Уже после испытаний прототипов "Буканира" в конце 1959 года
Адмиралтейству стало ясно, что двигатели Gyron Junior Mk.101 не слишком подходят для боевого самолета.
Дальность полета не дотягивала до требуемой, поскольку расход топлива
двигателями оказался больше, чем ожидалось, а тяга
Gyron Junior, особенно при
включенной системе сдува пограничного слоя, была явно недостаточной для
взлета с полной боевой нагрузкой. Особенно ярко это проявилось при
походах в тропики, когда «Буканирам» приходилось катапультироваться с
авианосца с минимальной заправкой топливом и сразу же после взлёта
дозаправляться в воздухе от устаревших истребителей-бомбардировщиков, а
по совместительству заправщиков Supermarine Scimitar.
Кроме
того, двигатели Gyron Junior были
весьма ненадежными, и именно на их совести было большинство летных
происшествий с Buccaneer S. Mk. 1. В
общем двигатели надо было менять.
Проблема
состояла в том, что для "Буканира" подходили не любые двигатели, и даже
не те, которые могли обеспечить ему приемлемые летные характеристики, а
те, сопла которых могли пойти через кольцевую опорную раму крыла,
расположенную в задней части фюзеляжа, в противном случае требовалась
полная переработка конструкции.
К
счастью, подходящий двигатель быстро был найден. Им оказался
двухконтурный турбореактивный бесфорсажный
Rolls Royce RB.163 Spey,
разработанный для нужд гражданской авиации и уже успешно
эксплуатировавшийся. Мало того, что он влезал в двигательный отсек "Буканира",
но и имел значительно большую тягу, чем Gyron Junior Mk.101. Расчёты показывали, что установка таких
двигателей давала заметное улучшение всех лётных характеристик самолёта,
особенно при выполнении полётов на высокой скорости у земли.
В
общем это было именно то, что нужно, и в январе 1962 года Адмиралтейство
выдала фирме Blackburn официальное
задание на разработку "Буканира" со Spey.
Чести
стать прототипами новой модификации, получившей название
Buccaneer S. Mk. 2, удостоились два предсерийных самолета XK526 и
XK527. На них установили созданный
"по мотивам" RB.163 "военный"
RB.168, развивавший статическую тягу
11380 фунтов (5160 кг), превосходящий по этому показателю старый
Gyron Junior Mk.101 более чем вдвое.
Для его установки пришлось переконструировать среднюю часть фюзеляжа, но
наиболее заметным отличием от S. Mk. 1 стали
воздухозаборники, площадь входных отверстий которых значительно
увеличили, поскольку Spey потреблял
гораздо больше воздуха. Сопла новых двигателей для увеличения тяги на
взлете развернули немного в стороны и вниз, а небольшие воздухозаборники
в корне крыла удалили. Кроме того, для увеличения дальности полета
слегка изменили законцовки крыла, расширив их заднюю часть.
Первый прототип Buccaneer S. Mk. 2
XK526 взлетел с новыми двигателями
17 мая 1963 года под управлением Дерика Уайтхеда (Derek
J. Whitehead) с аэродрома Холм-он Сполдинг Моо (Holme-on
Spolding Moore). Семидесятиминутный полёт, в ходе которого
проверялась работа силовой установки на разных режимах, прошёл
нормально. Примерно через месяц выполнил первый полёт и второй Буканир (XK527).
В
начале 1964 года программа лётных испытаний обоих модифицированных
самолетов была закончена, а её результаты превзошли все самые радужные
ожидания разработчиков. Из-за более интенсивного потока воздуха СПС еще
более уменьшились взлетная и посадочная скорости, значительно увеличился
максимальный взлетный вес, достигший 7258 кг и дальность полета,
превысившая 3000 километров. В ходе этих испытаний был на практике
доказан и тот факт, что ресурс планера "Буканира" доведён до 20000 (!)
лётных часов.
После
такого успеха флот решил более не приобретать
Buccaneer S. Mk. 1 и потребовал, чтобы последние десять
заказанных самолетов были закончены как Mk. 2, что и было сделано, и первый серийный
Buccaneer S. Mk. 2
XN974 покинул ворота сборочного цеха
фирмы Hawker Siddeley в Бро (Brough)
(Blackburn в 1963 году влилась в
Hawker Siddeley) пятого июня 1964
года, а на следующий день был облетан неизменным Дереком Уайтхедом.
Кроме
новых двигателей серийные "двойки" получили и модифицированную РЛС
Blue Parrot, приспособленную для
полетов в режиме огибания рельефа местности и отработанную фирмой
Ferranti еще на
XK487, втором опытном образце
самолета NA.39. Был увеличен также
запас топлива и внесено большое количество других изменений,
способствующих улучшению конструкции самолёта, например, усилено шасси,
модифицирована СПС, установлены неубирающаяся штанга дозаправки, новый
электрогенератор и др.
Номенклатура
вооружения на S. Mk. 2 не
расширилась, зато появилась возможность брать на борт целых восемь
1000-фунтовых (454 кг) бомб (четыре в бомбоотсеке и по одной на каждом
пилоне).
Вслед
за первым поднялся в воздух и второй серийный самолёт
XN975. Обе машины были переданы в
лётно-испытательный центр Боскомб Даун (Boscomb
Down) для проведения дальнейших испытаний.
Серийное
производство продолжалось, а тем временем в заливе Лайм (Lyme
Bay) начались испытания второй
серийной машины XN975 на борту
авианосца Ark Royal, в которых
участвовали, кроме Д.Уайтхеда, еще четыре лётчика из ЛИЦ Боскомб Даун.
Испытания продолжались неделю и были успешно завершены, несмотря на то,
что во всех полётах машина стартовала с палубы с максимальным взлетным
весом.
Вскоре
после этого прошли испытания устанавливаемых на новый "Буканир"
катапультируемых кресел Martin-Baker
Mk.4MS, показавшие возможность нормального покидания самолёта даже
на предельно малых высотах, для полетов на которых самолет собственно и
предназначался.
Для
облегчения покидания самолета в аварийной ситуации на фонаре кабины
появился детонационный шнур (Miniature
Detonating Cord, MDC). При
катапультировании взрыв шнура разрушал фонарь и кресло вылетало через
получившееся отверстие. Первоначально он предназначался для облегчения
катапультирования из-под воды, когда сброс фонаря представлял серьезную
сложность, но потом оказалось, что подобное нововведение весьма полезно
и при полетах над сушей.
23
июля 1965 года началась фаза испытаний в США, включавшая и
демонстрационные полёты. С этой целью три "Буканира" (XK527,
XN974 и
XN976) из Великобритании через
Рейкъявик (Rejkjavik), авиабазы Гус
Бей (Goose Bay) на полуострове
Лабрадор, Патаксент-Ривер (Patuxent River)
и Мэрилэнд (Maryland) перелетели на
авиабазу авиации ВМС Пенсакола (Pensacola).
Здесь все три самолета действовали с борта американского учебного
авианосца CVT-16 Lexington, за
четыре дня налетав в общей сложности 115 часов и совершив около сотни
взлетов и посадок. Основной целью этих испытаний были исследования
влияния высоких температур на тягу двигателей и проверка поведения "Буканиров"
при полетах в мощных турбулентных слоях воздуха над северной частью
Мексиканского залива (Mexican Gulf).
После
окончания испытаний первый серийный "Буканир" демонстрировался
заинтересованным представителям ВМС и ВВС США сначала в Испытательном
авиационном центре ВМС (Navy
Air Test Centre) в Патаксент Ривер, а затем на авиабазе Эглин-Филд
(Eglin Field). На обратном пути
коммандер Хиггс (Cdr G. Higgs) на
своем самолете без дозаправки перелетел через Атлантику из Гус Бей в
Лоссимут (Lossiemouth), затратив на
преодоление 1950 миль (3100 километров) 4 часа 16 минут и
продемонстрировав таким образом великолепные характеристики "Буканира".
Кроме
самолетов, оставшихся от прежнего заказа, флот высказал желание
приобрести еще два десятка самолетов Buccaneer S. Mk. 2 (XT269/XT288)
и не исключил возможности новых заказов, которые не замедлили
последовать.
Серийные
Buccaneer S. Mk. 2 начали поступать
на вооружение Королевского флота в марте 1965 года. Для проведения их
войсковых испытаний в Лоссимуте сформировали Отряд
700B (700B
Flight), который занимался ими до 30 сентября 1965 года, а 14
октября передал все свои восемь машин во вновь созданную 801-ю
эскадрилью. В июне следующего года 801-я перелетела из Лоссимута на
авианосец Victorious, находившийся в
Ирландском море (Irish Sea), и на
его борту отправилась в длительный поход к Кокосовым островам (Cocos
islands) в Индийском океане.
Возвратившись
домой, самолеты 801-й эскадрильи "отметились" беспосадочным
3700-километровым полетом до Гибралтара (Gibraltar)
и обратно с имитацией бомбового удара по тамошнему аэродрому, а затем
вновь на борту Victorious ушли в
последний его поход на Дальний Восток, где приняли участие в совместных
маневрах с американским CVAN-65
Enterprise, получив, кроме всего прочего и опыт дозаправки от
воздушных танкеров KA-3B Skywarrior.
В
январе 1966 года снова сформировали 809-ю эскадрилью, которая уже через
год отправилась в морской поход на борту Hermes.
"Буканиры"
не забывали регулярно посещать выставку в Фарнборо (Farnborough),
где в 1965 году экспонировался третья серийная "двойка"
XN9746, а в1966 году
- XV157 из возрожденной 800-й
эскадрильи. Ее самолеты базировались в основном на авианосце
Eagle, и именно им предстояло стать
единственными флотскими "Буканирами", опробовавшими свое оружие на деле.
23
марта 1967 года, напоровшись на рифы у Лэндс Энд (Land's
End) в графстве Корнуэлл (Cornwall),
получил серьёзные повреждения гигантский танкер
Torrey Canyon. Огромное количество
вылившейся в море нефти создало серьезную угрозу экологической
обстановке, и было решено поджечь и таким образом уничтожить нефтяное
пятно и его источник. Для этой операции были привлечены самолёты 800-й и
736-й эскадрилий. Восемь "Буканиров", действовавших с авиабазы Броуди (Browdy),
сбросили на танкер 42 1000-фунтовых фугасных авиабомбы (было
зафиксировано 30 прямых попаданий, полностью разрушивших судно), а
действовавшие вместе с ними самолёты Hunter и Sea Vixen забросали
нефтяное пятно зажигательными напалмовыми баками.
Поступление
Buccaneer S. Mk. 2 в строевые части
было омрачено двумя катастрофами. Первый "Буканир" в июне 1966 года упал
в море при старте с корабельной катапульты. Инцедент первоначально
списали на ошибку пилота, но в октябре при тех же обстоятельствах
разбился еще один самолет, на котором изучали причину прошлой
катастрофы. В итоге оказалось, что "Буканир" ведет себя неустойчиво при
взлете с катапульты. В конструкцию самолета внесли небольшие изменения,
слегка изменили порядок действий пилота при старте, но полного
устранения этой проблемы достичь так и не сумели, и летчик должен был
быть очень внимательным при катапультировании, чтобы не допустить
катастрофы.
Несколько
Buccaneer S. Mk. 2 попало в
тренировочную 736-ю эскадрилью, сменив там самолеты предшествовавшей
модификации, а в конце 1967 года на авиастанции Лоссимут была
сформирована последняя, четвертая по счёту боевая эскадрилья
Buccaneer S. Mk. 2 под номером 803,
но ее жизнь оказалась неожиданно короткой.
Дни
авианосцев в Королевском флоте были сочтены. В 1966 году лейбористское
правительство аннулировало в целях экономии средств программу
строительства нового авианосца CVA-01
Furious. После пожара на борту в 1967 году был выведен из состава
флота, а в 1969 списан на металлолом самый старый британский авианосец
Victorious. Соответственно в 1968
году после изготовления 84 Buccaneer S.
Mk. 2 производство "Буканиров" для флота прекратилось, а в декабре
следующего года была расформирована ставшая лишней 803-я эскадрилья.
801-я
эскадрилья, после аварии на Victorious
переведенная на Hermes, недолго
оставалась и там. Маленький Hermes
был не в состоянии принять на борт современные истребители в лице
Phantom
FG Mk.1, и в 1971-1973 годах был переделан в десантный
вертолетоносец, и квартировавшая на нем 801-я в июле 1970 года была
расформирована.
В
феврале 1972 та же судьба постигла и 800-ю, поскольку модернизацию ее
"родного" авианосца Eagle под
Phantom
лейбористы признали слишком
дорогостоящей, а сам корабль отправили на слом.
Одновременно
расформировали и учебную 736-ю эскадрилью, а базу Лоссимут передали ВВС,
которые должны были вести теперь и подготовку экипажей для флотских "Буканиров".
Последней
эскадрильей "Буканиров" во флоте "Владычицы морей" стала 809-я. Ее
"дом", Ark Royal, прошел-таки в
1967-1970 годах модернизацию, от которой отказались на
Eagle, и еще десяток лет бороздил
океанские воды. Вместе с ним в компании 892-й эскадрильи на истребителях
Phantom
FG Mk.1 и 849-й, вооруженной самолетами дальнего
радиолокационного обнаружения Gannet AEW.3 выходила в
море и 809-я.
Фирма
Hawker Siddeley пыталась одно время
предложить Адмиралтейству новые модификации "Буканира", но они, по
вполне понятным причинам, были отклонены. Тем не менее, с конца
шестидесятых началось осуществление программы модернизации флотских "Буканиров",
заключавшаяся, в основном, в обновлении их арсенала.
Во-первых,
с исчезновением с палуб британских авианосцев заправщиков
Scimitar,
эту почетную миссию пришлось взвалить на себя другим самолетам, в том
числе и "Буканиру", который для этого оснастили подвесным дозаправочным
контейнером Mk.20, подвешиваемым на
внутреннем подкрыльевом пилоне.
Во
вторых, самолет решили оснастить управляемым вооружением в образе ракеты
класса "воздух-земля" Aerospatiale Martel
как в противорадиолокационном варианте
AS.37, так и с телевизионной головкой наведения
AJ.168. Самолет мог нести до четырех AS.37 или три AJ.168 (на
четвертом пилоне в этом случае размещался веретенообразный контейнер с
аппаратурой), пуск их осуществлял штурман, для чего в его кабине был
смонтирован телеэкран и рукоятка управления ракетой.
Хотя
программа установки Martel на "Буканиры"
была официально начата в сентябре 1966 года, в основном она касалась
ВВС, и первый переделанный "морской" самолет был передан флоту только в
октябре 1972 года. Чтобы отличить самолеты с
Martel от не умеющих с ней работать,
"Буканирам" ВМС тогда же соответственно присвоили обозначения
S. Mk. 2D и
S. Mk. 2C. На практике эти индексы использовались редко, поскольку
оставшиеся на вооружении Королевского флота
S. Mk. 2C (около двадцати самолетов)
вскоре были переоборудованы в S. Mk. 2D
и их продолжали называть просто S.
Mk. 2.
При
доработке "Буканиров" под Martel
усиливалась конструкция крыла и пилоны, в итоге появилась возможность
довести общее количество 1000-фунтовых (454 кг) бомб на борту до
шестнадцати: четыре в бомбоотсеке и по три на каждом пилоне на строенных
бомбодержателях. Обычно, правда, вместо строенных использовались
сдвоенные бомбодержатели, причем на каждый подвешивали по две
500-фунтовых (227 кг) бомбы.
Под
передней кромкой консолей и на киле модернизированных самолетов
появились антенны широкополосной системы предупреждения об облучении РЛС.
5
апреля 1978 года из военно-морской базы Девонпорт (Devonport)
близ Плимута (Plymouth) вышел в свой
последний поход авианосец Ark Royal
со своей бессменной авиагруппой. После долгих десяти месяцев плавания, 5
февраля 1979 года, авианосец вернулся в порт приписки, а 809-я
перелетела на свою базу в Лоссимут, где была расформирована через десять
дней. Так закончилась двадцатилетняя история флотских "Буканиров".
Некоторое количество "Буканиров"
использовалось для различных исследовательских целей, например для
доработки термолокатора для BAC TSR.2
и радаров для TSR.2 и
Tornado.
Самолеты расформированных флотских
эскадрилий передавались в ВВС, к этому времени по финансовым
соображениям вынужденные отказаться от программы создания собственного
ударного самолета BAC TSR.2. В
какой-то мере в провале программы TSR.2
виноват был и флот, который, заполучив
Buccaneer S. Mk. 2, решил, что это и
есть идеальный палубный бомбардировщик и отказался от совместной с ВВС
разработки нового самолета.
Первоначально в качестве замены
TSR.2 Hawker Siddeley предлагала ВВС
сверхзвуковую версию "Буканира" - P.145,
но Королевские Военно-Воздушные силы решили купить американские
F-111K, и лишь когда стало ясно, что F-111K в Британию не попадут, ВВС пришлось удовлетвориться обычными
"Буканирами".
Первоначальное недовольство ВВС "Буканирами"
вскоре перешло в обожание. "Бука" продемонстрировал такие боевые
возможности, которые сухопутным летчикам дотоле лишь грезились в снах
про TSR.2. Особенно ярко это
проявилось на совместных с американцами учениях
Red Flag, проходивших ежегодно с
участием "Буканиров" с 1977 года на авиабазе Неллис (Nellis)
в штате Невада (Nevada). В полете с
околозвуковой скоростью на высоте в несколько десятков метров самолет не
только с трудом засекался радиолокатором, но и был практически неуязвим
от атак перехватчиков, в том числе таких современных, как
F-15.
В ВВС "Буканиры" (как "морские", так и
изначально заказанные для службы на суше и лишившиеся узлов крепления к
катапульте (прочие палубные атрибуты были сохранены)) получали другие
обозначения - способные нести ракеты Martel стали S. Mk. 2A, прочие
- S. Mk. 2B. Производство самолетов
для ВВС продолжалось до 6 октября 1977 года, когда ворота завода в Бро
покинул последний "Буканир" XZ432.
В Royal Air Force "морским" "Буканирам"
пришлось послужить еще долго в составе 12-й, 15-й, 16-й, 208-й и 216-й
эскадрилий и 237-й OCU (Operational
Conversion Unit - часть переучивания и боевой подготовки). Здесь
вместе с самолетами, изначально поступавшими в ВВС, они мирно несли свою
службу до 1990 года, когда в Персидском заливе произошли известные
события.
К этому времени поголовье "Буканиров"
серьезно уменьшилось из-за старения элементов конструкции крыла, которое
даже вызвало несколько катастроф, а также вследствие замены на
Tornado. Уцелевшие самолеты были
сконцентрированы в 12-й и 208-й эскадрильях и 237-м
OCU, где специализировались на
противокорабельных операциях, а также на задачах лазерной подсветки
целей для управляемых авиабомб.
К своему звездному часу "Буканиры" пришли
не такими, какими попали в ВВС. Внешне они отличались вздутой створкой
бомбоотсека, которая по совместительству стала 2046-литровым топливным
баком. Вооружение пополнилось противокорабельными ракетами
Sea Eagle, сменившими
Martel, и корректируемыми бомбами
Paveway, для применения которых на
самолет на левый внутренний пилон подвешивался контейнер
AN/AVQ-23E Pavespike. Вместо старой
Red Beard они могли нести пару новых
600-фунтовых ядерных бомб WE-177A, а
место блоков неуправляемых ракет SNEB в арсенале "Буканира" заняли
кассетные бомбы Hunting BL-775.
Кроме всего прочего, было обновлено оборудование радиоэлектронной
борьбы, под самолет могли подвешиваться контейнеры
AN/ALQ-101(V)-10, а для самообороны
"Буканиры" получили ракеты "воздух-воздух"
AIM-9 Sidewinder. Для самообороны же
был разработан особый боевой прием, получивший название
retard defence ("защита с
замедлением") или, попонятнее, dropping
your knickers ("сбрось штаны"). Заключался он в том, что, при
преследовании вражеским истребителем на малой высоте, с "Буканира
сбрасывалась 1000-фунтовая бомба с тормозным устройством. Жуткий удар
воздушной волной взад вынуждал врага отказаться от преследования,
особенно эта тактика была эффективна при полете над морем.
Двенадцать таких самолетов, окрашеных в
розовый пустынный цвет (Desert Pink),
отправились из Лоссимута на базу Мухаррак (Muharrak)
в Бахрейне (Bachrein) для участия в
операции Desert Storm ("Буря в
Пустыне"). В последний момент перед отправкой в Залив они получили новые
радиостанции, более современные блоки отстрела ловушек и законцовки
крыла по типу S. Mk. 1.
Всего со второго февраля 1991 года "Буканиры"
совершили 216 боевых вылетов, подсвечивая лазерами цели для
Tornado и сами атакуя стратегические
объекты с помощью корректируемых бомб Paveway, и в полном составе вернулись на родину.
Однако дни "Буканиров" были сочтены.
Старые самолеты было решено сменить на Tornado, излишек которых образовался в процессе сокращения ВВС, и в
сентябре 1993 года была расформирована 12-я эскадрилья, а полгода
спустя, в марте 1994 года, 208-я и 273-й OCU, и "Буканиры" навсегда исчезли из боевых подразделений.
После
ухода из боевых подразделений "Буканиры" еще некоторое время
использовались в качестве летающих лабораторий. В октябре 1994 года
последние три "Буканира" отсалютовали новому
Ark Royal, с грохотом пронесясь над
его палубой, а после первого апреля 1997 года в английском небе не
появлялся ни один "Буканир". Один из оставшихся самолетов был списан, а
пара более счастливых отправилась в Южную Африку (South
Africa), где самолеты вошли в состав коллекции Майка Бичихэда (Mike
Beachyhead) и снова регулярно летают, демонстрируя свои
впечатляющие летные характеристики туристам-любителям острых ощущений.