Tbilisi Aircraft Manufacturing (TAM
- Тбилисский авиационный завод) известный
производством, а в дальнейшем ремонтом военной авиатехники (в частности
штурмовиков семейства Су-25) с 2003 года занялся сегментом реактивной бизнес-авиацией. В принципе завод уже имел небольшой опыт в этой области, в виде
мелкосерийного выпуска поршневого Як-58.
В соответствии с показателями федерации деловой авиации за 2007 год доля бизнес-авиации растет до 30% в год.
Главные пользователи рынки являются корпоративные клиенты и различные
бизнесмены, которые в для экономии времени часто используют легкие реактивные
самолеты.
Руководство компании утверждает что имеет полный технологический цикл
изготовления самолетов с использованием углеродного волокна. Мало того те же
источники уверенны что на сегодня Грузия является единственной страной на
континенте, которая имеют все соответствующие технологии.
ТАМ-Jet является 4-местный сверхлегким реактивным административным самолетом (Very
Light Jet).
ТАМ начала реализацию проекта ТАМ-Jet в 2003 году совместно с Maverick Inc
(США). В 2005 году самолет совершил первый полет. В настоящее время ТАМ
единственным владельцем проекта и имеет все исключительные права на него.
Сегодня компания находится в процессе получения сертификата от авиавластей
России. В процессе сертификации ТАМ-Jet начальный дизайн существенно
изменился, в результате произошло существенное улучшения характеристик самолета.
Всего планировалось произвести не менее 4 самолетов для целей сертификации. TAM
планирует завершить процесс сертификации на конец 2009 и начало производства и
продаж самолетов с 2010 года. Мало вероятно что из-за конфликта с Россией 2008
года, в результате которого предприятие непосредственно получило повреждения,
данный вопрос был удачно решен.
Авиационные двигатели производится Williams International USA (сертифицирован в
2004). Как уже отмечалось в основных элементах конструкции использовалось
углеродистое волокно.
Планировалось что начиная с этого года компания будет производить по крайней
мере 10 самолетов в год и увеличит производство до 30 самолетов к 2017 году.
Как уже отмечалось, основные клиенты таких самолетов будет различные частные
компании и предпринимателям. Кроме того, TAM планирует развивать сегмент деловой
авиации (бизнес такси) на своем испытательном аэродроме, которое будет включено
в "план развития города Тбилиси".