Многочисленные локальные военные конфликты, возникавшие в мире после окончания Второй мировой войны, выявили настоятельную необходимость иметь на
вооружении специальные противопартизанские самолеты. ВВС США в 1963-м объявили
конкурс на разработку такого самолета. Машина должны была прийти на смену
бомбардировщикам времен Второй мировой войны В-26 и штурмовикам А-1.
Условия конкурса достаточно жестко оговаривали требования к самолету COIN (Counter-insurgency
- противопартизанский) с двумя турбовентиляторными двигателями. Двухместный с
тандемным размещением экипажа, он должен был базироваться на плохо
подготовленных площадках ограниченных размеров и действовать с палубы авианосца
(взлетная и посадочная дистанции при наличии препятствия высотой 15 м - не более
240 м).
Особо оговаривался хороший обзор из кабины и низкая стоимость авиационного
комплекса. Среди других требований - возможность замены колесных шасси на
поплавки для действий с водных акваторий.
Вооружение - встроенные пулеметы, бомбы и НАР - на пяти узлах подвески.
Максимальная скорость ограничивалась 500 км/ч, зато минимальное время
патрулирование в заданном районе устанавливалось не менее двух часов. Самолет
COIN кроме, собственно, нанесения ударов бортовым оружием, предназначался для
ведения разведки, перевозки людей и грузов, эскортирования вертолетов.
Подготовленное в сентябре 1963-го техническое задание на самолет COIN было
разослано абсолютно всем американским и одной канадской "Канадэр"
авиастроительным фирмам. На предложение откликнулось девять из них. Фаворитов
было трое: "Норт Америкэн" с проектом самолета NA-300; "Конвэр", предложившая
проект "модель 48" и самолет фирмы "Мартин". Все три проекта имели одну общую
черту - самолеты представляли собой монопланы, выполненные по двухбалочной схеме
с короткой гондолой-фюзеляжем. Победителем конкурса вышла фирма "Норт Америкэн",
представившая проект самолета NA-300, получивший широкую известность как OV-10 "Бронко".
Главным заинтересованным лицом в организованном конкурсе выступил флот США,
однако явную заинтересованность в подобном самолете проявляли армия и корпус
морской пехоты. Армейцы и морские пехотинцы высказались на "подведении итогов
капиталистического соревнования" в пользу совсем другого самолета - "Конвэр"
"модель 48", он же - Charger ("Чарджер"). Под давлением руководства армии и корпуса
морской пехоты министерство обороны вынуждено было пойти на заключение контракта
с фирмой "Конвэр", предусматривающего постройку опытного самолета COIN и
проведение его летных испытаний. Постройка прототипа завершилась в сентябре
1964-го, полномасштабное проектирование и изготовление летного экземпляра заняло
всего 40 недель!
Впервые "Чарджер" поднялся в воздух в ноябре 1964-го. Летная жизнь
единственного построенного экземпляра оказалась короткой - на авиабазе Сан-Диего
9 октября 1965 г. летчик ВМФ разбил самолет при выполнении вынужденной посадки с
одним работающим двигателем. Всего "Чарджер" налетал 193 часа, 162 - часа его
пилотировали "фирменные" летчики-испытатели, десять часов летали пилоты NASA и
21 час - военные летчики.
Особенность самолета - прямоугольное крыло постоянного профиля с
четырехсекционными закрылками по всему размаху. Гондолы ТВД плавно переходили в
концевые балки, которые соединялись Т-образным хвостовым оперением. Короткая
гондола с кабиной экипажа крепилась к крылу. Силовая установка включала два ТВД
"Пратт-Уитни" Т74 мощностью по 650 э.л.с. с трехлопастными винтами
противоположного вращения. Предусматривался монтаж вместо моторов "Пратт-Уитни"
- Т76 фирмы "Гаррет-Эрисерч". Место установки двигателей выбрано с учетом
максимально возможного обдува винтами крыла и однощелевых закрылков на всех
режимах полета. Увеличение подъемной силы крыла на малых скоростях полета
способствовали также расположенные между фюзеляжем и мотогондолами носовые
щитки. Управление по крену - с помощью элеронов и интерцепторов. Интерцепторы
включаются в систему управления только на малых скоростях, когда эффективность
элеронов падает. Изменение угла тангажа обеспечивал управляемый стабилизатор
оригинальной конструкции. Он был разделен на две части, причем хвостовая секция
отклонялась в сторону, противоположную отклонению носовой части - тем самым
достигалось изменение кривизны профиля стабилизатора и, соответственно, величины
создаваемой им подъемной силы. Для управления по рысканью использовались обычные
рули направления. Проводка от органов управления к исполнительным устройствам -
тросовая.
Конструктивно машина практически целиком выполнена из алюминиевых сплавов, из
стеклотекстолита изготовлены лишь носовой обтекатель фюзеляжа и законцовки
крыла.
Несмотря на то, что в качестве штатных предусматривались моторы Т74, прототип
получил два ТВД Таррет-Эрисчерч" Т76 мощностью по 550э.л.с.
Запас топлива размещался в четырех баках емкостью по 197 л, расположенных в
крыле, между лонжеронами. Два крайних - непротектированные, внутренние -
протестированные.
Шасси - убираемое, трехопорное, с носовой стойкой. Система уборки -
гидравлическая. Все стойки убирались поворотом по полету, носовая - в фюзеляж,
основные - в хвостовые балки.
Двухместная кабина закрыта большим общим каплевидным сдвижным фонарем.
Лобовая панель козырька остекления кабины - из пулестойкого стекла.
Члены экипажа размещались на катапультируемых креслах класса 0-0,
установленных тандемом. Управление самолетом возможно только с переднего кресла,
второй член экипажа должен был вести наблюдение, сбрасывать парашютистов или
грузы.
Броня на опытной машине не устанавливалась, хотя в случае запуска самолета в
серию бронирование членов экипажа не исключалось. Листы алюминиевой брони можно
было навешивать на фюзеляж снаружи, в районе кресел летчика и наблюдателя. Кроме
того, конструкция "Чарджера" предусматривала установку бронелистов в передней и
нижней частях фюзеляжа.
Для перевозки людей и грузов на центроплане за кабиной экипажа могла
устанавливаться специальная кабина, рассчитанная на пятерых десантников или
троих ранеых на носилках.
Вооружение - четыре 7,62-мм пулемета М60 с боезапасом по 500 патронов.
Пулеметы монтировались в двух блистерах по бортам фюзеляжа. На пяти узлах
подвески можно было размещать широкий ассортимент вооружения: от УР "Сайдуиндер"
до пулеметных контейнеров. По одному пилону имелось на концах крыла (расчетная
нагрузка до 270 кг), еще по одному - под корневыми участками крыла (нагрузка до
500 кг) и еще один - под фюзеляжем (нагрузка до 270 кг).
Безопасность экипажа при выполнении боевого задания обеспечивалась не столько
за счет бронирования кабины, сколько продуманной компоновкой и высокой
маневренностью самолета на малых скоростях и малых высотах.
Фирме "Конвэр" не удалось вырвать победу в конкурсе у конкурентов из "Норт
Америкэн", хотя, по мнению многих, "Чарджер" выглядел предпочтительнее "Бронко".
Однако, кроме техники, есть еще и политика, а также лоббирование. В целом же,
можно сказать, что специализированный самолет COIN не оправдал возлагавшихся
надежд. "Бронко" так и не стал массовой машиной, а функции COIN самолетов
выполняли и выполняют, главным образом, двухместные реактивные учебно-боевые
машины.