Спроектированный компанией CASA совместно с МВВ и "Northrop",
учебно-боевой и легкий штурмовик С.101 Aviojet поставлялся в Испанию, Чили,
Гондурас и Иорданию.
Первый и последний из четырех прототипов поднялись в воздух 27 июня 1977 года и
17 апреля 1978 года соответственно. В конце 1978 года все четыре самолета
передали ВВС Испании для оценочных испытаний. В модульной конструкции недорогого
и не очень сложного самолета С.101 специально были предусмотрены объемные отсеки
для последующей установки нового БРЭО или иного оборудования. Особенностями
машины стали прямые крыло и стабилизатор, стреловидный киль, наличие одного ТРД
с высокой степенью двухконтурности и с улучшенной топливной экономичностью,
боковые воздухозаборники над крылом, тандемно расположенные уступом катапультные
кресла Martin-Baker Mk 10L класса "0-0", гермокабина с раздельными фонарями и
щелевые закрылки. Самой главной особенностью стало то, что все модификации имеют
большой фюзеляжный отсек под задней кабиной, в котором можно разместить
вооружение, АФА, станцию РЭБ, лазерный целеуказатель или другие устройства.
Сначала испанские ВВС закупили 60 учебно-боевых самолетов С.101EB-01, которым
присвоили обозначение Е.25 Mirlo. С.101EB-01 оснащен двигателем TFE731-2-2J
тягой 15,57кН. По второму контракту закупили еще 28 самолетов. С 1990 по 1992
год все уцелевшие к тому времени машины прошли модернизацию систем навигации и
управления вооружением.
Низковысотные характеристики машин С.101EB оказались несколько лучше проектных,
но высотные данные были слабыми. В результате экспортный вариант легкого
штурмовика/УБС С.101BB оснастили двигателем TFE731-3-1J увеличенной на 0,89 кН
тягой, обеспечив самолету также возможность подвески на шести подкрыльевых
пилонах различного вооружения (у испанских самолетов С.101EB есть такие же узлы
подвески, но они не используются). Отсек в нижней части фюзеляжа С.101BB
используется для установки быстросменных контейнеров с разведывательным
оборудованием, аппаратурой РЭБ, лазерным целеуказателем или спаренными 12,7-мм
пулеметами вместо контейнера с 30-мм пушкой DEFA, установленного по осевой
линии.
Самолеты С.101BB-02 экспортировались в Чили - были поставлены четыре собранных
на CASA самолета и 10 машин, собранных в Чили на фирме ENAER из
машинокомплектов. В процессе эксплуатации все эти самолеты обозначили T-36
Halcon, и хотя они предназначались для углубленной подготовки, в их носовой
части установили радиолокационный дальномер для использования в качестве
учебно-боевых самолетов A-36BB для обучения применению различного вооружения.
Легкий штурмовик С.101CC совершил первый полет 16 ноября 1983 года и был оснащен
одним двухконтурным ТРД TFE731-5-1J. Масса подвешиваемого вооружения не
увеличилась, так как пилоны не были заменены, но увеличение максимальной
взлетной массы позволило увеличить запас горючего.
В 1984 году Чили заказали 23 легких штурмовика С.101CC-02. Один из них собрали в
Испании, три - доставили в виде машинокомплектов, остальные 19 - изготовили по
лицензии в Чили. Четыре очень похожих самолета С.101BB-03 поставили в Гондурас.
Первый A-36 некоторое время использовался в качестве демонстратора
перспективного A-36M, выполняя полеты с макетами ракет ВАе Sea Eagle под крылом,
но этот проект отклонили. Шестнадцать машин С.101CC-04 поставили Иордании в
качестве учебно-тренировочных самолетов для повышенной летной подготовки.
25 мая 1985 года на фирме CASA облетали прототип С.101DD с двигателем
TFE731-5-1J и новым БРЭО, включавшим коллиматорный индикатор (на фоне лобового
стекла). Эти самолеты также имеют органы управления, скомпонованные по концепции
HOTAS, и могут вооружаться ракетами AGM-65. Самолет, предназначенный для
использования в качестве учебно-тренировочного (боевого) повышенной подготовки и
легкого штурмовика, все еще пользуется высоким спросом.
Конструкция самолета.
По своей конструкции самолет С.101 Aviojet является
двухместным цельнометаллическим монопланом с
низкорасположенным крылом. Он имеет однокилевое
хвостовое оперение и трехстоечное шасси с
передней стойкой.
В передней части фюзеляжа
находится двухместная кабина, оборудованная
катапультируемыми креслами Мк.Е 10. Заднее кресло
располагается несколько выше переднего в целях
обеспечения лучшего обзора для
пилота-инструктора.
По обеим сторонам фюзеляжа
находятся воздухозаборники двухконтурного
реактивного двигателя TFE 731-2-25 американского
производства с тягой 1600 кгс.
В целом конструкция
самолета отличается простотой и
рациональностью, что упрощает его производство,
ремонт и эксплуатацию.
Радиоэлектронное оборудование самолета состоит
из KB и УКВ радиостанций, приборов
радионавигационной системы TAKAN, системы
радиолокационного опознавания и прицельных
приборов.
В фюзеляжном отсеке самолета размещается 30-мм
пушка Defa или два 12,7-мм пулемета. Здесь же может быть установлено
различное разведывательное оборудование или аппаратура для ведения
радиоэлектронной борьбы.