Южноафриканские компании Aerosud и Paramount Group
совместно создали новый легкий штурмовик. Он был заявлен как "первый
южноафриканский пилотируемый аппарат со времен вертолета "Denel Rooivalk"
- самолет состоит из более чем 6 тысяч различных частей, из которых 98%
являются местными комплектующими, что и позволяет считать его первым полностью
африканским самолетом.
AHRLAC (Advanced Highperformance Reconnaissance
Light Aircraft) -
самолёт передовых высокопроизводительных разведки и наблюдения. Компания
разработала самолет для нескольких типов миссий по перевозке комбинаций полезной
нагрузки, в том числе перспективных инфракрасных приборов, радара с
синтезированной апертурой, средств связи, разведки и радиоэлектронной разведки,
все это интегрировано с передовой авионикой. Служит для решения задач разведки,
патрулирования, наблюдения, противоповстанческой борьбы и нанесения ударов по
целям на земле.
Разработанный и построенный в ЮАР самолет в полной мере отвечает парированию
одной из основных угроз XXI века. Это самолет не крупномасштабной войны, но
локальных конфликтов и антитеррористических операций, для проведения которых
современные боевые самолеты оказываются часто избыточными и слишком дорогими, а
их эксплуатация и потери являются очень болезненными для военного бюджета и
престижа вооруженных сил. Начавшаяся в XXI веке глобальная война с
"международным терроризмом" значительно подогрела интерес к легким "антиповстанческим"
штурмовикам, в том числе и винтовым штурмовикам, чей золотой век, казалось бы,
навсегда остался в небе над полями Второй мировой войны.
Производители оперативно отреагировали на возникший интерес и начали работы по
адаптации для ударных целей уже существующих учебно-тренировочных моделей,
легких транспортных и даже сельскохозяйственных самолетов. При этом разработку
авиаконструкторов из ЮАР можно смело отнести к наиболее интересным машинам
данного типа. Легкий разведывательно-ударный самолет AHRLAC, который начал
программу испытаний, может занять свою нишу на мировом рынке. Самолет направлен
на использование в целом ряде областей, включая обеспечение внутренней
безопасности страны, морское патрулирование, пограничный контроль, борьбу со
стихийными бедствиями, охрану окружающей среды. Также машина может легко
заменить на службе легкие штурмовые вертолеты, к которым относится Boeing AH-6,
в различных военных миссиях. Помимо этого AHRLAC может использоваться для
воздушного конвоирования крупногабаритных транспортных самолетов.
Хотя самолет AHRLAC не относится к числу беспилотных, по своим размерам он
гораздо меньше обычных военных самолетов и как раз близок к современным БПЛА.
Небольшие размеры дают машине целый ряд преимуществ в плане скорости и
маневренности, но при этом от этого страдает его грузоподъемность. Впервые
самолет был представлен публике еще в 2011 году. И тогда, и сейчас он
позиционируется как разведывательно-ударный легкий самолет. В конструкции
южноафриканского самолета был применен ряд достаточно оригинальных для военных
самолетов решений. Так, у AHRLAC имеется раздвоенный хвост и специальный
толкательный винт, который расположен в хвостовой части корпуса самолета.
По сути, AHRLAC можно отнести к летательным аппаратам набирающей сейчас
популярность концепции "пилотируемые БЛА". Такие машины предназначены для
решения очень широкого круга задач: ведение разведки, патрулирование территории,
нанесение ударов по наземным целям во время противоповстанческих операций.
Данная концепция основывается на проектировании и постройке легкого ударного
самолета, стоимость эксплуатации которого будет сравнима со стоимостью
эксплуатации БЛА среднего класса. При этом время патрулировании аппарата в
воздухе и установленная на нем аппаратура наблюдения, разведки, дистанционной
передачи данных не будут уступать или даже превзойдут аналогичную на
беспилотниках.
Для всех противоповстанческих или антитеррористических самолетов, которые
создаются в последнее время, характерной особенностью является установка на них
полноценной поисково-разведывательной, навигационной и связной аппаратуры, что
позволяет использовать самолеты в любое время дня и ночи, а также осуществлять
онлайн-трансляцию получаемого с камер наблюдения видеоизображения. В области
средств поражения целей акцент делается на использование высокоточных
управляемых систем.
Самолет представляет собой лёгкий цельнометаллический двухместный высокоплан длиной 10,5
м и с размахом крыла 12 м, со взлётным весом до 3800 кг, оснащенный
турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney Canada PT6А-66 мощностью
950 л.с. Нагрузка размещается на внешней подвеске на шести основных подкрыльевых узлах,
всего до 20, и включает управляемые и неуправляемые ракеты, бомбы. При полной
взлётной массе самолет должен иметь дистанцию взлета около 550 м, максимальную
скорость полёта 550 км/ч, практический потолок - 9,5 км, дальность полета с
полным запасом топлива - 2100 км, возможна подвеска двух ПТБ. Продолжительность
полёта достигает 7,5 - 10 ч. В планах производителей оснащение самолета 20-мм
встроенной пушкой F2. Грузоподъемность (без учета топлива и экипажа) составляет
около 1750 фунтов (787 кг). По согласованию с заказчиком машину могут
дополнительно оснастить бортовой системой самообороны и катапультными креслами Martin Baker Mk 16.
Нижняя часть фюзеляжа AHRLAC спроектирована в виде "конформного контейнера", что
позволяет достаточно оперативно подбирать различные варианты конфигурации
оборудования.
В 2010 году прошли испытания беспилотной модели самолета, уменьшенной в
четыре раз, а.в 2011 начата постройка первого прототипа.
Штурмовик был впервые показан широкой публике 27 сентября 2011 года.
Первый полёт о
первого прототипа (ZU-XDM)
состоялся 13 августа 2014 года. Легкий боевой самолет
поднялся в небо из аэропорта Вундербум, расположенного вблизи Претории (столица
ЮАР). В настоящее время на предприятии строится второй
прототип AHRLAC, обозначаемый как Advanced Demonstrator (ADM), который должен
быть оснащен вооружением и специальным оборудованием, а также катапультируемыми
креслами Martin Baker Mk 17.
О заказчиках самолета AHRLAC пока что ничего неизвестно, самолет
лишь приступает к серии испытаний. О старте серийного производства новинки
говорить пока рано, но уже имеется информация о том, что стоимость одного
экземпляра AHRLAC составляет около 10 миллионов долларов США. По прогнозу
компаний, в случае начала серийного производства AHRLAC, его ежегодные продажи
составят до четырех миллиардов рандов - около 500 миллионов долларов.
Серийная модификация самолета получила наименование Mwari.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Mwari |
Размах крыла, м |
12.00 |
Длина самолета,м |
10.50 |
Высота самолета,м |
4.00 |
Площадь крыла,м2 |
|
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2000 |
максимальная взлетная |
3800 |
Тип двигателя |
1 ПД Pratt & Whitney Canada PT6А-66 |
Тяга, кгс |
1 х 950 |
Максимальная скорость, км/ч |
500 |
Крейсерская скорость, км/ч |
450 |
Перегоночная дальность, км |
2130 |
Практическая дальность, км |
|
Практический потолок, м |
9450 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
20-мм пушка
F2
боевая нагрузка на 6 узлах подвески :
ПТУР Mokopa, АБ Mk 81 или Mk 82 |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Уголок неба. 2014
|