В 1969 году часть штурмовиков А-4С и A-4F была модернизирована в вариант
A-4L, имеющий усовершенствованное БРЭО. Так как часть его уже не умещалась
внутри планера, экстерьер штурмовиков "украсили" гаргроты (как у A-4F).
"Скайхок", имеющий прекрасную репутацию у пилотов морской авиации, дожил до
конца вьетнамской войны, хотя на заключительном этапе его заметно потеснил
"Корсар" II. Впрочем, замена А-4 на А-7 в эскадрильях "регулярной" палубной
авиации ВМС США оказалась достаточно длительным процессом и растянулась с 1967
по 1976 год.
Однако новые "Корсары" поступали только в авианосные авиакрылья ВМС США. Морская
пехота по-прежнему летала на "Скайхоках". Для нее в 1970-1979 гг. было построено
158 самолетов А-4М, получивших неофициальное имя "Скайхок" II. По сравнению с
предшествующими модификациями эти машины имели значительно большую
тяговооруженность, достигнутую за счет установки двигателя J52-P-408А (1x5080
кгс). Это обеспечило уменьшение взлетной дистанции почти на 20%. Для сокращения
посадочной дистанции при базировании на наземных аэродромах, лишенных
аэрофинишеров, был введен тормозной парашют.
Существенно повышалась боевая живучесть А-4М: самолет превратился из "палубного
истребителя-бомбардировщика" (каковым были А-4А, А-4 В, А-4С, А-4Е и A-4F) в
"почти настоящего" (в российском понимании этого слова) штурмовика. В частности,
на нем появилось дополнительное бронирование кабины, защищающее летчика не
только сзади и, частично, с боков, но и спереди, а также снизу. Была усилена
защита дублированной гидросистемы, а топливные баки получили дополнительное
протежирование.
Масса пустого самолета А-4М достигла 4747 кг, а максимальная взлетная масса -
11113 кг. Бомбовая нагрузка (размещенная на семи узлах внешней подвески)
возросло до 4150 кг. Максимальная скорость штурмовика составила 1102 км/ч, а
боевой радиус действия с бомбовой нагрузкой 1800 кг (без ПТБ) достиг 550 км. На
самолете был применен новый, более выпуклый фонарь кабины, обеспечивающий
летчику улучшенный обзор, установлены тормозной парашют, новая штанга дозаправки
топливом в полете и усовершенствованная система опознавания "свой-чужой". Уже в
ходе серийного производства на А-4М применили новые кабинные индикаторы и
усовершенствованную систему предупреждения о радиолокационном облучении.
Первый А-4М поднялся в воздух 10 апреля 1970 года, а последний серийный
штурмовик этого типа был передан авиации Корпуса морской пехоты США в 1979 году.
Как уже говорилось, в отличие от подразделений палубной авиации США, эскадрильи
КМП не перевооружались на "Корсары" II, поэтому там, а также в эскадрильях
Резерва морской пехоты (Marine Corps Reserve) "Скайхоки" продержались до
середины 1980-х ходов, после чего были заменены штурмовиками с вертикальным
взлетом и посадкой AV-8B "Харриер" II.
В процессе службы "Скайхоки" II должны были пройти очередную модернизацию,
получив лазерно-телевизионную систему бомбометания ARBS (Angle Rate Bombing
System Хьюз) AN/ASB-19 (для модернизированного самолета даже зарезервировали
название A-4Y). Однако в дальнейшем от этого проекта отказались.
Собственно, на А-4М серийное производство "Скайхоков" и завершилось. По 1979 год
включительно было построено более 2960 машин всех модификаций: более 2400
одноместных и около 560 двухместных. В дальнейшем (в основном, за пределами США)
велись лишь работы по модернизации ранее произведенной техники.
В целом, эволюция самолета "Скайхок" характеризовалась постепенным насыщением
его различным оборудованием и системами: электроника (благодаря внедрению
пальчиковых ламп, а затем транзисторов) делалась все более миниатюрной и
появились возможности найти ей место даже в максимально "обжатом" планере "Скайхока".
Однако эти возможности были небезграничными, следствием чего стал A-4F с его
"горбом". Увеличение веса новых модификаций штурмовика компенсировалось
установкой все более мощных двигателей. Самолет, задуманный как вызов
неуклонному возрастанию веса боевых машин, сам стал жертвой этой тенденции,
упершись в лимиты конструкции.
Следует сказать, что сверстники А-4 оказались лучше приспособленными к постоянно
меняющимся требованиям времени. Так, ровесник "Скайхока", палубный истребитель
F-4 "Фантом" II, закончил службу на авианосцах США (для чего он, собственно,
изначально и создавался) в 1990-х годах. Тогда же "ушли на пенсию" советские
МиГ-21 и Су-17, прототипы которых, как и XA4D-1, появились в середине 1950-х.
А в 1970-х годах, когда палубный штурмовик А-4 на своей родине, в Соединенных
Штатах, окончательно "сошел со сцены", все вышеперечисленные самолеты лишь
достигали пика своей "военной карьеры", продолжая активно совершенствоваться.
Корпус морской пехоты США, где "Скайхоки" несли службу до 1980-х годов, является
весьма специфической, чисто американской структурой, не имеющей прямых аналогов
ни в одном другом флоте мира. Требования к вооружению для морских пехотинцев (в
том числе и вооружению авиационному) тоже весьма специфичны. А уникальное
оружие, как правило, живет долго. Поэтому можно предположить, что, возьмись
американцы разрабатывать замену "Скайхоку" в КМП самостоятельно, А-4М и его
возможные модификации сохранились бы у "бритых затылков" значительно дольше - до
1990-х годов, а то и до начала XXI века. Да и сама замена "Скайхока" для "морпехов",
вполне возможно, представляла бы собой логическое развитие линии А-4 (с новой
авионикой, вооружением, силовой установкой и т.д.). Но появление первого в мире
серийного самолета с вертикальным взлетом и посадкой ВАЕ "Харриер" (во многом
случайное, вызванное удачным стечением технических, политических и экономических
обстоятельств) обещало дать авиации экспедиционных сил дополнительные
тактические возможности, перевешивающие недостатки "Харриеров". В результате еще
далеко не совершенный, по многим параметрам уступавший тому же А-4М, штурмовик
AV-8, запущенный в серийное производство на фирме "Макдоннелл-Дуглас", быстро
вытеснил "Скайхоки" из авиации Корпуса морской пехоты США.
Дальнейшее развитие "ястребка Хейнеманна" шло по учебно-тренировочной линии, а
также по линии недорогого многоцелевого самолета, ориентированного на экспорт
(главным образом, в относительно небогатые страны "третьего мира").
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
А-4M |
Размах крыла, м |
8.38 |
Длина самолета,м |
12.27 |
Высота самолета,м |
4.72 |
Площадь крыла,м2 |
24.16 |
Масса , кг |
|
пустого самолета |
4707 |
максимальный взлетная |
11113 |
Тип двигателя |
1 ТРД Pratt Whitney J52-P-408A |
Тяга нефорсированная, кгс |
1 х
5080 |
Максимальная скорость, км/ч |
1102 |
Крейсерская скорость, км/ч |
1040 |
Практическая дальность, км |
3225 |
Боевой радиус действия, км |
550 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
3140 |
Практический потолок, м |
12880 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
7.5 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
две 20-мм пушки Mk.12 с 200 патронами на пушку. Боевая нагрузка -
4150 кг на 5 узлах подвески 3 УР воздух-воздух AIM-9 Sidewinder 8 AGM-45 Shrike 3 УР AGM-12 Bullpup 3 Управляемые бомбы AGM-62A Walleye, 3x 907-кг бомбы Mk.84, 9 454-кг бомбы Mk.83, 14x 227-кг бомбы Mk.82, 3 контейнера SUU-23/A c пушкой М61А1 с 1200 патронами, 2 контейнера Hughes Mk.4 c 20-мм пушкой с 750 патронов. 4 ПУ LAU-3/A c 19х69(85)-мм НУР, а так
же напалмовые бомбы BLU, кассетные бомбы CBU |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|