинален - все проекты подобного масштаба в мире переживают ее в большей или меньшей степени.
Также объясним взгляд сквозь пальцы на явно нереальные обещания руководства ГСС завершить сертификацию самолета к весне 2009 г. (для этого "Эмбраеру-170" с момента первого
взлета потребовалось 24 месяца, Ан-148 - 26 месяцев, Ту-334 - 58 месяцев). Понятно и спокойное отношение "Аэрофлота" как стартового заказчика к переносу сроков поставки самолетов.
С одной стороны, 25 июня Валерий Окулов признал, что фактически ищет замену SSJ-100, "рассматривая возможность прибегнуть к
краткосрочному лизингу других самолетов сходного класса". С другой стороны, он "не собирается поднимать вопрос о штрафных санкциях по отношению к ГСС". Хотя, как пишет российский "КоммерсантЪ",
заключенный контракт предусматривает выплату "Аэрофлоту" штрафа 12 тыс. USD за каждый день просрочки. При задержке 5 самолетов более
чем на полгода "Аэрофлот" получает право разорвать контракт и потребовать возврата авансовых платежей (15 млн. USD), а также процентов
по депозиту с момента их перечисления. Спрашивается, как может руководитель авиакомпании отказываться от законной компенсации понесенных убытков? Оказывается, может, если
государство (то есть те же чиновники) является основным акционером и "Аэрофлота", и ГСС.
...Этот материал подготовлен к печати в середине июля 2008 года и, конечно, не включает в себя события самого последнего времени.
Но и без того хорошо видно, как светлые и темные пятна огромного полотна под названием "Программа "Суперджет" тесно переплелись между собой. Наверно, потому, что это первая в
России программа, полностью реализуемая по рыночным принципам со всеми их положительными и отрицательными моментами. А за ней уже просматриваются другие, например, создание
среднемагистрального пассажирского лайнера МС-21. Поэтому так важно сегодня осознать истинную картину реализации проекта SSJ-100 и в
дальнейшем ставить перед собой цель развивать только ее светлые стороны.
В настоящее время портфель твердых заказов ГСС составляет 73 самолета
Superjet-100. После первого полета новой машины ГСС рассчитывает подписать
контракты с двумя авиакомпаниями еще на 27 самолетов Superjet-100. Одна из них планирует заказать 15, а другая - 12 новых машин. Таким образом,
после подписания контрактов число твердых заказов на Superjet-100 достигнет 100
самолетов.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SSJ 100-60 LR |
SSJ 100-95 LR |
Размах крыла, м |
27.80 |
27.80 |
Длина самолета, м |
23.87 |
29.87 |
Высота самолета, м |
10.28 |
10.28 |
Площадь крыла, м2 |
77.00 |
77.00 |
Масса, кг |
|
|
пустого снаряженного самолета |
|
|
максимальная взлетная |
35790 |
42250 |
Тип двигателя |
2 ТРДДФ
CM146 |
2 ТРДДФ
CM146 |
Тяга, кгс |
2 х
7945 |
2 х
7945 |
Максимальная скорость, км/ч (М) |
|
|
Крейсерская скорость, км/ч (М) |
(0.87) |
(0.78) |
Практическая дальность, км |
4550 |
4420 |
Практический потолок, м |
|
|
Экипаж, чел |
2 |
2 |
Полезная нагрузка |
60 пассажиров |
95-98 пассажиров или
12245 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2017
|