Разработка пассажирского самолёта Як-42А началась в ОКБ им. А.С.Яковлева в 1987 году. Требования МГА к самолёту были утверждены в январе 1990 года. Он является дальнейшим развитием самолёта Як-42Д.
От предшественника его отличает улучшенные экономические характеристики и аэродинамика, удлинённый фюзеляж. Первый прототип изготовлен в декабре 1992 года. В 1993 году получил обозначение Як-142.
Впервые продемонстрирован публике на Московском аэрокосмическом салоне в 1993 году. Затем экспонировался на авиасалоне в Ле-Буже, в 1994 - в Берлине.
Як-142 построен по аэродинамической схеме свободнонесущего низкоплана с Т-образным оперением. Конструкция цельнометаллическая. Крыло стреловидное (23° по линии четвертей хорд). Шасси убирающееся,
трёхопорное, с носовой стойкой. Силовая установка состоит из 3 ТРДД Д-36. Разработаны несколько вариантов компоновки салона, рассчитанных на перевозку от 39 до 120 пассажиров. По желанию заказчика на
самолёт могут устанавливаться спутниковая система навигации GPS, система предупреждения столкновений самолётов в полёте TCAS и другое оборудование.
Цифровой пилотажно-навигационный комплекс ЦПНК-42М (унифицированный с комплексами оборудования самолетов Ил-114 и Ту-204) обеспечивает автоматическую посадку по категории IIIА ИКАО, автоматическое
самолетовождение по 70 запрограммированным маршрутам с заданным временем прибытия по расписанию, включает систему оптимизации режимов полета и работы двигателей, пять цветных индикаторов на ЭЛТ.
Электродистанционная система управления полетом с четырехкратным резервированием позволила реализовать схему с малым запасом продольной статической устойчивости на крейсерских режимах полета
(коэффициент устойчивости 0,05-0,07), имеется система предотвращения попадания на критические режимы полета.
Серийное производство планировалось развернуть на Саратовском авиазаводе, но из-за отсутствия финансирования эти планы не осуществились. Единственный построенный экземпляр Як-142 (RA-42424) в
настоящее время принадлежит авиакомпании "Лукойл".
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Як-142 |
Размах крыла, м |
34.88 |
Длина самолета,м |
38.40 |
Высота самолета,м |
9.83 |
Площадь крыла,м2 |
150.0 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного самолета |
38400 |
нормальная взлетная |
57500 |
Тип двигателя |
3 ТРДД Прогресс (Лотарев) Д-36 |
Тяга, кН |
3 х 63.74 |
Максимальная скорость, км/ч |
800 |
Крейсерская скорость, км/ч |
750 |
Перегоночная дальность, км |
5000 |
Практическая дальность, км |
2700 |
Дальность с максимальной нагрузкой, км |
1600 |
Практический потолок, м |
9600 |
Экипаж, чел |
2 |
Полезная нагрузка: |
пассажиров в одноклассной компоновке туристического класса 156 (шаг кресел 810 мм), или 162 (шаг 780 мм), или 180 (шаг 750 мм).
Предусмотрены также двухклассная компоновка на 138 мест (12+126) и трехклассная компоновка на 132 места (12+24+96) или коммерческая нагрузка максимальная
18000 кг, нормальная 14820 кг, при максимальном запасе топлива 9600 кг |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|