Своим появлением эта машина во многом обязана быстрому совершенствованию атомного оружия в США. Как только массово-габаритные характеристики ядерных боеприпасов уменьшились настолько, что их носителеммог стать самолет со взлетной массой около 30 т, командование американских ВМС захотело иметь такое оружие у себя на палубах. Первым ядерным бомбардировщиком, полностью пригодным к эксплуатации с
авианосцев, стал приспособленный для этих целей AJ-2 "Сэвидж" фирмы "Норт Америкен". В начале 50-х гг. эти самолеты были основной ударной силой флота США. Однако оснащенные прямым крылом и
комбинированной силовой установкой (два поршневых и один турбореактивный двигатели), они к тому времени уже устарели и требовали замены. В ходе проведенного конкурса из нескольких претендентов были
выбраны проекты фирм "Норт Америкен" и "Дуглас". Первая предложила разработанный на базе "Сэвиджа" самолет XA2J-1 с двумя турбовинтовыми двигателями "Аллисон" ХТ-40-А-6. Его первый опытный образец
взлетел 4 января 1952 г. Оказалось, что характеристики новой машины по сравнению с AJ-2 ухудшились, и предпочтение было отдано модели 593-8 фирмы "Дуглас".
Самолет 593-8 создавался под руководством ведущего конструктора фирмы Эда Хейнемана, одного из лучших авиаинженеров и великолепного организатора. Специалистами "Дугласа" были разработаны аванпроекты
трехместных самолетов с прямым и стреловидным крыльями, силовая установка которых состояла из двух размещенных на пилонах ТРД. Определяющим фактором при проектировании стали размеры бомбового отсека (длина
не менее 4,57 м), выбранные из условия размещения атомной бомбы или пестрой комбинации обычных видов авиационного вооружения общей массой 5439 кг. При окончательном рассмотрении выбрали проект с
перспективными ТРД J-40 фирмы "Вестингауз" и высокорасположенным стреловидным крылом, оборудованным автоматическими предкрылками. Самолет выглядел очень авангардно, в нем нашли воплощение результаты
последних исследований, проведенных в аэродинамической трубе Калифорнийского технологического института на динамически подобных оловянных моделях.
В конце 1949 г. был подписан контракт на постройку двух летных прототипов, которая завершилась в середине 1952 г. Первый из них (серийный № 125412) получил индекс XA3D-1 и взлетел 28 октября 1952 г. с
авиабазы ВВС США Эдварде. Его силовая установка включала два ТРД XJ-40-WE-3 с тягой по 3175 кгс, которые на серийных бомбардировщиках планировалось заменить на J-40-WE-12 с тягой по 3400 кгс. Однако
J-40 обладал целым рядом серьезных недостатков, и второй прототип YA3D-1 оснастили двигателями J-57-P-6 тягой по 4400 кгс (Этот ТРД, разработанный фирмой "Пратт-Уитни"
дня В-52, стал поистине этапным и устанавливайся также на F-6/8/100/101/102, U-2, В-57, Boeing-707)
На новом самолете предусмотрели возможность использования 12 ракетных ускорителей JATO фирмы "Аэроджет", которые развивали тягу более 24 т и позволяли взлетать с палубы любого ударного авианосца без
катапульты. YA3D-1 (№130352) поднялся в воздух в начале 1953 г.
После завершения заводских испытаний XA3D-1 и YA3D-1 служили стендами для отработки размещения и совместимости оборудования фоторазведчика YA3D-1P и самолета радиотехнической разведки (РТР) YA3D-1Q.
На них отсутствовало оборонительное вооружение, а радиоэлектронное устанавливалось не в полном объеме.
Серийное производство новых тяжелых штурмовиков фирма развернула на своем заводе в Эль-Сегундо (прибрежный район Лос-Анджелеса) параллельно с выпуском AD-5W "Скайрейдер". 16 сентября первый серийный
самолет оторвался от ВПП международного аэропорта Лос-Анджелеса, на которую выходила бетонка завода. Новая машина получила обозначение A3D и по традиции наименование Skywarrior (небесный воин). В течение года было построено 50 самолетов модификации A3D-1. Из них на первых пяти (№№130352-130356) сохранились на вершинах килей характерные для опытных машин контейнеры с
элементами радиоэлектронного оборудования управления огнем системы оборонительного оружия "Аэро-21", включавшей две 20-мм пушки.
Первой в ВМС США 31 марта 1956 г. получила на вооружение "Скайуорриоры" эскадрилья VAH-1 (в авиации ВМС США эскадрильи обозначались: VAH - тяжелая
штурмовая, VAP- тяжелая фотораэведы-вательная, VQ радиотехнической разведки и помех), возглавляемая к-ном Томми Блекборном, которая дислоцировалась на базе морской авиации
Джексонвилл, штат Флорида. Четыре машины были переданы в Авиационный испытательный центр флота (NATC) в Патаксент-Ривер для проведения войсковых испытаний. Одна из них (№135411) 4 апреля совершила
первую посадку на авианосец "Форрестол". В тот же день из Центра на корабль перелетел и A3D-1 №135408. У летчиков эскадрильи VAH-1 подготовка к посадке на палубу заняла более года: отрабатывались
взлеты с использованием "Джато" и приземления на участок ВПП, оборудованный аэрофинишерами и размеченный под палубу авианосца. Итогом напряженного труда стала посадка на "Форрестол" самолета №135436,
выполненная 26 июня 1957 г.
Второй и последней ударной версией "Скайуорриора" стал A3D-2. Самолет получил более совершенное прицельно-навигационное и связное оборудование, более мощные двигатели J-57-P-10 с тягой по 5625 кгс,
позволившие увеличить бомбовую нагрузку до 5811 кг. Для сохранения взлетно-посадочных характеристик был увеличен размах предкрылков за счет дополнительной секции между пилоном двигателя и фюзеляжем. С
целью сокращения длины пробега при посадке на сухопутный аэродром самолет оснастили тормозным парашютом. Начиная с машины №138322, установили РЛС AN/ASB-7, что повлекло изменение формы носового
обтекателя. Новая версия получила возможность дозаправки в полете, для чего была установлена соответствующая аппаратура и штанга топливоприемника. Первые A3D-2, как и все A3D-1, выпускались с двумя
20-мм пушками в хвостовой части фюзеляжа. Однако вскоре вместо них самолет оснастили автоматом ALE-41 выброса дипольных отражателей, который приводился в действие по сигналу станции радиотехнической
разведки ALQ-76. На штурмовиках более поздних серий хвостовую часть облагородили, и ее форма получила аэродинамическую завершенность.
Первый A3D-2 взлетел 12 июня 1956 г. Эта модификация производилась до 1960 г., всего было выпущено 164 самолета. Один из них (№138905) получил индекс YA3D-2 и был передан в NATC для исследования
характеристик устойчивости работы двигателя на различных режимах полета. В начале 1957 г. новые "Скайуорриоры" стали поступать на вооружение. Первой их получила эскадрилья VAH-2.
В 1962 г. в США была принята новая, упрощенная система обозначения авиатехники, и A3D-1 получил индекс А-ЗА, a A3D-2 - А-ЗВ. Самолеты эксплуатировались в 13 эскадрильях тяжелых штурмовиков авиации ВМС
со всех ударных авианосцев.
После поступления на флот "Скайуорриоров" самолеты AJ-2 "Сэвидж" переделывались в заправщики и разведчики.
В начале 60 гг. на вооружение флота США поступили атомные подводные лодки с баллистическими ракетами UGM-27 "Поларис", и
стратегическая значимость авианосцев с ядерными носителями на борту значительно уменьшилась. Появились и новые палубные ударные самолеты, выполняющие задачи, возложенные на "Скайуорриор", с большей
эффективностью, но меньшие по размерам. К 1967 г. штурмовиков А-3А/В в составе авиационных крыльев не осталось.
Имелись и небоевые версии "Небесного воина". В 1959-60 гг. было выпущено 12 самолетов A3D-2T (ТА-ЗВ), которые предназначались для подготовки штурманов и операторов РЭБ. В герметизированном фюзеляже
разместили рабочие места для шести курсантов и инструктора с индивидуальными индикаторами РЛС и другими приборами.
На левом борту имелись четыре квадратных иллюминатора, на правом - три и входная дверь. Для обучения способам бомбометания ядерными боеприпасами на подкрыльевом пилоне мог подвешиваться контейнер
Аего8А-1.
5 самолетов A3D-2Q переделали в штабные VA-3B. Этот вариант отличался от ТА-3В лишь интерьером фюзеляжа. Машины использовались для перевозки высшего руководства флота и дислоцировались на базе ВМС в
Вашингтоне.
"Скайуорриор" широко использовался и при проведении различных испытаний, для чего как нельзя кстати пришелся большой объем его фюзеляжа, позволявший разместить необходимую аппаратуру. В состав
специальной исследовательской эскадрильи Thunderbird наряду с другими самолетами входили четыре ERA-3B (№№146446, 144832, 142668, 142256} и ТА-ЗВ (№144856), получившие обозначения N161TB, N162TB,
N163TB, N256HA и N160TB, соответственно.
С 1965 г. на N160TB отрабатывали систему управления огнем AWG-9. Самолет имел острый носовой обтекатель, под которым размещалась антенна РЛС этой системы. Вначале проводили сбросы макетов ракеты
AIM-54A "Феникс" для определения ее аэродинамических и баллистических характеристик при отделении. В апреле 1966 г. выполнили первый пуск ракеты, а в следующем году произвели три испытательных пуска,
в первом же из которых прямым попаданием была сбита мишень BQM-34. Впоследствии система AWG-9 устанавливалась на истребителях F-14. В начале 70-х годов N160TB, оборудованный фото- и
радиотелеметрической аппаратурой, использовался в качестве самолета сопровождения при отработках воздушного запуска МБР "Минитмен" с самолета С-5А "Гэлэкси". Позднее N160TB приобрел весьма
оригинальный вид - в его хвостовой части под большим дискообразным обтекателем разместили антенну РЛС "Хьюз" APQ-181, разрабатывававшуюся для В-2.
По заказу фирмы Grumman "Скайуорриор" №144825 был переоборудован в экспериментальный самолет NRA-3B для испытаний ракетных систем. Он имел огромный бульбообразный нос и контейнер в хвостовой части
фюзеляжа.
NASA проводило исследования по созданию на базе А-3 самолета укороченного взлета с высокой скоростью полета и низким уровнем шума. Предполагалось оснастить его передним горизонтальным оперением, Т-образным
хвостовым и четырьмя двигателями, установленными над крылом. Проект был закрыт по финансовым соображениям.
В августе 1964 г. американские Вооруженные силы втянулись в войну во Вьетнаме. "Скайуорриоры" приняли в ней участие во всех своих основных ипостасях. В зоне боевых действий побывали "киты"
(прозвище, которое А-3 получил на флоте) не менее чем девяти эскадрилий, которые действовали главным образом с палуб, а иногда - и с базовых аэродромов.
Весьма скромно "выступили" в той войне ударные "Скайуорриоры". Первой испытала свои штурмовики в настоящем деле эскадрилья VAH-2, которая действовала по Северному Вьетнаму с марта по ноябрь 1965 г.
Вначале ее экипажи производили бомбометание с горизонтального полета и больших высот, используя оптические и радиолокационные прицелы, заслужив репутацию лучших снайперов авиации флота. Позже тактика
изменилась. Теперь удары наносились с пологого пикирования (угол 10-30°), и штатные прицелы оказались бесполезными. Их заменило чрезвычайно простое, но эффективное приспособление, состоявшее из
нескольких меток на лобовом стекле.
Одной из наиболее активных штурмовых эскадрилий "Небесных воинов" стала VAH-4, которой пришлось действовать как над Северным Вьетнамом, так и над партизанскими территориями Юга. В 1965-66 гг.
базировавшееся на авианосце "Энтерпрайз" звено "В" этого подразделения сбросило 49 т бомб, а работавшее с "Тикондероги" звено "М" только за один 1966 г. - более 220 т. В том же году карьера "Скайуорриора"
как ударного самолета завершилась. Самый большой штурмовик флота хоть и мог нести практически все типы авиабомб, которыми располагали ВМС, но был плохо приспособлен для действий с малых высот, обладал
недостаточной маневренностью и оказался весьма уязвимым. Вьетнамская кампания стоила VAH-4 семи самолетов и шестерых погибших авиаторов. VAH-2 потеряла две машины, одну из которых 12 апреля 1966 г.
сбил китайский J-6 (МиГ-19) в районе острова Хайнань.
Ни один из американских палубных самолетов не находился на вооружении так долго, как Дуглас А-3 "Скайуорриор". За 39 лет службы он сыграл заметную роль в истории ВМС США. Его создание послужило
толчком к строительству суперавианосцев, он был самым тяжелым и многоцелевым самолетом, служившим на палубе в качестве штатной боевой единицы. На его базе для ВВС создали бомбардировщик В-66 "Дистройер".
Всего выпущено 283 "Скайуорриора" различных модификаций. В середине 1997 г. ВМС эксплуатировали еще три машины в качестве летающих лабораторий. Четыре самолета законсервированы и находятся на хранении
в аэропорту Мохаве, штат Калифорния. Одного "Небесного воина" можно увидеть на палубе основного и самого крупного экспоната музея Военно-морских сил - авианосца "Интерпид", пришвартованного у причала
Нью-йоркского порта.
Описание конструкции.
Палубный бомбардировщик A3D (по американской классификации - штурмовик)
представляет собой моноплан с высокорасположенным стреловидным крылом (стреловидность
36°) и однокилевым хвостовым оперением. Стабилизатор с изменяемым углом
установки, несущий руль высоты, имеет стреловидность 40°. На вершине киля у
опытных самолетов и у A3D-1 размещался контейнер с противоштопорным парашютом;
во время модернизации он был снят. Механизация крыла включает в себя предкрылки
и закрылки. Фюзеляж, в1"основном квадратного сечения, оборудован трехместной
герметизированной кабиной, где размещались летчик, летчик-бомбардир и штурман.
Катапультируемые сиденья отсутствуют. Для аварийного покидания используется люк,
расположенный за передней стойкой шасси. При посадке на воду экипаж выбирается
через люк в фонаре кабины. Подобное конструктивное решение позволило облегчить
массу машины на 250 кг. За кабиной экипажа находится бомбоотсек. У
самолетов-разведчиков он герметизирован, и в нем имеются места для двух
операторов разведывательного оборудования. На боковой поверхности задней части
фюзеляжа установлены панели воздушных тормозов большой площади, применяемые при
пикировании. Для сокращения взлетной дистанции за панелями воздушных тормозов
могут подвешиваться 12 стартовых твердотопливных ускорителей. Под стрелковой
установкой расположен тормозной парашют. Крыло и киль самолета складываются с
помощью гидравлических механизмов.
Шасси трехстоечное, с носовым колесом. Передняя стойка убирается вперед, а
основные - назад, в ниши по бортам фюзеляжа. В хвостовой части снизу находятся
тормозной крюк и традиционная хвостовая опора с маленьким колесом,
предохраняющая фюзеляж от удара о палубу при заходе самолета на посадку. Топливо
размещается в двух фюзеляжных баках - впереди и позади крыла и в крыльевых,
расположенных внутри крыла (от фюзеляжа до линии складывания). Максимальный
запас топлива - 15 т. У заправочной модификации, благодаря подвесному топливному
баку в бомбоотсеке, масса горючего увеличена почти до 20 т. Двигатели
установлены на пилонах под крылом в обтекаемых гондолах. На
всех "скайуорриорах" использовались двигатели серии J-57 с тягой от 4400 до 5624
кг, в зависимости от модификации самолета.
Бомбардировщик оборудован прицельно-навигационной РЛС, до-плеровским измерителем
скорости и угла сноса, бомбардировочным оптическим прицелом. У машин A3D-2 в
хвостовой части вместо пушек стоит аппаратура РЭБ. Разведывательная версия
снабжена 12 фотоаппаратами различных типов и ИК-станцией разведки, которые
находятся в бомбоотсеке и носовой части фюзеляжа. На ЕА-ЗВ в длинном контейнере
под бомбоотсеком имеется РЛС бокового обзора, а также аппаратура
радиотехнической разведки и РЭБ.
Оборонительное вооружение состоит из спаренной 20-мм пушки с дистанционным
управлением. Над ней смонтирована антенна прицельной РЛС. Стрельбой управляет
штурман. Бомбовое вооружение "Скайуорриора" размещается в бомбоотсеке длиной 4,5
и шириной 1,5 м. В нем могут подвешиваться: ядерные, термоядерные, глубинные и
обычные бомбы, авиационные мины, торпеды общей массой до 5440 кг.