"Оружие бедных" - ударные варианты реактивных учебно-тренировочных самолетов
- вышли на мировой авиационный рынок в 1960-х годах. Одним из первых в этом
классе стал самолет ВАС.167 Strikemaster, созданный на базе
учебно-тренировочного самолета Jet Provost и предназначенный специально
для поставок на экспорт.
Успех Jet Provost побудил "British
Aircraft Corporation" (BAC) приступить к разработке на базе самолета
многоцелевой машины, способной решать задачи подготовки летчиков как
пилотированию, так и применению вооружения, а также решению задач
легкого штурмовика и самолета-разведчика. BAC.167 Strikemaster был
создан на базе Jet Provost за счет установки более мощного ТРД Viper Mk
535 тягой 15,17 кН и увеличения узлов подвески вооружения до восьми.
Конструкция машины была также усилена, она оснащалась катапультными
креслами Martin-Baker Mk РВ4 (установленными по схеме плечом к плечу),
укороченными стойками шасси и современным комплексом навигационного и
связного оборудования. От своего предшественника он отличается так же
топливными баками расположенными в крыльях и на их концах.
Первый Strikemaster был
облетан 26 октября 1967 года. Результаты испытаний оказались отличными,
и вскоре самолет завоевал заслуженную популярность у заказчиков по всему
миру. Вариант Strikemaster Mk 80 поступил в серийное производство
годом позже. Он показал себя весьма пригодным для ударных задач с низких
и средних высот. Первые поставки пошли на Ближний Восток
- покупателей привлекли высокие
характеристики, весьма невысокая цена и возможность использования его в
роли легкого штурмовика для борьбы с повстанцами. Заказчики использовали
самолет для летной подготовки и обучению применению вооружения (Кувейт,
Саудовская Аравия и пр.), а также в качестве легкого штурмовика (Оман,
Кения и пр.).
В период с 1968-го по 1984
год заводы компании ВАС в Уортоне и в Херне выпустили в общей сложности
146 Strikemaster. Самолеты был
приобретен Саудовской Аравией (25 Strikemaster Mk 80 и 20
усовершенствованных Strikemaster Mk 80A), Южным Йеменом (четыре
Strikemaster Mk 81), Оманом (12 Strikemaster Mk 82 и 12
усовершенствованных Strikemaster Mk 82A), Кувейтом (12 Strikemaster Mk
83, из которых позже девять самолетов были выкуплены компанией BAe и в
1988 году проданы Ботсване), Сингапуром (16 Strikemaster Mk 84, позже
добавились еще четыре бывшие йеменские Mk 81 и бывшие пять оманских
Strikemaster Mk 82/82A), Кенией (шесть Strikemaster Mk 87), Новой
Зеландией (16 Strikemaster Mk 88) и Эквадором (22 Strikemaster Mk 89).
Последняя партия
Strikemaster Mk 90 была поставлена Судану в 1984 году, сборка этих машин
была перенесена из Уортона в Херн (Судан ранее приобретал BAC.145).
Некоторое количество самолетов данного семейства даже в конце 1990-х
годов эксплуатировалось в Эквадоре и Омане.
Наиболее активное повоевать
Strikemaster пришлось в Омане - во время военных
действий в Дофаре, продолжавшихся до 1975 года. Все 20
самолетов оманских ВВС получили различные боевые повреждения и не менее четырех
были в итоге потеряны - три от зенитного огня, включая
один, сбитый ПЗРК. В июле 1972 года самолеты совершили серию вылетов на
штурмовку отрядов повстанцев, атаковавших удаленный британский блок-пост в
Мирбате на юго-западе Омана.
Оманские Strikemaster часто
использовались в одноместном варианте, причем второе кресло снималось
для экономии в весе. При максимальной взлетной массе
"одноместный" Strikemaster мог брать
полный запас топлива во внутренних и концевых баках, плюс 1202 кг боевой
нагрузки под крылом. В боевых операциях Strikemaster показал себя
надежным и неприхотливым самолетом.
ВВС Эквадора стали
последним заказчиком Strikemaster модели Мк 80.16 таких самолетов были
поставлены в варианте легкого штурмовика в 21-ю штурмовую эскадрилью,
дислоцированную в Тауре.
В феврале 1995 года данные
самолеты применялись в непродолжительном пограничном конфликте с Перу,
известном как война Альто-Сенепа. Они выполняли боевые вылеты совместно
с Cessna А-37В Dragonfly. Эквадор стал последним крупным эксплуатантом
Strikemaster - самолеты были сняты с
вооружения в 2009 году.
К 1980-м годам парк
самолетов Strikemaster стал испытывать проблемы с прочностью конструкции
крыла. Несмотря на то что оно было усилено, постоянно выявлялись
усталостные повреждения, особенно часто в нижней части лонжерона.
Предпринимались различные попытки устранения повреждений, включая
применение армированного бором стекловолокна, однако успех был
частичным, и потому самолеты стали применяться менее активно, с
ограничениями по нагрузке, а затем и вовсе были списаны.
Особенности конструкции.
Кабина. В отличие от других учебно-боевых самолетов, кресла членов экипажа размещены
не одно за другим, а рядом, что облегчает взаимодействие летчиков.
Оборудование. Самолет оснащен стандартными пилотажными приборами и
навигационными средствами. Имеется оптический прицел.
Силовая установка. ТРДД Роллс-Ройс Вайпер Мк.535 (1 х 1360 кгс).
Вооружение. Два пулемета FN (7,62 мм, 550 патронов на ствол) в носовой части
фюзеляжа. На четырех подкрыльевых узлах внешней подвески - до четырех бомб
массой по 227 кг, напалмовые баки, НАР различных типов, подвесные контейнеры с
пулеметами, два контейнера с разведывательным фотооборудованием
"Бигль", в
каждом из которых размещено два аэрофотоаппарата "Винген" Р.95 с 70-мм камерой.
Два ПТБ по 212 л размещаются на законцовках крыла, еще два ПТБ по 341 л - на
внутренних подкрыльевых узлах внешней подвески.