Если создание УБС L-15 было, по всей видимости, обусловлено потребностями не
только внутреннего, но и внешнего авиационных рынков, то разработчики
учебно-боевого самолета FTC-2000 ориентировались, в первую очередь, на военную
авиацию самой КНР, где в строевых эскадрильях и учебных центрах ВВС
эксплуатируются, в основном, двухместные учебно-бо-евые машины JJ-6 и JJ-7. По
своим летным характеристикам эти самолеты (особенно JJ-7) удовлетворяют
современным требованиям во-енно-воздушных сил, но по уровню бортового
оборудования и вооружения они соответствуют лишь второму поколению реактивной
боевой авиации и не могут достаточно эффективно использоваться при подготовке
летчиков для истребителей поколений "4" и "4+" (FC-1, J-10, Су-27 и Су-ЗОМК),
поступающих с конца 1990-х годов на вооружение НОАК. В результате возникла все
более настойчивая потребность в относительно недорогой (а потому - "чисто
китайской") учебно-боевой машине, сочетающей летные характеристики
модернизированного J-7 с современной авионикой (в частности, "стеклянной"
кабиной) и комплексом вооружения, обеспечивающим отработку применения
современных и перспективных высокоточных авиационных средств поражения. Вполне
логичным представлялось использовать при создании такого самолета многочисленные
наработки, сделанные в 1980-1990-х годах в рамках программ модернизации
основного истребителя китайских ВВС - J-7.
Масштабная модель нового самолета, начавшего создаваться в конце 1990-х годов
компанией GAIC (Guizhou Aviation industry Group), входящей в состав концерна AVIC II, на базе УБС JJ-7 (МиГ-21 У) и получившего название FTC-2000 "Шаньянг"
("Горный орел"), была впервые публично продемонстрирована на международном
авиационном салоне в г. Чжухае в ноябре 2000 года. А уже через два года в том же Чжухае китайцы показали и натурный (построенный с использованием узлов реального
самолета JJ-7) макет "Горного орла".
Нужно сказать, что появление нового сверхзвукового УБС было обставлено на
выставке "Airshow China 2002" весьма скромно: самолет одиноко стоял даже не в
самом китайском павильоне (как истребитель FC-1, пользовавшийся неизменным
вниманием публики), а снаружи, практически на краю выставочной территории. В
результате автору этих строк пришлось объяснять нескольким членам российской
делегации, как найти этот, безусловно, один из наиболее интересных экспонатов
выставки: во время своего первого посещения китайской экспозиции они его
попросту не заметили.
Несмотря на весьма посредственные успехи в области рекламы "Горного орла",
реализация самой программы FTC-2000 продолжала идти весьма быстрыми темпами. В
конце 2000 года завершились продувки модели самолета в аэродинамической трубе, а
вскоре на заводе в Гуанчжоу началась постройка трех прототипов сверхзвукового УТС, первый из которых (серийный номер 421) поднялся в воздух 13 декабря 2003
года.
Планировалось, что предсерийная партия их четырех машин этого типа будет
заложена в Гуанчжоу в 2005 году и передана ВВС НОАК в конце 2006 года. Однако
работы, очевидно, несколько затянулись: первые два самолета FTC-2000 были
переданы военным лишь в конце 2008 года.
FTC-2000 представляет собой глубокую модернизацию самолета JJ-7 (МиГ-21УБ), с
сохранением основных компоновочных решений, узлов и агрегатов этого самолета.
При рассмотрении вблизи для всех, кто когда-то имел дело с МиГ-21, сходство этих
машин кажется еще более очевидным. Однако имеются и существенные различия.
Наибольшим изменениям подверглась носовая часть фюзеляжа, лишившаяся переднего
воздухозаборника и принявшая остроконечную форму, а также крыло увеличенной
площади (заимствованное у серийного истребителя J-7E), конуевые части которого
(примерно с половины размаха) приобрели меньшую стреловидность, став из
треугольных трапециевидными. В отличие от крыла L-15, крыло FTC-2000 лишено
механизации по передней кромке.
С целью улучшения обзора из задней кабины радикальным изменениям подвергся
фонарь, ставший более "объпревышение заднего кресла над передним. Козырек фонаря
стал монолитным, без плоского лобового стекла и боковых гнутых стекол. Для
компенсации путевой устойчивости, ухудшившейся в результате изменения формы
верхней части фюзеляжа, под хвостовой частью установили два аэродинамических
гребня увеличенной площади.
На самолете установлен двигатель Liyang WP13F(C), развивающий тягу 6450 кгс
(4400 кгс на бесфорсажном режиме) и являющийся даль-нейшим развитием советского
ТРДФ Р11, применявшегося на самолетах семейства МиГ-21. Следует сказать, что
двигатель WP13F(C) устанавливается, также, на истребителях J-7E и J-7G.
Воздушные входы нерегулируемого воздухозаборника расположены по бокам нижней
части фюзеляжа.
Емкость внутренних топливных баков самолета составляет 2660 л. Кроме того, под
крылом и фюзеляжем могут подвешиваться три подвесных топливных бака (два по 480
л и один на 720 л). Другой вариант снаряжения - три ПТБ по 480 л.
С правой стороны фюзеляжа, перед козырьком фонаря кабины FTC-2000, установлена
Г-образная штанга дозаправки. Появление этого устройство обусловлено, очевидно,
стремлением обеспечить массовую подготовку летчиков фронтовой авиации Китая
проведению дозаправки в полете. В свою очередь, это может означать, что в начале
следующего десятилетия в ВВС НОАК должен появиться и массовый самолет-заправщик,
предназначенный для "обслуживания" истребительной и
истребитель-но-бомбардировочной авиации.
Экипаж УБС размещается в катапультных креслах класса "0-0" TY6D. Сообщалось, что
на FTC-2000 в носовой части фюзеляжа предполагается установить
импульсно-доп-леровскую БРЛС управления огнем.
В каждой кабине УБС (выглядевшей, надо сказать, несколько менее "футуристично",
чем у L-15) размещено по многофункциональному цветному ЖК-дисплею китайского
производства (форматом, приблизительно, 5x5 дюймов), а в передней кабине
расположен ИЛС XPS-2, также производимый в КНР.
Вооружение JL-9 общей массой до 2000 кг размещается на пяти узлах внешней
подвески (четырех подкрыльевых и центральном под-фюзеляжном) и может включать УР
класса "воздух-воздух" с ТГС типа PL-8 и PL-9, а также НАР и свобод-нопадающие
авиабомбы. Кроме того, под фюзеляжем установлена 23-мм пушка "Тип 23" (китайская
версия ГШ-23Л).
Сообщалось, что FTC-2000 будет участвовать в конкурсе на перспективный
учебно-боевой самолет для ВВС Индонезии. При этом в качестве его основного
соперника называется российский Як-130.
Наиболее близким зарубежным аналогом FTC-2000 является другой орел (на этот раз
- золотой) - корейско-американский сверхзвуковой УТС/УБС КАІ/Локхид Мартин Т-50
"Golden Eagle". Южно-корейская машина, совершившая первый полет 20 августа 2002
года (на год и четыре месяца раньше "Горного орла") является развитием
компоновки F-16.
"Голден Игл", созданный для замены в ВВС Южной Кореи американского
сверхзвукового учебно-тренировочного самолета Нортроп Т-38 "Тэлон", начал
поступать на вооружение в 2008 году. Он несколько тяжелее китайского аналога
(взлетная масса без внешних подвесок около 8800 кг против 7800 кг у "Горного
орла"). Также, как и китайская машина, Т-50 оснащен одним двигателем с фосажной
камерой (американским ТРДДФ Дженерал Электрик F404-GE-102 с тягой 8000 кгс),
обеспечивающим "Голден Иглу" максимальную скорость, соответствующую М=1,5 (что
незначительно меньше, чем у китайского самолета), но несколько большую взлетную тяговооруженность (0.91 против 0.83). Емкость внутренних баков сравниваемых
машин примерно равна (в планере Т-50 размещается до 2220 кг керосина), почти
одинакова и перегоночная дальность (2590 км к Т-50 против 2500 км у FTC-2000).
Преимуществом южнокорейской машины является применение современной цифровой электродистанционной системы управления, чего нет на более простой и
"консервативной" китайской машине. В сочетании с весьма совершенной "боевой"
механизацией крыла, заимствованной у F-16, это должно, в принципе, обеспечить
Т-50 определенные преимущества при ведении маневренного воздушного боя. В то же
время основным преимуществом FTC-2000 должна стать его рекордно низкая
стоимость, обусловленная, помимо "национальных особенностей" при формировании
рынка рабочей силы в Китае, использованием в качестве прототипа давно освоенного
в производстве, а потому дешевого серийного истребителя.
Хотя в настоящее время на "Горном орле" устанавливается серийный двигатель
WP13F(C), в перспективе возможно применение нового ТРДФ WP14C "Куалун-3",
развивающего на форсажном режиме тягу 7800 кгс. Таким образом, взлетная тяговооруженность самолета в конфигурации без внешних подвесок может достичь
единицы. Должны возрасти также скороподъемность и разгонные характеристики.
Самолет с такими возможностями может лечь в основу различных боевых вариантов
FTC-2000. Нужно заметить, что в печати уже имелись сообщения о разработке на
базе сверхзвукового УБС двухместного истребителя-бомбардировщика,
предназначенного для применения управляемых боеприпасов класса "воздух -
поверхность", а также самолета радиоэлектронной борьбы с экипажем, состоящим из
летчика и оператора.
На базе учебно-боевого FTC-2000 предполагалось построить и экспериментальный
самолет CY-1, модель которого, выполненная в масштабе 1:3, демонстрировалась на
выставке в Чжухае в ноябре 2002 года. Эта высокоманевренная машина разрабатываласьпри участии Пекинского авиационного научно-исследовательского
института (Beijing SuperWing Technology Research Institute), входящего в концерн AVIC I. Двухместный самолет (конструкция которого была, в целом, подобна
FTC-2000 должен был иметь оригинальную аэродинамическую компоновку, напоминающую
компоновку "продольный триплан". Отличие заключалось в том, что хвостовые цельноповоротные аэродинамические плоскости имели отогнутые вниз законцовки,
выполняющие функции вертикальных аэродинамических поверхностей.
Утверждалось, что самолет CY-1 должен был обладать "рекордно высокими"
характеристиками маневренности, устойчивости и управляемости на больших углах
атаки.
Хотя на выставке в Чжухае CY-1 был представлен как экспериментальный самолет,
наличие на его модели управляемого вооружения класса "воздух-воздух" и
"воздух-поверхность" (общую массу которого можно было оценить в 3000 кг)
свидетельствовало о том, что в перспективе машину планировалось
трансформироваться в полноценный легкий истребитель.
Модель боевого (одноместного) самолета, являющего дальнейшим развитием CY-1 и
получившего название LFC-16, была продемонстрирована на очередной выставке в Чжухае в 2004 году. Самолет, имеющий максимальную взлетную массу 9000 кг (на 800
кг меньше, чем у FTC-2000), должен был отличаться от FTC-2000 (помимо своей
совершенно оригинальной аэродинамической компоновки) более мощным вооружением
максимальной массой до 3500 кг (в частности, дополнительными концевыми
крыльевыми АПУ для ракет "воздух-воздух"), а также усовершенствованной силовой
установкой (ТРДФ WS14 с форсажной тягой 7800 кгс), с которой самолет, по
расчетам, приобретал более высокие летные характеристики. Так, максимальное
число М, по расчетам, возрастало с 1,6 до 1,8, практический потолок увеличивался
с 16000 до 17000 м, расчетная перегоночная дальность с ПТБ (очевидно, за счет
несколько большей экономичности двигателя) составляла уже не 2500 км (как у
FTC-2000), а 2800 км, а максимальная продолжительность полета достигала 3 часов
30 минут.
Должны были возрасти характеристики устойчивости и управляемости самолета на
предельно малых скоростях.
Однако на последующих выставках какая-либо информация о LFT-16 отсутствовала,
что наводило на мысли о прекращении программы. Впрочем, возможно, работы над
легким "сверхманевренным истребителем" продолжаются в Китае без излишней
рекламы...
В 2007 году несколько образцов JL-9 поступают в военно-воздушные силы для
проведения цикла испытаний. Там же меняют название УТС на JJ-7B. В 2011 году УТС
JL-9 (JJ-7B) принимают в строй ВВС, военно-морские силы применяют данный самолет для
приобретения пилотами навыков сухопутной авиации.
Хорошо известны амбиции Китая насчет укрепления ВМС авианосцами. Это означает,
что ВМС Китая остро необходим УТС палубного назначения. Для этих целей ВМС Китая
уже приобрели Су-25УТГ. Но скорее всего ВМС Китая будут использовать палубную
модификацию JL-9, который совсем недавно совершил свой первый морской вылет.
Внешне он отличается от базового самолета увеличенной площадью и контурами и
наличием гака для посадки на палубу. Шасси осталось неизмененным, что даст
возможность эксплуатации с наземных аэродромов. В середине 2011 года военные
Китая объявили, что данная модификация получает название JT-9.
Испытания палубной модификации продолжаются, но исходя из того, что данный
самолет по стоимости почти в два раза дешевле ближайшего конкурента, именно он и
будет принят на вооружение ВМС Китая.