Ко времени появления Vanguard рынок реактивных авиалайнеров был сформирован,
что сказалось на первоначальной карьере самолета. Но постепенно он сумел
заслужить репутацию надежного и экономичного авиалайнера.
В конце 1953 года компания "Vickers Aircraft Ltd" приступила к работам по
созданию четырехмоторного турбовинтового самолета, который должен был стать для
Vickers Viscount более быстрым "старшим братом" с увеличенной дальностью полета.
Первоначально планировалось увеличение вместимости Viscount до 100 пассажиров,
но это оказалось нецелесообразно, и "Vickers" решила создать совершенно новую
машину.
15 апреля 1953 года "British European Airways" представила подробную
спецификацию на самолет, способный выполнять полеты на малую и среднюю дальность
(от 320 до 4000 км). Новая машина под обозначением Vickers Type V870 отвечала
этим требованиям. По стечению обстоятельств в тот же день, когда ВЕА представила
требования, компания "Trans-Canada Airlines" (покупатель Viscount) представила
свои - на более крупный турбовинтовой трансконтинентальный авиалайнер
вместимостью 60 пассажиров.
Было проведено около 60 исследовательских работ, включая исследования
стреловидности крыла и влияния его высокого расположения. Последнее условие ВЕА
считала необходимым для улучшения обзора для пассажиров. По мере продолжения
разработки стало очевидным, что сочетание высокой крейсерской скорости (640
км/ч) с малой посадочной скоростью требует установки прямого крыла. В итоге
компании пришлось отказаться от преимуществ высокорасположенного крыла в пользу
низкорасположенного, как было оговорено с ТСА. Авиалинии компании ВЕА имели
неполную загруженность самолетов в зимние месяцы, и "Vickers" предложила сделать
фюзеляж нового самолета с сечением в виде восьмерки и с двумя просторными
нижними грузовыми отсеками общим объемом 38 м3, способными вместить 7711 кг
груза. При полной нагрузке самолет мог перевозить максимальное количество груза
(9525 кг) при 30% заполняемости пассажирского салона. Окончательный вариант
получил обозначение Vickers Туре 900 и стал первым самолетом, оснащенным новым
турбовинтовым двигателем Rolls-Royce RB.109. Название Vanguard было выбрано
компанией ВЕА, заказавшей шесть Туре 901 в 1955 году и 14 в 1956-м. Увеличение
максимальной взлетной массы до 61236 кг и выбор двигателей Rolls-Royce Тупе
мощностью 4985 л. с. (3714 кВт) привели к появлению нового варианта Туре 951.
Vanguard компании ВЕА вмещал пять членов экипажа и 126 пассажиров в
эконом-классе, а в другом варианте Vanguard мог перевозить 42 пассажира в первом
классе (кресла по четыре в ряд с интервалом между ними 99 см) и 55 пассажиров в
эконом-классе (по шесть кресел в ряд с интервалом 84 см).
Спецификация ВЕА не соответствовала требованиям "Trans-Canada Airlines", и "Vickers"
разработала для канадского перевозчика модификацию Туре 952 Vanguard. Самолет
имел увеличенный запас топлива для трансконтинентальных полетов, кресла - по
шесть в ряд (вместимость 139 пассажиров), двигатели - Tyne Mk 512 мощностью 5545
л. с. (4131 кВт), увеличенную грузоподъемность и максимальную взлетную массу в
63 957 кг (позже возросшую до 66452 кг).
Авиакомпания ТСА (позже "Air Canada") заказала 20 самолетов Vanguard в январе
1957 года, а затем - еще три машины.
Постройка прототипа Туре 950 уже началась на заводе "Vickers" в Вейбридже, когда
ВЕА потребовала увеличить емкость топливных баков и максимальную взлетную массу
модификации для авиакомпании ТСА, поскольку увеличенную грузоподъемность можно
было использовать для дополнительной загрузки при полетах на меньшую дальность.
Вторая партия из 14 самолетов, получивших обозначение Туре 953, сохранила
двигатели Тупе небольшой мощности - как у шести Туре 951.
Прототип Vanguard, G-AOYW, был выкачен в Вейбридже 4 декабря 1958 года и
совершил первый полет 20 января 1959 года. Самолет пилотировал старший
летчик-испытатель "Vickers" Дж. Р. Брайс. Вскоре последовали серийные машины.
Первый самолет ВЕА, G-APEA, названный "Vanguard", поднялся в воздух 22 апреля.
Дебют второго - G-APEB "Bellerophon" - состоялся на авиашоу в Фарнборо в
сентябре 1959 года. Остальные самолеты ВЕА были названы в честь кораблей
Королевских ВМС. Первый Туре 952 для ТСА совершил первый полет 21 мая 1960 года.
Несмотря на то, что летные характеристики самолета соответствовали проектным
параметрам, проведение сертификационной программы было отложено из-за дефектов
компрессора двигателя Tyne, выявленных во время
стендовых испытаний. По этой причине самолет не был допущен к полетам до
установки модифицированного двигателя. Сертификат летной годности Vanguard
получил лишь 2 декабря 1960 года. На следующий день ВЕА получила свой первый
самолет, 17 декабря он совершил пробный полет с пассажирами по маршруту Лондон -
Париж. Полномасштабная эксплуатация была начата 1 марта 1961 года. ТСА отправила
первый самолет на Карибские острова 1 апреля 1961 года.
Несмотря на активное продвижение самолета на рынок, "Vickers" не получила больше
заказов на Vanguard. Были выпущены всего 44 самолета, включая прототип,
разбившийся в Уизли в 1962 году. Как и его американский соперник, Lockheed L-188
Electra, Vanguard потерпел неудачу из-за того, что появился одновременно с
первыми ближне- и среднемагистральными реактивными авиалайнерами - One-Eleven,
Caravelle и DC-9, оказавшимися более привлекательными, чем турбовинтовые.
В 1967 году "Trans-Canada" начала переделку своих Vanguard в грузовые, а с 1969
года машины постепенно снимались с эксплуатации и последний самолет покинул ТСА
в 1974 году. С октября 1968 года ВЕА начала снимать Vanguard с пассажирских
полетов. "Aviation Traders of Southend Airport" полностью переделала самолеты
для ВЕА в грузовые, что включало усиление пола кабины, установку большой
открывающейся вверх двери для загрузки на левом борту передней части фюзеляжа и
роликового конвейера (рольганга) для погрузки. Первый переделанный самолет под
обозначением Type 953С Merchantman поднялся в воздух 10 октября 1969 года, были
конвертированы восемь Vanguard компании ВЕА. Merchantman успешно использовался
для грузовых перевозок и безупречно служил вплоть до снятия с эксплуатации в
1980 году. За время эксплуатации в ВЕА два самолета потерпели катастрофу. G-APEE
разбился на посадочной полосе аэропорта Хитроу 27 октября при попытке сесть в
туман, a G-APEC - возле Арселле (Бельгия) 2 октября 1971 года из-за поломки
конструкции в полете, вызванной коррозией заднего гермошпангоута и задней части
фюзеляжа (ее причиной послужила протечка в задней туалетной кабине).
Многие Vanguard, принадлежавшие ТСА, вернулись в Европу, где использовались -
наряду с машинами ВЕА - французской компанией "Europe Aero Service", основным их
оператором (парк из 11 машин). Другими операторами стали шведская "Air Trader",
британская "Invicta Air Transport", исландские "Air Viking" и "Thor Cargo",
индонезийские "Merpati Nusantara Airlines" и "Angkasa Civil Air Transport" и
ливанская "Air Transport". Крупным оператором этих самолетов была и британская "Air
Bridge Carriers", увеличившая парк машин Merchantman, вернув в 1980-х годах в
эксплуатацию несколько списанных самолетов. В начале 1990-х годов "Air Bridge",
ставшая уже "Hunting Cargo Airlines", продолжала эксплуатировать три V.953C для
экспресс-доставки грузов по Европе. Однако в 1996 году последний из трех
самолетов - G-APEP - совершил финальный перелет в Музей в Бруклендс, графство
Сюррей, положив тем самым конец 35-летней карьере самолета.