T-50/A-50 Golden Eagle - учебно-боевой самолет и легкий штурмовик,
разработанный южнокорейской фирмой Korean
Aerospace Industries. Консорциум Korean Aerospace был
образован южнокорейскими фирмами Samsung,
Hyundai, Daewoo и американской фирмой Lockheed Martin
(13% акций) осенью 1998 года. Самолет
представляем доработанную версию УБС KTX-2
фирмы Samsung, практически на 100%
укомплектованный лицензионной
американской электроникой (фирмам GEC-Marconi
Avionics, Honeywell, Smiths Industries, Rockwell Collins, Marconi, Parker,
Messier-Dowty, Raytheon и Hamilton Standard).
Конструктивно Т-50 будет выполнен
статически неустойчивым, по
нормальной аэродинамической схеме со
среднерасположенным трапециевидным
крылом, однокилевым хвостовым
оперением и трехопорным шасси. В
конструкции планера
предусматривается широкое применение
композитных материалов.
Двухместную кабину экипажа с
тандемным размещением обучающегося и
инструктора намечено оборудовать
катапультируемыми креслами,
рассчитанными на аварийное покидание
самолета экипажем на земле при
нулевой скорости.
Для удовлетворения заданных
требований в состав силовой установки
планируется включить двухконтурный
турбореактивный двигатель F404-402
американской фирмы "Дженерал
электрик" (максимальная тяга на
форсированном режиме 79 кН). Силовая
установка будет оснащена электронно-цифровой
системой автоматического управления
FADEC (Full Authority Digital Engine Control) и системой
диагност тики.
Основу бортового радиоэлектронного
оборудования самолета составят
многофункциональная РЛС AN/APG-67, инерциальная
навигационная система на лазерных
гироскопах с коррекцией по данным
космической радионавигационной
системы NAVSTAR, система связи, бортовые
ЭВМ систем управления полетом и
оружием, а также аппаратурой РЭБ.
Кроме того, для решения специальных
задач возможно размещение в подвесных
контейнерах дополнительного
прицельно-навигационного и
разведывательного оборудования, а
также аппаратуры РЭБ. С целью
улучшения системы отображения
информации в кабине экипажа
устанавливаются цветные
многофункциональные индикаторы.
В состав встроенного вооружения
боевого варианта самолета А-50
предусматривается включить 20-мм
авиационную пушку. Подвесное
вооружение, размещаемое на семи узлах
подвески (одном подфюзеляжном,
четырех подкрыльевых и двух на законцовках
крыла), будет представлено
управляемыми ракетами классов "воздух
-воздух" (AIM-9) и "воздух - земля"
(AGM-65), управляемыми и неуправляемыми
авиационными бомбами и кассетами.
Стоимость программы разработки Т-50/ А-50
составит 1,3 млрд долларов.
Южнокорейские ВВС предполагают
закупить 94 самолета обоих вариантов.
Потребности вооруженных сил США в
новом учебно-тренировочном самолете Т-50,
которым планируется заменить
устаревшие Т-38, оцениваются в 500 машин.
Кроме того, предусматриваются
экспортные поставки Т-50 и в другие
страны.
В октябре 2001 года специалисты фирмы
KAI завершили сборку и приступили к наземным проверкам первого
опытного образца поставки самолета Т-50. Первый полет опытный самолет
выполнил 20 августа 2002 года, в декабре 2003 года ВВС Республики Корея
разместили заказ на 25 самолетов, следом могут быть получены
дополнительные заказы.
Вариант A-50 (также известный
как TA-50, или T/A-50) поднялся в воздух в сентябре 2003 года,
южнокорейские ВВС заказали минимум 22 самолета TA-50 - легкого
истребители и легкого штурмовика, возможно размещение дополнительных
заказов. Первый серийный T/A-50 был выкачен в начале 2011 года.
T/A-50, имеющий
импульсно-доплеровский радар IAI Elta EL/M-2032, внешне практически не
отличается от T-50. Самолет оснащен трехствольной пушкой калибра 20
миллиметров с боезапасом на 200 выстрелов и имеет семь точек подвески
для ракет класса "воздух-воздух" и "воздух-поверхность",
свободнопадающих и корректируемых бомб. T/A-50 уже прошел сертификацию
на применение ракет AGM-65 Maverick и AIM-9 Sidewinder.
Самолет T-50 приобрел у летчиков большую популярность, а по ряду
параметров рассматривается специалистами как один из лучших
учебно-боевых самолетов в мире. На вооружение ВВС Республики Корея
самолет T-50 поступил в 2005 году, и к началу 2011 года было получено
более 60 самолетов.
Объединенным Арабским Эмиратам был предложен вариант T-50U,
отличительными особенностями которого стали дополнительные системы,
предназначенные для обеспечения подготовки летчиков для самолетов F-16 и
Mirage 2000-9, состоящих на вооружении ВВС ОАЭ. В феврале 2009 года ВВС
ОАЭ объявили о победе в тендере итальянского УБС M346, но в январе 2010
года было объявлено об аннулировании результатов тендера и проведении
нового конкурса, в котором вновь принимает участие T-50. Наконец, первый
экспортный заказ был получен в мае 2011 года - командование ВВС
Индонезии объявило о решении приобрести 16 самолетов T-50, которые
должны заменить уже порядком устаревшие учебные Hawk Mk 53.
В 2013 году Военно-воздушные
силы Республики Корея приняли на вооружение первый легкий боевой самолет
FA-50, созданный на базе сверхзвукового реактивного учебного самолета
T-50. Первый FA-50 (из 60 заказанных) передан ВВС 20 августа. Остальные
машины будут поставлены поэтапно вплоть до 2016 года для замены около
120 устаревших истребителей F-5E/F с 40-летним сроком эксплуатации. Все
F-5E/F будут сняты с вооружения к 2019 году. По заявлению представителей
DAPA, многоцелевой FA-50 сопоставим по своим характеристикам с KF-16.
Первый производственный контракт на 20 легких истребителей FA-50
стоимостью 600 млн дол был подписан в январе 2012 года. Как ожидается,
эти самолеты будут переданы ВВС Республики Корея в 2013-2014 гг. По
оценке компании KAI, в общей сложности военное ведомство может
приобрести от 60 до 150 таких самолетов, которые заменят устаревшие
истребители F-5.
FA-50 оснащен системой связи стандарта Link
16, импульсно-доплеровским радаром EL/M-2032, системой предупреждения об
облучении и приборами ночного видения. Он может нести боевую нагрузку
массой до 4,5 тонны. В состав номенклатуры вооружений самолета входят
управляемые и неуправляемые ракеты, свободнопадающие и корректируемые
бомбы, включая JDAM и CBU-97. FA-50 также
вооружен 20-миллиметровой пушкой. Ранее американские компании Raytheon и
Northrop Grumman заявили, что они могут адаптировать под FA-50 радары с
активной фазированной антенной решеткой, предназначенные для
истребителей F-16 Fighting Falcon.