В 1957-м ВВС выдали задание на постройку новой двухместной реактивной многоцелевой машины. Согласно требованиям военных, члены экипажа сидели друг за другом, а самолётдолжен был иметь возможность эксплуатации с грунтовых аэродромов. Машину планировали оснастить полным комплексом вооружения и, помимо учебной, использовать в качестве лёгкого штурмовика и разведчика.
Работу над проектом с английским ТРД "Вайпер II" Мк.22-6 (тяга 1134кгс) завершили в Техническом институте в 1959-м. В июле 1961-го новый самолёт, получивший имя "Galeb"
("Чайка"), поднял в воздух Любомир Зекавица. Машина получилась лёгкой в управлении, а испытательная программа показала, что "Чайка" практически по всем параметрам удовлетворяет требованиям военных. В
1963 году югославский самолёт с успехом дебютировал на салоне в Ле Бурже, а на заводе "Soko" стали готовить его серийный выпуск. В серию пошёл доработанный вариант "Галеб 2" с усиленным шасси (для
эксплуатации с грунта) и английским катапультным креслом фирмы "Фолланд". Первые двигатели "Вайпер" также поначалу импортировали из Великобритании, планируя в дальнейшем развернуть их лицензионный
выпуск.
Первые серийные "Галеб 2" поступили в ВВС к концу 1964-го, а конструкторы Технического института разработали к тому времени ещё и одноместный боевой вариант "Чайки",
необходимый для замены устаревших F-84G "Тандерджет", полученных из США в 1953-м. В дальнейшем парк "Тандерджетов" с красными звёздами в синем круге вырос ещё на 50 самолётов, за счёт машин,
поступивших из Греции. Одноместный брат "Чайки" получил грозное имя "Ястреб" и отличался гермокабиной, усиленной конструкцией и более мощным ТРД "Вайпер 531" тягой 1361 кгс. Первые предсерийные
"Ястребы" появились в 1968-м и выпускались в двух модификациях - штурмовика J-1 и разведчика RJ-1. В дальнейшем появилась и двухместная версия TJ-1, выпущенная небольшой серией, в основном, для
отработки лётчиками стрельбы из всех видов оружия.
В августе 1970-го облетали учебный "Галеб 3" с двигателем "Вайпер 532" тягой 1540 кгс, но до серии дело не дошло. В том же году новым югославским самолётом
заинтересовались зарубежные покупатели. Первым импортером стала Замбия, приобретя поначалу шесть "Галебов" G-2A, а затем шесть "Ястребов" - четыре J-1E и два RJ-1E. Довольно крупный контракт подписала
Ливия, заказав 70 "Галеб" G-2AE и получив последний из них в 1983-м. Заказы "Галебов" и "Ястребов" для ВВС Югославии и экспорта надолго обеспечили работой цеха завода "Soko". Но ещё перед серийным
выпуском этих машин, со стапелей сошла небольшая партия лёгких штурмовиков "Крагуй" (житель Крагуеваца, небольшого городка рядом с заводом). "Крагуй" представлял собой небольшой одноместный моноплан с
поршневым двигателем "Лайкоминг" GSO-480-B1A6, способный поднимать пару бомб по 100 кг или кассеты с НУРСами.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
G-2 |
Размах крыла, м |
10.47 |
Длина самолета,м |
10.34 |
Высота самолета,м |
3.28 |
Площадь крыла,м2 |
19.43 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2620 |
нормальная взлетная |
3488 |
максимальная взлетная |
4300 |
Топливо, кг |
|
внутренние топливо |
780 |
накрылевые баки |
340 |
Тип двигателя |
1 ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper ASV.11 Mk. 22-6 |
Тяга нефорсированная, кН |
11.12 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте 6200 м |
812 |
на уровне моря |
756 |
Крейсерская скорость, км/ч |
730 |
Практическая дальность, км |
1242 |
Продолжительность полета, ч.мин |
2.30 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1370 |
Практический потолок, м |
12000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два 12.7-мм
пулемета Colt-Browning M3 c 80 патронами на пулемет. Боевая нагрузка - 300 кг на 2 узлах подвески 2 150-,100-,50- кг бомбы или 2 ПУ 5х127-мм НУР или 2 ПУ 4х55-мм НУР. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2012
|