Первый экземпляр модернизированного среднемагистрального пассажирского
самолета Ту-204СМ (заводской No.64150) впервые поднялся в воздух в
13:25 29 декабря 2010 года в Ульяновске в аэропорту "Ульяновск Восточный".
Командовал воздушным судном летчик-испытатель Виктор Минашкин.
Разработчиком самолета Ту-204СМ является ОАО «Туполев». Лайнер оснащен
двигателями ПС-90А2, которые обладают характеристиками двигателей
мирового уровня. Надежность двигателя в 1,5-2 раза превосходит прототип
ПС-90А. Этот самолет сможет находиться в воздухе без дозаправки около
девяти часов. Дальность полета Ту-204СМ около 4 тыс. км, в 2-классной
компоновке 174 кресла. Самолет оснащен новым навигационным,
радиосвязным, приборным оборудованием, которое позволит управлять
самолетом экипажу не из трех, как было раньше, а из двух человек.
Модернизированный Ту-204СМ имеет ряд существенных отличий от выпускавшихся ранее
"Авиастаром" серийных Ту-204-100. Во-первых, на нем найдут применение
разработанные в Перми с участием американской компании "Пратт-Уитни" двигатели
ПС-90А2 тягой 16 000 кгс, получившие в декабре 2009 г. сертификат типа АР МАК. В
отличие от серийных ПС-90А модифицированный двигатель оснащается новой турбиной
высокого давления, новой системой автоматического управления и имеет ряд других
существенных доработок, что обеспечивает полное удовлетворение современных
мировых требований по летной годности и охране окружающей среды. Одновременно
обеспечено значительное снижение стоимости жизненного цикла и увеличение
надежности двигателя. На Ту-204СМ применяется также новая вспомогательная
силовая установка ТА-18-200 производства ступинского ОАО "Аэросила"
В целях снижения массы пустого самолета внедряется ряд мероприятий по
совершенствованию конструкции, применению новых материалов и более современных и
легких бортовых систем. В частности, предусмотрено применение рулей высоты и
направления, а также механизации крыла, изготовленных из углепластиковых
композиционных материалов фирмы "Хексел" (Hexcel), облегченного шасси разработки
самарского ОАО "Авиаагрегат", более совершенной системы кондиционирования с
цифровым управлением. Летный экипаж самолета снижен с трех до двух человек (из
его состава исключен бортинженер), что стало возможным благодаря существенной
модернизации бортового оборудования. Установлены новая комплексная система
индикации и сигнализации КСЭИС-204Е, новая вычислительная система управления
полетом и тягой ВСУПТ-85-204, перекомпонованы практически все щитки и пульты в
кабине экипажа. Модернизированная авионика позволила реализовать новые режимы
автоматического управления, в частности автоматический заход на посадку по
категории IIIA (бортовое оборудование Ту-204-100 обеспечивало только категорию
II), директорный взлет и др. В кабине экипажа применяются новые миништурвалы.
Снижению массы самолета способствует также модернизация системы электроснабжения
и светотехнического оборудования: лампы накаливания заменяются светодиодами и
ксеноновыми лампами (в рулежных и посадочных фарах).благодаря всем реализованным
изменениям масса пустого самолета должна снизиться с 60 до примерно 58 т,
максимальная же взлетная и посадочная массы наоборот возрастут: со 103 до 105 т
и с 88 до 89,5 т, соответственно. Расчетный назначенный ресурс Ту-204СМ должен
увеличиться до 60 000 ч, 30 000 посадок и 25 лет эксплуатации (у сегодняшних
Ту-204-100 соответственно 45 000 ч, 25 000 посадок и 20 лет).
Сертификационные испытания Ту-204СМ планируется завершить в 2011 г., когда
смогут начаться поставки серийных самолетов стартовому заказчику – авиакомпании
"Атлант-Союз".
В рамках проекта Ту-204СМ получили также развитие новые направления в
использовании тренажерных средства – объединенные компьютерной сетью в
учебно-тренировочные комплексы (УТК) и многоуровневые средства обучения. Такие
как автоматизированные системы обучения в составе учебных компьютерных классов –
средства теоретической подготовки; процедурные тренажеры – средства
первоначальной и основной практической наземной (тренажерной) подготовки
экипажей к выполнению отдельных процедур полета; комплексные тренажеры – для
освоения ВС на всех режимах его работы. Комплексное и поэтапное использование
перечисленных учебно-тренировочных средств позволяет готовить экипажи на земле
практически без использования реальной авиационной техники.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ту-204СМ |
Размах крыла, м |
41.80 |
Длина самолета,м |
46.10 |
Высота самолета,м |
13.80 |
Площадь крыла,м2 |
182.4 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
60500 |
максимальная взлетная |
105000 |
топлива |
35800 |
Тип двигателя |
2 ТРДД Соловьев ПС-90А2 |
Тяга, кгс |
2 х 17500 |
Крейсерская скорость, км/ч |
850 |
Экономичная скорость, км/ч |
830 |
Практическая дальность, км |
6500 |
Дальность с максимальной загрузкой, км |
3600 |
Практический потолок, м |
12100 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
176 пассажиров в кабине трех классов, 194
пассажиров в кабине двух классов или 23000 кг груза |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|