Ту-204 появился в тяжелое для страны время, когда происходил пересмотр не только общечеловеческих ценностей, но и падение
жизненного уровня россиян. Эти процессы оказали сильнейшее влияние на миграцию населения, в том числе и на возможность совершать дальние перелеты. Традиционные авиалинии,
на которые рассчитывался Ту-204, стали менее загруженными, и с пассажиропотоками на них вполне справлялись Ту-154М. Пытаясь спасти машину, расширить географию ее
применения, в "АО Туполев" разработали вариант
Ту-204-300
с укороченным фюзеляжем и с увеличенной дальностью полета. Первый опытный самолет был показан в августе 1995 г. на авиационно-космической выставке "МАКС-95".
Ту-204-300 предназначен для перевозки 166 пассажиров в компоновке туристского класса с шагом установки кресел 810 мм, их багажа и грузов на маршрутах малой, средней и большой
дальности. Для ближних авиалиний при взлетной массе 84800 кг и максимальной коммерческой нагрузке 18000 кг дальность полета составляет 2500-3500 км. Для перевозки одного пассажира
на один километр расходуется 18,7-20 г топлива. Машина может эксплуатироваться с аэродромов класса "В" с ВПП длиной 1800 м и соответствующей допустимой нагрузкой на бетон, а если
говорить проще, то со всех региональных аэропортов.
Для средних авиалиний (эксплуатация с аэродромов класса "Б") при взлетной массе 103000 кг и коммерческой нагрузке 18000 кг дальность полета равна 6500-7500 км. Топливная
экономичность составляет 21,5 г/пас.км. Для дальних авиалиний при той же взлетной массе и коммерческой нагрузке 14000 кг дальность с дополнительным баком вместимостью 2500 кг
достигает 9200 км, а топливная экономичность - 22,3 г/пас.км. По нашим оценкам, Ту-204-300 станет самым затребованным пассажирским самолетом в Российской Федерации, поскольку имеет
широкий диапазон применения.
Ту-204-300 обеспечивает пассажирам высокий уровень комфорта, обусловленный формой сечения фюзеляжа, высокими удобными креслами с широкими подлокотниками, вместительными багажными
полками закрытого типа, современной системой кондиционирования, компоновочным решением пассажирского салона.
Для пассажиров предлагается несколько вариантов компоновки салона: единый туристский класс, единый экономический класс, смешанный вариант с двумя классами (с первым и деловым) и
смешанный вариант с тремя классами (с первым, деловым и туристским). Перевозка багажа и грузов осуществляется в пяти контейнерах типа LD 3-46, которые размещаются в переднем и
заднем багажно-грузовых отсеках.
Несмотря на то, что Ту-204-300 рассчитан на экипаж из двух человек, в кабине предусмотрена возможность размещения бортинженера, лоцмана или инструктора. Кабина экипажа
спроектирована с учетом требований эргономики, приборная доска выполнена с использованием новейших технологий. Вся информация по управлению самолетом и функционированию бортовых
систем отображается на шести многоцветных экранных жидкокристаллических индикаторах. Вместо штурвальных колонок установлены небольшие V-образные ручки управления с малыми усилиями
и отклонениями.
Особенностью Ту-204-300 стал килевой или, как его еще называют, резервный топливный бак. Для машин с неполной заправкой горючим, летающих на средних линиях, он используется для
получения более задних центровок и уменьшения, тем самым, аэродинамических потерь на балансировку. В варианте самолета для дальних линии горючее заливается, как в килевой, так и в
дополнительные топливные баки. Последний устанавливается вместо одного из контейнеров в заднем багажно-грузовом отсеке. В этом варианте увеличивается и емкость системы
водоснабжения. Кроме того, по требованию авиакомпании, может быть оборудовано место отдыха экипажа в конце пассажирского салона.
Унификация нового лайнера с самолетом Ту-204 по конструкции, силовой установке, различным системам, технологии производства и эксплуатации практически не потребует затрат на
освоение производства и позволит быстро начать его серийный выпуск. Для изготовления и сборки самолета может использоваться та же техническая документация и оснастка, что и для
Ту-204 и Ту-204-200. Значительно сокращаются сроки и объем испытаний Ту-204-300. Например, прочностные характеристики подтверждаются испытаниями базового самолета и Ту-204-100, а
аэродинамические исследования проведены в меньшем объеме, по сравнению с новой машиной. К тому же, зачтется большой объем сертификационных испытаний базового Ту-204.
Идеология проектирования Ту-204-300 заложена таким образом, чтобы внедрение модификации проводилось с минимальной доработкой оснастки серийного завода. Основные изменения касаются
цилиндрической части фюзеляжа, длина которого, по сравнению с Ту-204, уменьшилась на 5,8 м (укоротили секции перед крылом на 3 м и за ним - на 2,8 м). Эти изменения затронули лишь
пассажирский салон и багажно-грузовые отсеки. Состав и компоновка оборудования технических отсеков остались прежние, но программы функциональных связей оборудования пришлось
уточнить из-за изменения массовогабаритных характеристик самолета. Установка дополнительного топливного бака на самолете для дальних авиалиний потребовала доработки топливной
системы и изменения порядка выработки горючего из баков.
Современный технический уровень Ту-204-300 обеспечен совершенной аэродинамикой, высокоэкономичными турбовентиляторными двигателями ПС-90А с малым удельным расходом топлива,
внедрением новых конструктивно-технологических решений, использованием усовершенствованных алюминиевых и титановых сплавов, сотовых конструкций и композиционных материалов,
применением новейшего пилотажно-навигационного оборудования на базе цифровой вычислительной техники.
Перспективный многопрофильный Ту-204-300 обладает высокими летно-техническими характеристиками, низкими расходами топлива, малыми затратами на организацию производства,
позволяющими ввести его в эксплуатацию в начале следующего года. Внедрение прогрессивной системы технического обслуживания (ТОиР) и эксплуатации по состоянию позволит сократить
простой на техническом обслуживании и ремонте и повысить исправность парка самолетов. Одновременно обеспечивается высокая интенсивность коммерческой эксплуатации.
Реализуемый на Ту-204-300 уровень эксплуатационно-технических данных позволяет получить высокую коммерческую эффективность эксплуатации, сократить прямые эксплуатационные расходы
на 15-20%, по сравнению с самолетами-аналогами, что наряду с высокой топливной экономичностью обеспечивает достаточную его конкурентоспособность. Не исключается возможность
модификации машины в грузовую, был бы заказчик.
Первый прототип Ту-204-300 под обозначением Ту-234, предназначавшийся для сертификационных испытаний, переделали из опытного Ту-204 (RA-64001) и впервые продемонстрировали широкой
публике на Московском авиакосмическом салоне в 1995-м. Однако отсутствие финансирования затормозило всю работу.
Государство практически не помогает, и приходится рассчитывать на заинтересованность коммерческих структур. Например, в прошлом году лишь на деньги авиакомпаний "Кавказские
Минеральные Воды", "Красноярские авиалинии" и "Сибирь" удалось сертифицировать Ту-204-100 по расширению ограничений при эксплуатации по второй категории, предусматривающей взлет с
пониженной тягой двигателей.
С тех пор прошло шесть лет, но только сейчас появилась возможность поднять машину в воздух, причем не опытную, а серийную, сборка которой завершается в Ульяновске. Параллельно идет
подготовка и к сертификационным испытаниям, начало которых планируется на осень этого года. Кстати, эта машина после завершения сертификационных испытаний будет передана своему
заказчику - авиакомпании "Кавказские Минеральные Воды" и выйдет на авиалинии.
На базе самолета разработана так же модификация Ту-204-320
оснащенная английскими ТРДД Rolls-Royce RB211-353Е4.