В начале 80-х гг. ВВС США инициировали программу Next Generation Trainer (NGT)
по созданию реактивного учебно-тренировочного самолёта, предназначенного для
замены самолёта Cessna T-37 Tweet, параллельно с этим были озвучены и
исследования рынка, предполагавшие увеличение спроса на учебно-боевые самолёты.
Исходя из этого, в 1984-м году группой бельгийских промышленников и финансистов
была образована авиастроительная фирма Promavia S.A. Главным конструктором
новообразованной фирмы стал итальянец - Стелио Фрати, ранее создавший
учебно-тренировочный самолёт SIAI-Marchetti SF.260.
Прототип учебно-тренировочного самолёта F.1300 Jet Squalus
был построен к 1986-му году. Самолёт был
двухместным, с рядным расположением экипажа, оснащался двигателем Garrett
TFE109-1 с тягой в 600 кгс. Развивал максимальную скорость в 510 км/ч
(крейсерская - 480), имел практический потолок 11 200 метров и перегоночную
дальность полёта в 1850 км.
Впервые публике самолёт был продемонстрирован в 1986-м году на авиационной
выставке на британской авиабазе в Фарнборо. Лётные испытания самолёта были
начаты позже - в апреле 1987-го года. К тому моменту перспективы у самолёта были
уже туманны: ВВС США программу NGT уже свернули в пользу нового проекта - Joint
Primary Aircraft Training System (JPATS), где рассматривалось исключительно
тандемное расположение экипажа перспективного учебно-тренировочного самолёта;
прочие перспективные покупатели также не проявляли особого интереса к
бельгийскому проекту ввиду наличия на рынке серийных конкурентов. В виду такого
развития событий, конструкторами Promavia был разработан ряд модификаций:
морского поисково-спасательного самолёта, патрульного самолёта для
полиции/пограничной охраны, разведчика, буксировщика мишеней, однако и данные
варианты не встретили интереса у потенциальных покупателей. Работы над
доведением F.1300 продолжались до 90-х гг., официально фирма Promavia S.A. была
ликвидирована только в 1998-м году.
Стоит так же упомянуть второй прототип самолета. Этам машина ни разу не
взлетела, но регулярно выставлялась на различных авиавыставках. Так в 1987 году
в Ля-Бурже он был показан с несуществующими регистрациоными номерами OO-SQA. В
последствии этой "липовый" номер заменили на OO-SQL. В 1989 году втотрой
прототип опять был выставлен на Парижском салоне, но уже окрашеный в цвета
компании Sabena и с очередной "левой" регистрацией - OO-JET.
Но еще до своей ликвидации, в 1995 году компания Promavia продала оба прототипа
и лицензию на производство канадской компании Alberta Aerospace, в результате
чего самолет получил новое имея - Phoenix FanJet. В Канаде первый прототип
получил двигатель Williams-Rolls FJ44-1A и был зарегистрирован как N112SQ. В
дальнейшем планировалось выпускать самолеты в двухместном варианте (SigmaJet) и
четырехместном (MagnaJet). Однако в 2001 году финансирование программы было
прекращено и весь проект заморожен.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
F.1300 |
Размах крыла, м |
9.04 |
Длина самолета,м |
9.36 |
Высота самолета,м |
3.60 |
Площадь крыла,м2 |
13.58 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
1400 |
нормальная взлетная |
2100 |
максимальная взлетная |
2400 |
Топливо, л |
|
внутренние топливо |
720 |
ПТБ |
2 ПТБ |
Тип двигателя |
1 ТВД Garrett TFE109-3 |
Тяга, кН |
1 х 7.12 |
Максимальная скорость, км/ч |
638 |
Крейсерская скорость, км/ч |
482 |
Практическая дальность, км |
1854 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
762 |
Практический потолок, м |
11275 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
7 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
боевая нагрузка - 600 кг на 4 узлах подвески 4x100-кг бомбы , или 4 ПУ НУР, или
2 контейнера с 30-мм пушкой. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2020
|