Многоцелевой Alpha Jet
- учебно-тренировочный и боевой самолет второго поколения - отличается
исключительной компактностью и рациональностью конструкции. Со временем
он стал примером для подражания конструкторам многих стран. Самолет в
1970-х создавался объединенными усилиями авиапредприятий нескольких
государств: "Дассо-Бреге" - головной разработчик (Франция) и "Дорнье"
(ФРГ) при участии бельгийских фирм "SABCA" и "Фэйри".
Alpha Jet в «Люфтваффе»
занял нишу легкого штурмовика, заменив истребитель-бомбардировщик "Фиат"
G-91, а в ВВС Франции пришел на смену устаревшим УТС CM-170 и "Локхид"
T-33. Первый вылет опытного самолета в варианте учебно-тренировочного
состоялся в октябре 1973-го, а ударный Alpha Jet впервые поднялся в
воздух в январе 1974-го. Серийный выпуск для ВВС Франции начался в
1977-м, а для ФРГ - в 1978-м. Авиационные специалисты Пентагона,
ознакомившись с ТТХ нового штурмовика и делая прикидку для использования
его в масштабах НАТО, благосклонно отнеслись к новичку и даже
рассматривали возможность приобретения лицензии на постройку Alpha Jet.
Предварительно предполагалось, что его производство будет осуществлять
фирма "Локхид". Потребность США в то время оценивалась примерно в 350
УТС этой конструкции. Но в дальнейшем планы эти были пересмотрены, и
Alpha Jet в США не выпускался. Забегая вперед, скажем, что всего
построено 504 самолета этого типа всех модификаций. Они до сих пор
состоят на вооружении ВВС Франции, Германии, Греции, Бельгии, Марокко и
Египта. Легкие штурмовики Alpha Jet приспособлены для поражения
движущихся и стационарных целей, главным образом, на поле боя и в
тактической глубине обороны. Они позволяют решать такие задачи, как
непосредственная авиационная поддержка сухопутных войск, изоляция поля
боя, лишение возможности противника подвозить резервы и боеприпасы, а
также воздушная разведка. Последняя обычно сочетается с нанесением
ударов по обнаруженным в прифронтовом тылу целям. Возможен также
перехват вертолетов противника в воздухе. Кроме этого Alpha Jet
привлекаются для нанесения ударов по аэродромам, стартовым позициям
тактических ракет, радиолокационным постам, командным пунктам, складам
боеприпасов и горючего и другим важным военным целям, расположенным в
оперативной глубине.
Считается, что Alpha Jet,
оснащенные УР класса "воздух-земля", 30-мм скорострельными пушками,
бомбовыми кассетами, снаряженными кумулятивными бомбами малого калибра,
противотанковыми минами и зажигательными бомбами, являются эффективным
средством борьбы с танками. По конструкции Alpha Jet - сравнительно
небольшой по размерам двухместный цельнометаллический штурмовик с двумя
ТРД со статической тягой каждого в 1350 кгс.
В начале 1980-х годов
Alpha Jet испытывался и в качестве
"истребителя вертолетов".
Б качестве "дичи" к
испытаниям привлекался армейский вертолет Во.105, на который штурмовик
наводился по командам с наземного пункта управления. Однако, результаты
оказались неудовлетворительными: вертолету, как правило, удавалось
уклониться от атаки одиночного самолета. Несколько лучше оказались
результаты использования одновременно двух самолетов: один из них
барражировал на высоте и корректировал действия другого. Однако
соотношение "два охотника на одну утку" оказалось неприемлемым по
экономическим соображениям (впрочем, еще большим провалом окончились
попытки применить в качестве противовертолетного средства истребители
F-104G).
Alpha Jet имеет простую и
надежную гидравлическую систему управления полетом, благодаря чему
обеспечивается его отличное пилотирование во всех диапазонах высот и
скоростей, включая и предельно малые. Конструкция отвечает всем
требованиям прочности и оптимальному размещению нагрузок. В частности,
топливные баки расположены по всем трем осям самолета, с таким расчетом,
чтобы предотвратить перенапряжение его отдельных участков. Это
позволило, в силу уравновешивания инерционных моментов, довести
расчетные перегрузки на Alpha Jet от +12 до -6 единиц. По свидетельству
бывшего командующего ВВС ФРГ генерала Ф.Облезера разработка и испытание
самолета Alpha Jet, теоретическая и практическая подготовка экипажей
всецело велись под контролем западногерманских авиационных специалистов.
Требования к тактико-техническим данным самолета были выработаны исходя
из особенностей боевых действий в современных условиях,
характеризующихся динамичностью и скоротечностью, массированным
применением бронетанковой техники, наличием мощной войсковой ПВО,
необходимостью постоянной борьбы с десантами и блокированием подхода
резервов.
Есть и одно специфическое
преимущество у Alpha Jet: штурмовик способен летать на значительно более
низких скоростях, на которых полет самолетов F-5E, "Мираж-3Е", A-104C,
F-15, F-18 и других, просто невозможен. Это преимущество может быть
использовано экипажем штурмовика для уклонения от атак сверхзвуковых
истребителей. Западногерманские летчики дали высокую оценку пилотажным
характеристикам самолета. Во время испытаний было установлено, что в 600
случаях сваливания Alpha Jet в штопор, как при нормальном, так и
перевернутом полете, его управление оставалось эффективным, а при снятии
усилия с ручки управления и педалей, машина самостоятельно выходила из
штопора. С убранными закрылками и шасси штопор начинается на скорости
полета около 185 км/ч. При работающих двигателях предупреждение о
сваливании (ощутимая тряска) появляется на углах атаки 15 град., а
сваливание происходит при достижении 18 град. Минимальная практическая
скорость при выпущенных шасси и закрылках 157 км/ч. Волновая тряска,
возникающая при образовании околозвукового скачка уплотнения, замечалась
на скорости 980 км/ч. Летчики-испытатели свидетельствуют, что в пологом
пикировании самолет удавалось разогнать до сверхзвуковой скорости. При
этом наблюдались незначительные нарушения эффективности управления, что
для дозвукового самолета является безусловно признаком надежности.
По характеристикам виража,
радиусу и угловой скорости разворота в горизонтальной плоскости Alpha
Jet заметно превосходит другие боевые самолеты тактической авиации стран
НАТО, в том числе и штурмовик А-10, специально созданный для
непосредственной авиационной поддержки войск. Причем, с уменьшением
скорости полета эти преимущества возрастают. Как и все дозвуковые
реактивные самолеты с относительно небольшой тяговооруженностью Alpha
Jet уступает сверхзвуковым боевым машинам по скороподъемности. Чтобы
набрать высоту 9150 м с момента отрыва легкому штурмовику потребуется 7
минут. Учитывая рассмотренные летные характеристики самолета, основным
оружием для защиты его от атак истребителей является малый радиус
разворота в горизонтальной плоскости, очень широкий маневр по скорости и
использование предельно малых высот полета. Благодаря этим качествам
штурмовик может более гибко и часто атаковать наземные цели. В ВВС ФРГ
проводился ряд летных экспериментов, в которых штурмовики Alpha Jet
отрабатывали тактику и методы борьбы с вертолетами противника в
различных условиях. К сожалению, для испытателей этот опыт оказался
безуспешным. Без боевой нагрузки, например, при выполнении задач
визуальной воздушной разведки, радиус действия штурмовика может
достигать на больших высотах без подвесных топливных баков - 1100 км, с
двумя топливными баками, емкостью по 310 л - 1370 км, а при полете на
малых высотах - 430 и 550 км соответственно. При нормальном взлетном
весе 5000 кг в условиях стандартной атмосферы длина его разбега равна
430 м, а пробега - 500 м. При этом скорость планирования при заходе на
посадку не должна превышать 205 км/ч. Самолет допускается к полетам при
боковом ветре, со скоростью 45 км/ч. В целом, Alpha Jet хорошо
приспособлен для действий с небольших грунтовых ВПП, что позволяет им
находиться в прифронтовой полосе и чаще менять места базирования.
Вооружение самолета очень разнообразно и зависит от характера решаемых
им задач. Боевая нагрузка размещается на одном подфюзеляжном и четырех
подкрыльевых узлах, по два на каждой консоли крыла. На подфюзеляжный
узел, как правило, подвешивают установки с 27-мм пушкой "Маузер"
(боекомплект 150 патронов) или с 7,62-мм либо 12,7-мм пулеметом (250
патронов). Каждый внутренний подкрыльевой узел рассчитан на максимальную
нагрузку до 665 кг, а внешний - 335 кг. Фактически же рекомендуется
подвешивать до 650 и 300 кг соответственно.
На пилонах размещаются в
различных сочетаниях авиабомбы, бомбовые кассеты, пусковые установки с
НАР калибра 68 мм, подвесные топливные баки (только на внешних
подкрыльевых узлах), контейнеры с разведывательной аппаратурой или со
средствами РЭБ. Предусмотрена также возможность подвески УР "Мажик"
класса "воздух-воздух" и "Мейверик" класса "воздух-земля". Варианты
размещения полезной нагрузки и вооружения самые разнообразные. В систему
управления оружием штурмовика входит, в частности, индикатор отображения
данных на фоне лобового стекла, который может быть использован как
оптический прицел для стрельбы из пушки, пуска НАР и бомбометания. Alpha
Jet оснащен приемопередатчиками, работающими в KB и УКВ диапазонах,
радиокомпасом, радиовысотомером, системой опознавания "свой-чужой",
доплеровской системой и лазерным дальномером. Система управления оружием
на Alpha Jet позволяет непрерывно автоматически рассчитывать и
отображать точку падения боеприпасов при бомбометании, пуске ракет и
стрельбе из пушки по наземным целям, вести огонь из пушки по воздушной
цели, находящейся на одной из двух, заранее заданных дальностей, с
учетом поправки на ракурс; применять оружие вручную, без использования
вычислителя. Оценивая легкий штурмовик Alpha Jet в соответствии с
принятыми в НАТО критериями применения самолетов для непосредственной
авиационной поддержки быстрота регулирования, всепогодность, точность
выхода на цель, эффективность нанесения удара и способность преодоления
ПВО можно отметить следующее. С точки зрения быстроты реагирования
самолет соответствовал современным требованиям за счет возможности
базирования на грунтовых аэродромах и посадочных площадках с ВПП
небольших размеров, которые легко найти вблизи расположения
поддерживаемых войск. Кроме того, он имеет довольно значительную
продолжительность полета - более 3,5 часов, что позволяет использовать
штурмовик из положения дежурства в воздухе над зонами, максимально
приближенными к полю боя. Что касается всепогодности, то Alpha Jet
способен летать как днем, так и ночью в простых и сложных метеоусловиях,
но наносить удары может только при наличии достаточной визуальной
видимости целей. Это обстоятельство существенно снижает боевые
возможности штурмовика, а точнее, даже исключает его применение при
значительном ухудшении погодных условий.
Бортовое навигационное
оборудование позволяет выводить самолет в район цели с достаточной для
последующей атаки точностью. Однако это возможно, как мы уже сказали,
лишь в простых метеоусловиях. Эффективность же наносимого при этом удара
зависит от правильного выбора, имеющегося в каждом конкретном случае
оружия. Учитывая большое разнообразие вариантов вооружения и довольно
большую относительную боевую нагрузку (до 30% взлетного веса)
авиационные специалисты считают, что этот легкий штурмовик может успешно
поражать самые различные цели на поле боя. А также и в тактической
глубине обороны противника, включая танки, бронетранспортеры,
автомашины. Для преодоления системы ПВО противника экипажам самолетов
Alpha Jet рекомендуется летать на малых и предельно малых высотах с
выполнением резких по скорости и направлению полета противозенитных и
противоракетных маневров. В этих случаях экипажами могут использоваться
активные и пассивные средства РЭБ, устанавливаемые перед боевым полетом
на подвесных контейнерах. По отзывам военных летчиков, Alpha Jet
обладает отличными пилотажными и боевыми свойствами. Так,
летчик-инструктор майор Пит Гавертон из 12-го авиационного учебного
крыла напутствовал своих пилотов: "Вы летаете на самолете, у которого
есть душа. Я это точно знаю. Смело идите на цель, и маневрируя, уходите
из-под обстрела противника. Не теряйте присутствия духа, - и Alpha Jet
вас никогда не подведет!". В разное время эту, несколько
модернизированную машину, покупали для своих ВВС до десяти стран, хотя и
стоимость серийного самолета довольно высокая - 4,5 млн. долларов.
Вполне возможно, что это как раз тот случай, когда говорят: "Мал
золотник, да дорог".
Основными модификациями
самолета стали учебно-тренировочный Alpha
Jet E (Ecole) для ВВС Франции и легкий штурмовик
Alpha
Jet A (Appui) для ВВС Германии. Последними
модификациями самолета стали Alpha
Jet 2, первоначально известный под обозначениями MS-1 и MS-2, а позднее
NGEA, оснащенный новым авиационным электронным оборудованием, дисплеем
над головой пилота, инерционной системой навигации и лазерным
дальномером для обеспечения прицельности нанесения удара). И, наконец,
самолет Alpha Jet 3 ATS, первоначально имевший название Lancier.
Самолет Alpha Jet 2 имеет
полностью интегрированную инерциальную навигационную систему SAGEM Uliss
81 INS, радарный альтиметр TRT (метод измерения временных интервалов
между приемами сигналов при сканировании в прямом и обратном
направлениях, пропорциональных положению самолета в соответствующей
плоскости), гиромагнитный компас SFIM, аппаратуру засекречивания связи
CSF фирмы Thomson, пилотажно-проекционный или коллиматорный индикатор
HUD и лазерный дальномер TMV 630, установленный на носовой части
фюзеляжа. Самолет был оснащен более мощными двигателями Larzac 04-C20,
развивающими тягу 1440 кгс. Первый полет Alpha Jet 2 совершил в апреле
1982 года, а в июне 1983 года была осуществлена первая поставка в Египет
(который заказал 45 самолетов) и в Камерун (7 машин).
Самолет Alpha Jet 3 ATS,
оснащенный двигателем Larzak 04-С20, был создан на базе Alpha Jet 2 и
является эффективным летающим тренажером, оснащенным усовершенствованной
системой VEM 130 HUD (пилотажно-проекционный или коллиматорный
индикатор), новыми типами датчиков, радаром типа Agave/Anemone для
ночного пилотирования и перехвата, обтекаемым подвесным контейнером с
бортовой инфракрасной системой FLIR для
обнаружения целей в передней полусфере, обтекаемым подвесным контейнером
с лазерным определителем, подвесным вооружением с лазерным наведением и
системой электронных средств ведения войны.
Конструкция самолета.
Выполнен по нормальной
аэродинамической схеме с высокорасположенным стреловидным крылом и двумя
двигателями в гондолах по бокам центральной части фюзеляжа. Фюзеляж с
боковыми воздухозаборниками выполнен в соответствии с правилом площадей.
Кабина экипажа -
двухместная, с тандемным расположением экипажа. Заднее сиденье
расположено с некоторым превышением над передним, что обеспечивает
второму члену экипажа обзор, позволяющий самостоятельно осуществлять
посадку. Имеется два отдельных фонаря, открывающихся назад. Самолеты ВВС
Франции оснащены катапультными креслами Мартин-Бейкер Мк.4 (возможно
покидание самолета на скорости не менее 166 км/ч), германские самолеты -
креслами Стенсел SIIIS (обеспечивают катапультирование на стоянке).
На верхней поверхности
хвостовой части фюзеляжа расположено два воздушных тормоза (площадь -
0,74 м2), выполненные из углепластика.
Крыло имеет угол
стреловидности по 1/4 линии хорд 28°. Отрицательный угол поперечного V
равен 6°. В корневой части имеются небольшие наплывы по передней и
задней кромкам, которые увеличивают хорду в корневом сечении на 13%.
Примерно на середине размаха крыла на передней кромке имеется уступ.
Применена геометрическая крутка сечений (от 0 у корня до 1,8° на конце).
Механизация крыла включает
двухщелевые закрылки общей площадью 2,86 м2 с углом отклонения 35°. Их
узлы навески вынесены за нижнюю поверхность крыла. Для уменьшения
лобового сопротивления они размещены на одной линии с крыльевыми
пилонами, которые расположены на 65% размаха крыла.
Элероны расположены в
концевой части крыла, они занимают 35% размаха крыла.
Цельноповоротное
горизонтальное оперение имеет стреловидность по передней кромке 30°,
положительный угол поперечного V равен 12°. Стреловидность вертикального
оперения по передней кромке - 45°.
Шасси - трехопорное, с
носовым колесом. Все стойки одноколесные, имеют гидравлический привод.
Передняя стойка управляемая. Она убирается поворотом вперед и смещена
вправо на 200 мм от оси самолета. Основные стойки убираются под каналы
воздухозаборников. Все пневматики - низкого давления (4 кгс/см2 при
нормальной взлетной массе). Обеспечивается возможность эксплуатации с
грунтовых аэродромов.
Штурмовик
Alpha Jet (для ВВС Германии) снабжен аварийным
задерживающим гаком.
Силовая установка. Два ТРДД
SNECMA
Larzac (2 х 1350 кгс).
Общесамолетные системы.
Гидравлическая система
состоит из двух независимых подсистем с рабочим давлением 210 кгс/см2.
Насосы одной из подсистем имеют электрический привод, насосы другой
приводятся от двигателей самолета. Система обеспечивает привод
поверхностей управления, закрылков, шасси, воздушных тормозов и
управление носовым колесом.
Воздушная система
обеспечивает герметизацию кабины, питание высотных костюмов экипажа, а
также наддув топливных баков. Система кондиционирования использует
воздух, отбираемый от двигателей. При полете на большой высоте в кабине
поддерживается избыточное давление 0,3 атм. Кислородная система питается
от газификатора с жидким кислородом емкостью 10 л. При катапультировании
летчики снабжаются кислородом из двух баллонов, расположенных под
сиденьями.
Оборудование и системы
самолета питаются от двух стартеров-генераторов мощностью по 9 кВт с
приводом от двигателя. Они вырабатывают постоянный ток напряжением 28 В.
В электросистему входят два статических преобразователя для получения
переменного тока напряжением 115 В (частота 400 Гц) и никелево-кадмиевая
аккумуляторная батарея емкостью 36 Ач.
Целевое оборудование.
Снабжен стандартным комплектом бортового оборудования, обеспечивающим
самолетовождение и боевое применение при хороших погодных условиях.
Имеется оптический прицел с индикацией на лобовом стекле, KB и УКВ
приемопередатчики, запросчик-ответчик системы радиоопознавания, приемник
системы ближней навигации VOR/ILS и СПУ. По требованию заказчика самолет
может быть доукомплектован системой TACAN, навигационным вычислителем,
радиовысотомером и аварийным самописцем.
Вооружение. На
подфюзеляжном узле подвески может размещаться контейнер с 30-мм пушкой
DEFA 553 (скорострельность 1300 выстр./мин., боекомплект 150 снарядов),
27-мм пушкой Маузер (150 снарядов) или двумя 12,7-мм пулеметами (250
патронов на ствол). На четырех подкрыльевых узлах могут размещаться
фугасные свободнопадающие бомбы массой до 400 кг, зажигательные бомбы
(314 или 375 кг), контейнеры MATRA IPF-1 с НАР калибром 70 мм,
напалмовые баки или буксируемые мишени, а также два ПТБ по 310 л.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Alpha Jet |
Размах крыла, м |
9.11 |
Длина самолета, м |
13.23 |
Высота самолета, м |
4.19 |
Площадь крыла, м2 |
17.50 |
Масса, кг |
|
пустого снаряженного самолета |
3515 |
нормальная взлетная |
5000 |
максимальная взлетная |
7500 |
Топливо, кг |
|
внутренние топливо |
1415 |
ПТБ |
720 ( 2 х 450 или 310 л) |
Тип двигателя |
2 ТРДД SNECMA/Turbomeca Larzac |
Тяга, нефорсированная кгс (кН) |
2 х 1350 (14.12) |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте 11000 м |
910 |
на уровне моря |
1038 |
Практическая дальность, км |
3000 |
Боевой радиус действия, км |
|
на малых высотах |
430-550 |
на больших высотах |
1200-1370 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
2700 |
Практический потолок |
14650 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
12 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 27-мм пушка Mauser BK27 с 150 патронами Боевая нагрузка - 2500 кг на 5 узлах подвески Более 75 видов оружия, Типовое воружение:
УР: 2 УР возду-воздух Matra R550 Magic, 2 УР воздух-земля AGM-65 Maveric
Бомбы: 6 типа Durandal, 6 кассетных BLG66 Belouga, 4 кассетных BL755, 4х 400-кг с лазерным наведением Matra BLG400, 4х 400-кг кассетных Thomson-Brandt, 4х 400-кг обычные , 6х 250-кг, 4 гранатомета Alkan 530, НУР: 4 ПУ LAU-61/A или LAU-3/A 19х70-мм, 4 ракетных контейнера Matra F1 36x68-мм 4 ПУ Matra 155 18x68-мм Контейнеры Dassault CC421 с 30-мм пушкой DEFA. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2019
|