Через год после появления AC-119G на вооружение ВВС США поступила следующая партия из 26 машин, получившая обозначение АС-119К Stinger.
AC-119K, несмотря на схожесть с АС-119G, являлся во многом совершенно новым авиационным комплексом как по самолету, так и по бортовому оборудованию. Под крыльями на пилонах было
установлено по одному ТРД J-85-17 тягой по 1293 кг, часть самолетов оснащалась не четырехлопастными винтами фирмы «Аэропродактс», а трехлопастными фирмы «Гамильтон Стандарт». Бортовое оборудование
AC-119K вообще тяжело сравнивать с оборудованием АС-119G. АС-119К стал полноценным авиационным комплексом.
Весь борт модели G сохранился практически без изменений, но к старым системам добавились ИК-система обзора передней полусферы AN/AAD-4
(на убираемой турели в низу носовой части фюзеляжа), поисковая РЛС AN/APQ-136, имеющая режим обнаружения движущихся наземных целей. Благодаря полноценной ИК-системе ночного видения самолет стал
действительно «круглосуточным». Резко было усилено вооружение: к четырем «минигановским» модулям MXU-470/A добавились две шестиствольные пушки «Вулкан» калибра 20 мм. Боекомплект составлял 31500
патронов к пулеметам и 4500 снарядов к пушкам. Наличие пушек позволяло экипажу поражать цель, не входя в зоны эффективного пулеметного огня. Гладко было на бумаге, но забыли
про овраги. Фирма «Тексас Инструменте» затянула с работами по доводке ИК-системы, что не удивительно - техника была совершенно новая. Первый AC-119K был передан ВВС 24 сентября
1968 г. без FLIR. Последующие - тоже. Первый серийный комплект системы AN/AAD-4 фирма сдала 3 мая 1969 г.
Под AC-119K 1 февраля 1969 г. на авиабазе Клинтон-Каунти сформировали 18-ю эскадрилью специальных операций. Первый «Ганшип III»
эскадрилья получила в марте. Тренировки в штате Огайо продолжались до полного оснащения самолетов эскадрильи ИК-системами обзора передней полусферы. 3 ноября 1969 г. самолеты прибыли во Вьетнам на
авиабазу Фань Рань. Как и 71-я эскадрилья, 18-я эскадрилья в оперативном отношении подчинялась штабу 14-го авиакрыла специальных операций. Злые языки прозвали эту часть
«Антикварное крыло», поскольку в нем на вооружении состояли «музейные» самолеты, такие как А-1, С-47, U-10 и т.д. Первый боевой вылет AC-119K выполнил 13 ноября 1969 г., но состояния полной
боеготовности вся эскадрилья достигла только 4 февраля 1970 г. В середине февраля экипажи получили официальный позывной Stinger (этот позывной принадлежал базировавшемуся в Дананге 366-му
тактическому истребительному авиакрылу, но не использовался).
Один из пилотов, полетавших и на AC-47, и на AC-119, так отозвался об этих машинах: «Не надо сравнивать «Споки» и «Шедоу» - это
все равно, что равнять «жестянку Лиззи» (автомобиль «Форд-Т» начала XX века), и «Кадиллак» последней модели». «Тени» из 17-й эскадрильи (71-я эскадрилья была преобразована в 17-го) действовали днем,
а их более современные собратья из 18-й - ночью, причем если экипажи «Теней» были универсалами - летали и на свободную охоту, и на патрулирование, и по вызову наземных войск, то «Стингеры»
занимались только ночной охотой за транспортом на тропе Хо Ши Мина. Важную роль АС-119 сыграли в ходе южновьетнамской «экспедиции» в Лаос. Вторжение в Лаос началось 1 мая 1970 г. Цель вторжения -
разгромить опорные базы на тропе Хо Ши Мина, которая в значительной степени проходила по территории формально независимого Лаоса. С 1 мая по 30 июня экипажи «Теней» и «Стингеров» выполнили 178
боевых вылетов. Кампания в Лаосе бесславно закончилась для интервентов в июле 1970 г. (регулярные части армии ДРВ с треском вышибли южновьетнамцев из Лаоса), но AC-119 продолжали полеты в воздушном
пространстве сопредельного с республикой Вьетнам государства и в 1971 г. С 1 июля 1970 г. по 31 марта 1971 г., по официальным американским данным, «Ганшипы III» уничтожили в Лаосе 609 автомобилей и
236 сампанов, людские потери от огня пушек и пулеметов AC-119 составили более 3100 человек.
В середине февраля 1970 г. несколько «Стингеров» перебросили в Таиланд на авиабазу Удорн. Первый боевой вылет с тайской базы
AC-119K выполнил 17 февраля. В ходе операции «Лам Сон 719» (очередное вторжение в Лаос) экипажи AC-119K уничтожили восемь северовьетнамских танков ПТ-76. В конце 1970 г. AC-119 действовали с пяти
авиабаз, расположенных в Южном Вьетнаме и Таиланде. Самолеты 17-й эскадрильи базировались в Фань Ране (семь машин) и Тан Сон Нате (девять), 18-й эскадрильи - в Да Нанге (семь), Фан Ране (три),
Накхон Фаноме (Таиланд, шесть самолетов). С началом процесса «вьетнамизации» войны 17-я эскадрилья в сентябре 1971 г. сдала все свои «Тени» ВВС республики Вьетнам. Последний AC-119G передали
южновьетнамцам 8 сентября 1971 г. «Тени» поступили на вооружение 819-й ударной эскадрильи, которая базировалась в Тан Сон Нат. 30 сентября было расформировано 14-е авиакрыло специальных операций ВВС
США «Стингеры» 18-й эскадрильи продолжали летать на боевые задания в первой половине 1972 г. Они принимали участие в отражении наступления регулярных частей армии ДРВ, так называемого «Восточного
наступления», внеся ощутимый вклад в оборону Контума и Ан Лока.
В конечном итоге в ноябре 1972 г. AC-119K оказались в 821-й эскадрилье ВВС республики Вьетнам, однако по декабрь включительно на
самолетах с перекрашенными опознавательными знаками продолжали летать американские экипажи. В конце 1972 г. в боевом составе южновьетнамских ВВС числилось 16 АС-119 обеих модификаций, всего
южновьетнамцы получили не менее 22 AC-119. AC-119G вместе с парой А-1Н выполнили самый последний боевой вылет в долгой войне. Самолеты пытались нанести удар по северовьетнамским танкам на улицах
Сайгона. «Ганшип» и один «Скайрейдер» были сбиты. Потери АС-119 в Индокитае составили пять самолетов (два AC-119G и три AC-119K). 11 октября 1969 г. на взлете с авиабазы Тан Сон Нат из-за отказа
двигателя разбился AC-119G с регистрационным номером 52-5907. Шесть из десяти членов экипажа погибли. Второй АС-119G также разбился на взлете с Тан Сон Ната по причине отказа двигателя. Мотор
«обрезал» на высоте 30 м, но экипаж смог набрать высоту, тем не менее самолет упал в пяти километрах от аэродрома. Шесть из восьми человек, находившихся на борту, погибли. Катастрофа произошла 27
апреля 1970 г. (регистрационный номер самолета 53-8155). В обоих случаях причиной служил не только отказ двигателя, но и неспособность полностью загруженного AC-119G набирать высоту на одном моторе.
После второй катастрофы ВВС США наложили ограничение на массу полезной нагрузки.
При возвращении с боевого задания в Дананг 19 февраля 1970 г. на AC-119K (борт 53-3156) прекратилась подача топлива к обоим
левым двигателям. Экипаж не смог восстановить управление, но выполнил аварийную посадку. Самолет списали, люди остались живы. 6 июня 1970 г. при взлете с аэродрома Дананг у одного из двигателей
AC-119K (борт 52-5935) отлетел воздушный винт. Самолет разбился при попытке экипажа выполнить вынужденную посадку. Члены экипажа успели покинуть неуправляемый самолет. Ветром парашюты отнесло в
море. Спасли девять человек из десятерых. За все время использования в ВВС США был сбит только один «Ганшип III» - AC-119K (борт 52-5935). 2 мая 1972 г. самолет выполнял боевой вылет в район Ан Лока.
Транспортный С-130 ошибочно сбросил груз боеприпасов на территорию, занятую Вьет Конгом. Перед экипажем «ганшипа» стояла задача этот груз уничтожить. «Стингер» встал в круг над целью, но, не успев
открыть огонь, сам был обстрелян 37-мм зенитками. Приоритеты сменились - теперь целью №1 стала позиция зенитной батареи. Поздно: «ганшип» загорелся после нескольких прямых попаданий 37-мм снарядов.
Огонь охватил правую консоль крыла. После взрыва правого ТРД аэроплан полностью потерял управление, тем не менее, командир экипажа капитан Терренс Куртни до последнего пытался восстановить контроль
над самолетом. AC-119K упал в восьми километрах от городской черты Ан Лока. Семеро членов экипажа покинули самолет с парашютами, а трое оставшихся на борту погибли. В спасении уцелевших членов
экипажа приняла участие целая армада: вертолеты НН-53 и UH-1 под прикрытием AC-130. Всех удалось вытащить из-под носа противника.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
АС-119К |
Размах крыла, м |
33.30 |
Длина самолета,м |
26.36 |
Высота самолета,м |
8.03 |
Площадь крыла,м2 |
130.06 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
18200 |
максимальная взлетная |
28122 |
Тип двигателя |
|
основных |
2 ПД Wright R-3350-87 |
вспомогательных |
2 ТРД General Electric J85-GE-17 |
Мощность |
|
основных, л.с. |
2 х 3700 |
вспомогательных , кгс |
2 х 1292 |
Максимальная скорость, км/ч |
408 |
Крейсерская скорость, км/ч |
341 |
Боевая скорость, км |
333 |
Практическая дальность, км |
3400 |
Продолжительность полета, ч |
5 |
Практический потолок, м |
7800 |
Боевая высота полета, м |
1070-1670 |
Экипаж, чел |
10 |
Вооружение: |
две 20-мм шестиствольные пушки M61A1 Vulcan c 3000 патронами, четыре 7.62-мм шестиствольными пулеметами GAU-2B/A Minigun в контейнере SUU-11B/A c 1500 патронами на пулемет. ПУ LAU-74/A для 24 осветительных ракет Mk24. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|