Одним из предназначений А-4 была доставка ядерных боеприпасов на короткие
дистанции, но в конечном итоге почти 3000 выпущенных самолетов решали и
множество других задач. А-4 стал первым боевым реактивным самолетом США, созданным вопреки тенденциям
того времени - постоянного усложнения и удорожания конструкции, а также роста
массы машины. Отсчет истории А-4 начался еще во время войны в Корее, когда ВМС
США приняли решение заменить AD Skyraider на реактивный аналог. Работавший в "Douglas"
Эд Хайнеман относительно быстро набросал предварительный проект нового самолета
с дельтовидным крылом и представил его на рассмотрение комиссии, которую
возглавлял контр-адмирал Аполло Соусек. Конструктор заявил при этом, что сумеет
создать самолет с массой в пределах 12000 фунтов (5443 кг). ВМС США проектом
заинтересовались и заказали постройку одного прототипа, обозначенного XA4D. В
октябре 1952 года прошла макетная комиссия, после которой началась уже основная
работа над проектом, причем Хайнеман отказался от ряда уже имевшихся систем,
поскольку они не укладывались в весовые лимиты и дал указание инженерам "Douglas"
создать их более легкие аналоги. В итоге новая система кондиционирования воздуха
оказалась почти на две трети легче предлагавшейся изначально, катапультное
кресло - почти в два раза легче, а интегрированная система связи, навигации и
госопознавания, установленная в носовой части, помогла сэкономить 21,8 кг. Панели
обшивки носовой части фюзеляжа были толще обычных на 2,5 мм, что позволило
усилить защиту пилота и отказаться в то же время от внутренних усиливающих
элементов конструкции (это позволило увеличить внутреннее пространство кабины).
Крыло имело размах всего 8,2 м и позволяло отказаться от механизма складывания
крыла для эксплуатации на авианосцах, что сэкономило еще 90,7 кг массы. В крыле
находились интегральные топливные баки. В силовой установке применили двигатель
Armstrong-Siddeley Sapphire, собиравшийся по лицензии как Wright J65. Причем
многие ранние А-4 получили отремонтированные двигатели, ранее использовавшиеся
на F-84 американских ВВС. Skyhawk сначала планировалось использовать только как носитель ядерной бомбы (у
прототипа и пилон внешней подвески был всего один), но подписанный в июне 1952
года контракт предусматривал поставки серийных самолетов, способных выполнять
бомбометание с пикирования, изоляцию района боевых действий и оказание
непосредственной воздушной поддержки - как с истребительным прикрытием, так и
без него. А-4 оказался способен эффективно решать не только эти, но и многие
другие задачи. Прототип XA4D-1 (масса пустого - 3810 кг) был выкачен из цеха завода "Douglas" в
Эль-Сегундо, штат Калифорния, в начале июня 1954 года, а 22 июня на авиабазе
Эдварде он совершил первый полет под управлением Роберта О. Рана. Прототип, уже
получивший к тому времени в соответствии с традициями компании "Douglas" имя
Skyhawk (ранее это были самолеты Skyraider, Skyshark, Skywarrior, Skyray и
Skylancer), имел гораздо меньшую массу, чем было заявлено, и показал на
начальном этапе испытаний на 20% большую скорость и на 33% большую дальность
полета. Так что вполне заслуженно еще на выкатке самолета отдел по работе с
прессой компании "Douglas" называл его "Могучим малышом". После XA4D-1 (№
137812) последовала первая партия из 19 самолетов A4D-1, из них 9 были
задействованы в программе испытаний (как такового опытного YA4D не было).
Остальные машины из первой партии ушли прямо на флот. Третий самолет,
пилотируемый лейтенантом Гордоном Греем, в октябре 1955 года установил новый
рекорд на замкнутом 500-км маршруте - 1118,753 км/ч - первый случай, когда
ударный самолет побил рекорд истребителя. Проведенные же в рамках "Программы
ознакомления личного состава ВМС с новыми системами вооружения и военной
техники" исследования показали, что A4D-1 отличаются самым низким среди всех
летательных аппаратов ВМС США показателем по соотношению человеко-часов
техобслуживания, затраченных на один летный час - всего 26,5. В октябре 1956 года начались поставки самолетов в первую строевую часть - 72-ю
штурмовую эскадрилью (авиабаза Квонсет-Пойнт), причем ранее она носила название
"Skyhawks" (еще даже до того, как получила на вооружение F9F-5 Panther), но
руководство "Douglas" настояло на том, что обладает авторскими правами на
название "Skyhawk", и эскадрилью переименовали в "Blue Hawks". В январе
следующего года первые A4D-1 получила 224-я штурмовая эскадрилья "Bengals"
авиации КМП США. Было построено 165 самолетов A4D-1, поступивших в не менее чем
18 эскадрилий авиации ВМС и КМП США. В октябре 1962 года самолет получил новое
обозначение - А-4А. После поступления новых модификаций машины, часть предыдущих
передали в эскадрильи резерва, где они получили обозначение ТА-4А. Создание XA4D-1 обошлось примерно в 8,4 млн долларов, а средняя закупочная
стоимость одного A4D-1 составила 700 тыс. долларов. Почти сразу же зашла речь о
модернизации машины, и новый A4D-2 получил расширенный состав вооружения,
включая УР Bullpup, а также был оснащен улучшенной системой бомбометания.
Отличительными особенностями нового самолета стали неубираемая
топливозаправочная штанга, установленная в носовой части по правому борту, и
руль направления типа "tadpole". На A4D-1 руль направления был гладким, с
внутренним расположением элементов жесткости, но постоянно возникавшие вибрации
заставили инженеров компании, что называется, "вывернуть руль наизнанку",
расположив элементы жесткости на внешней части, и это, начиная с A4D-2, стало
отличительной чертой всех Skyhawk. Масса пустой машины возросла до 4149 кг, а
максимальная взлетная масса -до 10206 кг.
Модификации
: |
|
|
А-4А |
первая серийная модификация с двигателем с тягой 3450 кгс (1954 г.).
|
А-4В |
конструктивно аналогичен А-4 А, однако внесены многочисленные изменения для обеспечения применения с самолета разнообразного вооружения (1956 г.).
|
А-4С |
модификация с удлиненной носовой частью для размещения дополнительного электронного оборудования, обеспечивающего применение самолета при сложных метеоусловиях
(1958 г.).
|
А-4Е |
модификация с более мощным двигателем, увеличенным радиусом действия с боевой нагрузкой. На самолете установлено катапультируемое сиденье (1961 г.).
|
А-4F |
установлено дополнительное бронирование, более совершенное электронное оборудование (1966 г.) |
А-4G |
исполнение для Австралии, 16 самолетов. |
А-4Н |
исполнение для Израиля, 108 самолетов. |
А-4К |
исполнение для Новой Зеландии, 10 самолетов. |
А-4L |
модификация А-4 С для авиации резерва морской пехоты США (1969 г.).
|
А-4М Skyhawk II
|
модернизированный штурмовик с новым двигателем с тягой 5100 кгс (1970 г.). |
А-4N |
экспортный вариант А-4М (1972 г.). |
А-4Р и Q |
варианты А-4В для Аргентины, поставлено 66 самолетов. |
А-4S |
исполнение для Сингапура.
|
А-4Y |
модификация с более совершенным бомбардировочным вооружением. |
ТА-4F |
двухместная модификация А-4 В для Сингапура. |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
A-4A |
Размах крыла, м |
8.38 |
Длина самолета,м |
12.22 |
Высота самолета,м |
4.57 |
Площадь крыла,м2 |
24.15 |
Масса , кг |
|
пустого самолета |
3810 |
максимальный взлетная |
9072 |
Тип двигателя |
1 ТРД J65-W-4 |
Тяга нефорсированная, кН |
1 х 3538 |
Максимальная скорость, км/ч |
1069 |
Крейсерская скорость, км/ч |
1012 |
Практическая дальность, км |
1489 |
Боевой радиус действия, км |
420 |
Практический потолок, м |
11800 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки Mk.12 с 200 патронами на пушку.
Боевая нагрузка - 2268 кг на 5 узлах подвески
3x 907-кг бомбы Mk.84, 9 454-кг бомбы Mk.83,
14x 227-кг бомбы Mk.82,
3 контейнера SUU-23/A c пушкой М61А1 с 1200 патронами,
2 контейнера Hughes Mk.4 c 20-мм пушкой с 750 патронов.
4 ПУ LAU-3/A c 19х69(85)-мм НУР, а также напалмовые бомбы BLU, кассетные бомбы CBU |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|