На международном авиасалоне Dubai Airshow 2017 группа Caldius LLC из
Объединенных Арабских Эмиратов впервые представила двухместный турбовинтовой
легкий боевой самолет В-250, созданный по программе Bader. Фактическим
разработчиком и изготовителем самолета В-250 выступила бразильская компания Novaer, а главным конструктором В-250 является работающий на Novaer бразильский
авиаконструктор Йозеф Ковач (Joseph Kovács) - ранее главный создатель широко
известных удачных турбовинтовых самолетов того же класса Embraer EMB-312 Tucano
и EMB-314 Super Tucano.
Компания Novaer была создана в 1998 году Луисом Пауло Жуанкуэйра (Luiz Paulo
Juanqueira), ранее возглавлявшим дивизион компании Embraer по производству и
поставке авиационных компонентов. Novaer cама занялась производством таких
компонентов и авиационных систем, став заметным их поставщиком для Embraer, и в
первую очередь для производства самолетов Super Tucano. В 2007 году Novaer
пригласила на работу Йозефа Ковача и приобрела все права на его самостоятельные
разработки, а теперь и нашла эмиратского инвестора в лице группы Caldius для
реализации ряда авиационных проектов. Конструкция В-250 основывается на проекте разработанного Ковачем в начале 2000-х
годов самолета А-67 Dragon.
Первоначально проектирование и постройка самолета, получившего название А-67 Dragon, было доверено американской компании Golden Aviation. Разработанный ею
двухместный штурмовик с размещением пилотов рядом совершил первый полет в октябре 2006 г., окончившийся, к сожалению, аварией при приземлении из-за сломавшегося
шасси. После этого USAC решила кардинально переработать проект с новыми подрядчиками -вышеупомянутыми бразильскими Geometra и Novaer, которые предложили новый
вариант А-67 на базе К-52 с традиционным тандемным расположением пилотов. Но и второй реинкарнации А-67 не повезло: в 2008 г. проект был окончательно заморожен.
Продемонстрированные на Dubai Airshow 2017 два первых прототипа самолета В-250
имели бразильскую регистрацию PR-ZNU (был показан на статической стоянке) и PR-ZNT (демонстрировался в воздухе), и, как было сообщено, налетали уже более 50
часов в неафишировавшихся заводских летных испытаниях (первый полет состоялся в
конце июня 2017 года). Сам самолет В-250 был заказан Caldius в 2015 году и
разработан в условиях секретности под руководством Ковача всего за 20 месяцев
(включая изготовление обеих прототипов) на предприятии Novaer в
Сан-Жозе-дус-Кампусе (штат Сан-Паулу). Серийное производство В-250 (фактически,
сборку) предполагается организовать на создаваемом Caldius предприятии в Эль-Айне (Абу-Даби).
Самолет В-250 цельнокомпозитный и имеет несколько большие размеры, чем Tucano и
Super Tucano, и, в отличие от последних, позиционируется именно как легкий
боевой ударный самолет (в первую очередь, противоповстанческий) с возможностями
использования в качестве самолета разведки и наблюдения. Возможные учебные
функции рассматриваются как вторичные.
В-250 имеет двухместную кабину с тандемным размещением экипажа в
катапультируемых креслах, оснащен турбовинтовым двигателем Pratt & Whitney
Canada PT6A-68 взлетной мощностью 1600 л.с. с четырехлопастным винтом Hartzell,
комплексом авионики Rockwell Collins ProLine Fusion, а также подфюзеляжной
круглосуточной оптико-электронной станцией. Шасси усиленное для эксплуатации с
грунта. Самолет оснащен семью узлами внешней подвески, общая масса подвесного
вооружения до 3960 фунтов (1800 кг).
Прототип PR-ZNU демонстрировался на Dubai Airshow 2017 с управляемыми бомбами со
спутниковой коррекцией эмиратской компании Tawazun Dynamics, южнокорейскими
70-мм корректируемыми ракетами LIG Nex1 LOGIR с инфракрасной системой наведения
и малогабаритными управляемыми боеприпасами DS-16.
Максимальная взлетная масса самолета пока не раскрывается, но известно, что на шести подкрыльевых и одном подфюзеляжном узлах подвески он может нести до 1800 кг
боевой нагрузки. В ее состав могут входить управляемые бомбы со спутниковой и лазерной системами наведения эмиратской компании Tawazun Dynamics калибра 250
фунтов (около 115 кг), 70-мм корректируемые ракеты LOGIR южнокорейской компании LIG Nex1, управляемые ракеты Hellfire и т.д. С четырьмя 250-фун-товыми
управляемыми бомбами с лазерным наведением GBU-58 Paveway II, двумя ракетами класса «воздух-воздух» типа Sidewinder и одним подвесным баком радиус действия
В-250 заявлен почти в 1040 км. В разведывательных миссиях с тремя ПТБ и без вооружения максимальная продолжительность полета может достигать 12 часов, а
перегоночная дальность превышает 4400 км. Сообщается,что стоимость летного часа В-250 не должна превышать 1200 долл.
Перегоночная дальность В-250 составляет 2400 миль
(4445 км); продолжительность
полета до 12 часов; максимальная скорость 301 узел (557 км/ч); практический
потолок более 30 тысяч футов. Эксплуатационные расходы, как заявляется,
составляют менее 1200 долл. США за час полета.