Программа создания Canadair CL-41 Tutor финансировалась самим разработчиком,
так как сначала у канадского правительства не возникло интереса к этому
реактивному учебному самолету для базовой подготовки летчиков. Были построены
два прототипа с турбореактивными двигателями Pratt & Whitney JT12A-5 тягой 10,68
кН. Первый из них взлетел 13 января 1960 года. В сентябре 1961-го канадское
правительство заказало для ВВС 190 CL-41A под обозначением CT-114 Tutor. Самолет
характеризовался расположенными рядом креслами, открывающимся вверх фонарем,
боковыми воздушными тормозами щиткового типа, Т-образным хвостовым оперением,
управляемым носовым колесом и ТРД General Electric J85-CAN-40 тягой 12,68 кН.
Поставки осуществлялись в 1963-1966 годах.
Позднее появился вооруженный учебный
самолет и легкий штурмовик CL-41G. Он отличался более мощным двигателем и
шестью подкрыльевыми узлами подвески вооружения. Шасси модифицировали для
действий с грунта и оснастили самолет новыми креслами, позволяющими
катапультироваться с нулевой высоты. На второй прототип Tutor установили
авионику от истребителя F-104G, в результате появился учебный CL-41R с
экспериментальными системами. В марте 1966 года ВВС Малайзии заказали 20
CL-41G-5, малазийцы назвали их Tebuan ("Оса"), эти самолеты состояли на
вооружении с 1967 года до середины 1980-х.
Основным эксплуатантом CT-114 Tutor в Канаде являлась 2-я летная школа в Мус-Джо,
провинция Саскачеван. Первые 10 Tutor модифицировали для группы высшего пилотажа
"Golden Hawks" (позднее переименованной в "Snowbirds"). Самолет также
использовался в школе летных инструкторов. В 1976 году ВВС Канады начали
реализовывать программу модернизации, включавшую установку дополнительных
топливных баков, современной авионики, замену электросистемы и изменение
местоположения датчика обледенения. В 1994 году провели еще одну модернизацию.
В 2000 году на смену Tutor в Канаде пришли CT-156 Harvard II и CT-155 Hawk. К
концу 2008 года в эксплуатации еще оставалось примерно 17 машин данного типа, но
их использовали только в группе "Snowbirds" и при летно-инженерных испытаниях в
НИИ.
Модификации
: |
|
|
CL-41 |
два прототипа CF-LTW-X и CF-LTX-X. |
CL-41A Tutor |
первый серийный вариант. |
CT-114 Tutor
|
обозначение самолета в Канадских ВВС. |
CL-41G |
легкий штурмовик |
CL-41G-5 Tebuan |
вариант CL-41G Tutor для ВВС Малайзии |
CL-41R |
учебный вариант с авионикой от CF-104 |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
СТ-114 |
Размах крыла, м |
11.13 |
Длина самолета,м |
9.75 |
Высота самолета,м |
2.84 |
Площадь крыла,м2 |
20.44 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2220 |
нормальная взлетная |
3355 |
максимальная взлетная |
3532 |
Топливо, л |
|
внутренние топливо |
1170 |
ПТБ |
2 х 181.7 |
Тип двигателя |
1 ТРД Orenda (General Elecrtic) J85-CAN-J4 |
Тяга нефорсированная, кН |
1 х 13.12 |
Максимальная скорость, км/ч |
801 |
Практическая дальность, км |
1002 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1295 |
Практический потолок, м |
13105 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
Боевая нагрузка - 907 кг на 2 узлах подвески 2x 454-кг или 227-кг или 113-кг бомбы, или 2 напалмовых бака, или 2 ПУ 55 или 68-мм НУР, или 2 контейнера с 12.7-мм или 7.62-мм пулеметами. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2011
|