Сразу после создания в 1937 г. трехмоторного транспортно-пассажирского самолёта SM.75 Алессандро Маркетии
объявил о начале проектирования новой четырехмоторной машины, первоначально
названного SM.76. Проект предусматривал цельнометаллическую конструкцию
фюзеляжа, состоявшую из стальных труб и большей частью обшиваемую алюминиевыми
листами, только задняя часть и оперение имела полотняную обшивку. Трехлонжеронное крыло было цельнодеревянным. В качестве силовой установки
рассматривался вариант с установкой Alfa Romeo 126 RC.34 мощностью 750 л.с. с
трехлопастными металлическими винтами SIAI-Hydrovaria S.53. Экипаж самолёт
состоял из 4 человек: в носовой части располагались два пилота, а за ними
имелись места для техника (слева) и радиста (справа). Пассажирский салон был
рассчитан на перевозку 18 человек. Проектирование заняло довольно много времени, так что к моменту окончательного
оформления самолёт претерпел несколько изменений, а его название сменилось на SM.95C (С - "civile" - гражданский). Первое рассмотрение проекта состоялось в
августе 1939 года. Тогда же решили заменить старые моторы на более мощные Alfa
Romeo 128 RC.18 (850 л.с.). По суммарным характеристикам SM.95C должен был
находится примерно на уровне немецкого FW-200 "Condor", что вполне бы устроило
авиакомпанию Ala Littoria, у которой в эксплуатации все ещё находилось много
устаревших самолётов. Однако постройка SM.95C существенно затормозилась после
начала войны. Интерес к гражданским машинам резко пошел на убыль и вспомнили о
нем лишь тогда, когда оказалось, что ВВС располагают ничтожным числом самолётов
большой дальности и грузоподъёмности. Именно это подтолкнуло Regia Aeronautica
выдать 26 декабря 1941 года спецификацию на дальний четырехмотороный самолёт,
который можно было бы использовать для перелётов к берегам Южной Америки.
Результатом этого заказа стало появлении транспортной версии бомбардировщика Piaggio P.108. Тут и на фирме Savoia-Marchetti вспомнили, что у них есть готовый
проект аналогичного самолёта, который хоть и не обладал самой современной
конструкцией, зато мог перевозить больше полезной нагрузке и был дешевле в
производстве и эксплуатации. Работы по SM.95C возобновились с 13 июня 1942 года
и проводил их на этот раз инженер Марио Бернаскони. Спустя два месяца - 19
августа руководство ВВС дало согласие на постройку одного прототипа, постройку
которого надлежало закончить к сентябрю следующего года, но мало кто тогда знал,
что строительство SM.95C уже началось в инициативном порядке. Несмотря на все
усилия уложиться в срок авиастроителям не удалось. Тем не менее Regia
Aeronautica выдали второй заказ на три самолёта в версии бомбардировщика SM.95B,
в котором могли использовать элементы от серийного SM.82. Как и следовало
ожидать, военные потребовали установить оборонительное вооружение и бомбоотсек.
Так появилась носовая стрелковая башня (как у Fiat BR.20), две боковые и нижняя
стрелковые установки, каждая из которых оснащалась одним 12,7-мм пулеметом.
Двигатели также планировалось заменить на Piaggio P.XIX RC.30 или RC.45. Кроме
того, рассматривался варианты бомбардировщика с пятью моторами и
цельнометаллическая модификация SM.95S, но их отвергли как излишние. В то же
время Глава ВВС потребовал переделки двух самолётов в гражданскую модификацию,
предназначенную для дальних полётов. Прототип SM.95C (NC.41001) был готов в мае 1943 года. Первый полёт на нем
произвел лётчик Гильермо Альгаротти, в целом оставшийся довольный самолётом. В
полёте SM.95C не показал существенных недостатков, за исключением недостаточной
центровки, но эту проблему конструкторская бригада обещала исправить в самом
ближайшем времени. Заводские испытания закончили 13 августа и на следующий день
SM.95C перегнали на авиабазу в Гвидонии, где самолёт начал проходить военные
тесты. Полёты продолжались до 9 сентября 1943 года, когда самолёт был захвачен
немцами и угнан в Германию. Туда же был отправлен и недавно построенный второй
прототип (NC.41002). Оба самолёта были направлены в состав Tr.St.5
(Trasportfliegerstaffel 5), базировавшейся на а.Медорф, где 4 сентября 1944 года
во время бомбардировки был потерян первый SM.95C. Судьба второго самолёта,
переданного в другую часть, так и осталась неизвестной. На этом можно было бы поставить точку, однако у итальянцев в постройке
находились третий гражданский SM.95C (NC.41003) и бомбардировщик SM.95B
(NC.41004, после достройки он получил номер NC.41005). В конце войны, благодаря
вмешательству союзной авиационной комиссии, итальянцы получили возможность
закончить монтаж обоих самолётов в гражданском варианте. Поскольку никаких
серьёзных изменений в их конструкцию не вносилось оба самолёта были готовы к
июлю и сентябрю 1945 года соответственно. Самолёт произвел весьма положительное
впечатление и до 19 октября 1949 года, было построено ещё 15 SM.95C. В последнюю
партию входили самолёты оснащенные британскими моторами Bristol "Pegasus" type
48 (1005 л.с.) и американскими Pratt и Whitney SIC-6 "Twin Wasp" R-1830 (1217
л.с.), все они принадлежали впоследствии авиакомпании LATI. В гражданской эксплуатации находилось 13 самолётов, в то время как остальные 5
получили военные регистрационные номера MM.61811 (NC.41007), 61812 (NC.41008),
61813 (NC.41009), 61814 (NC.41011) и MM.61635 (NC.41005, тот самый единственный
самолёт серии "B") и были переданы итальянским ВВС. Авиакомпания Ala Italia
приобрела шесть машин, начав их эксплуатацию с июля 1947 года на линии Рим-Осло
(Норвегия). Поскольку маршрут самолёта пролегал над Альпами, а никакой
герметизации предусмотрено не было, экипаж и пассажиры были вынуждены надевать
кислородные маски. В июле 1949 года компания Linee Aeree Transcontinentali
Italiane (LATI) открыла маршрут в Венесуэлу, на котором применялись три самолета
SM.95. Еще четыре машины приобрела национальная авиалиния Египта SAIDE, которая
использовала их в течение нескольких лет на маршрутах, соединявших Каир с Римом
и Парижем. В целом полеты SM.95 проходили без крупных происшествий. Самая
крупная катастрофа с участием этого самолёта произошла 17 января 1951 г. В
очередном рейсе лайнер с бортовым кодом I-DALO был поражен молнией на высоте
6500 футов. Молния воспламенила пары бензина в баках и в результате взрыва
погибли 14 из 17 пассажиров и 4 из 5 членов экипажа. Большинство самолетов были списаны к 1952 году, а последний официальный полёт
был зарегистрирован 28 сентября 1954 г.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
SM.95 |
Размах крыла, м |
34.28 |
Длина самолета,м |
24.77 |
Высота самолета,м |
5.70 |
Площадь крыла,м2 |
128.30 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
12800 |
максимальная взлетная |
21600 |
Тип двигателя |
2 ПД Alfa Romeo A.R. 128 RC 18 |
Мощность, л.с. |
2 х 860 |
Максимальная скорость, км/ч |
400 |
Крейсерская скорость, км/ч |
322 |
Практическая дальность, км |
2000 |
Практический потолок, м |
6500 |
Экипаж, чел |
5 |
Полезная нагрузка: |
до 18 пассажиров |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|