Уголок неба ¦ SOKO G-2 Galeb

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
главная послевоенная авиация штурмовики
   G-2 Galeb
       
Разработчик: SOKO
Страна: Югославия
Первый полет: 1961
Тип: Легкий многоцелевой штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


В 1957-м ВВС выдали задание на постройку новой двухместной реактивной многоцелевой машины. Согласно требованиям военных, члены экипажа сидели друг за другом, а самолётдолжен был иметь возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов. Машину планировали оснастить полным комплексом вооружения и, помимо учебной, использовать в качестве лёгкого штурмовика и разведчика.

Работу над проектом с английским ТРД "Вайпер II" Мк.22-6 (тяга 1134кгс) завершили в Техническом институте в 1959-м. В июле 1961-го новый самолёт, получивший имя "Galeb" ("Чайка"), поднял в воздух Любомир Зекавица. Машина получилась лёгкой в управлении, а испытательная программа показала, что "Чайка" практически по всем параметрам удовлетворяет требованиям военных. В 1963 году югославский самолёт с успехом дебютировал на салоне в Ле Бурже, а на заводе "Soko" стали готовить его серийный выпуск. В серию пошёл доработанный вариант "Галеб 2" с усиленным шасси (для эксплуатации с грунта) и английским катапультным креслом фирмы "Фолланд". Первые двигатели "Вайпер" также поначалу импортировали из Великобритании, планируя в дальнейшем развернуть их лицензионный выпуск.

Первые серийные "Галеб 2" поступили в ВВС к концу 1964-го, а конструкторы Технического института разработали к тому времени ещё и одноместный боевой вариант "Чайки", необходимый для замены устаревших F-84G "Тандерджет", полученных из США в 1953-м. В дальнейшем парк "Тандерджетов" с красными звёздами в синем круге вырос ещё на 50 самолётов, за счёт машин, поступивших из Греции. Одноместный брат "Чайки" получил грозное имя "Ястреб" и отличался гермокабиной, усиленной конструкцией и более мощным ТРД "Вайпер 531" тягой 1361 кгс. Первые предсерийные "Ястребы" появились в 1968-м и выпускались в двух модификациях - штурмовика J-1 и разведчика RJ-1. В дальнейшем появилась и двухместная версия TJ-1, выпущенная небольшой серией, в основном, для отработки лётчиками стрельбы из всех видов оружия.

В августе 1970-го облетали учебный "Галеб 3" с двигателем "Вайпер 532" тягой 1540 кгс, но до серии дело не дошло. В том же году новым югославским самолётом заинтересовались зарубежные покупатели. Первым импортером стала Замбия, приобретя поначалу шесть "Галебов" G-2A, а затем шесть "Ястребов" - четыре J-1E и два RJ-1E. Довольно крупный контракт подписала Ливия, заказав 70 "Галеб" G-2AE и получив последний из них в 1983-м. Заказы "Галебов" и "Ястребов" для ВВС Югославии и экспорта надолго обеспечили работой цеха завода "Soko". Но ещё перед серийным выпуском этих машин, со стапелей сошла небольшая партия лёгких штурмовиков "Крагуй" (житель Крагуеваца, небольшого городка рядом с заводом). "Крагуй" представлял собой небольшой одноместный моноплан с поршневым двигателем "Лайкоминг" GSO-480-B1A6, способный поднимать пару бомб по 100 кг или кассеты с НУРСами.








 ЛТХ:
Модификация   G-2
Размах крыла, м   10.47
Длина самолета,м   10.34
Высота самолета,м   3.28
Площадь крыла,м2   19.43
Масса, кг  
  пустого самолета   2620
  нормальная взлетная   3488
  максимальная взлетная   4300
Топливо, кг  
  внутренние топливо   780
  накрылевые баки   340
Тип двигателя   1 ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper ASV.11 Mk. 22-6
Тяга нефорсированная, кН   11.12
Максимальная скорость, км/ч  
   на высоте 6200 м   812
  на уровне моря   756
Крейсерская скорость, км/ч   730
Практическая дальность, км   1242
Продолжительность полета, ч.мин   2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин   1370
Практический потолок, м   12000
Макс. эксплуатационная перегрузка   8
Экипаж, чел   2
Вооружение:  два 12.7-мм пулемета Colt-Browning M3 c 80 патронами на пулемет.
 Боевая нагрузка - 300 кг на 2 узлах подвески
 2 150-,100-,50- кг бомбы или  2 ПУ 5х127-мм НУР или 2 ПУ 4х55-мм НУР.


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Прототип G-2
 G-2A ВВС Югославии (c) Robert Harrington
 G-2A ВВС Югославии
 G-2A ВВС Югославии (c) Mitrovic Uros
 G-2A ВВС Югославии (c) Aleksandar Radic
  G-2A ВВС Югославии (c) Nenad Miklusev
 Приборная панель G-2A (c) Nenad Miklusev

  Схемы:

 G-2A

  Варианты окраски:

 G-2A ВВС Югославии (c) Nenad Miklusev

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Сергей Колов. Авиационная промышленность Югославии
YASIG (Yugoslav Aviation SIG). SOKO G-2 Galeb
Milan Jovanovic. Yugoslavia Aviation Industry
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database
Donald D. The Complete Encyclopedia of World Aircraft
Nemecek V. Vojenska letadla


Уголок неба. 2012 



 

  Реклама: