Накопив опыт совместной постройки сложного боевого самолёта, Югославия и Румыния при создании многоцелевой учебной машины нового поколения пошли каждая по своему пути. Тем не менее, югославский "Super Galeb G-4" и румынский IAR-99 получились очень похожими как внешне, так и по характеристикам. "Галеб 4" предназначался для
замены устаревшим "Галеб 2" и "Ястреб" и существенно отличался от них, оставив предыдущее название лишь как дань традиции. В дальнейшем, чтобы не возникало сомнений в значительно лучших
характеристиках новой "Чайки", по сравнению с предыдущим семейством, их назвали "Супер Галеб". Это был вполне современный многоцелевой самолёт, способный составить конкуренцию новейшим западным
машинам такого же класса - английскому "Хоуку" и немецко-французскому "Альфа Джет". С двигателем "Вайпер" 632-46 (тяга 1814 кгс) первый прототип "четвёрки" впервые взлетел в июле 1978-го, а в декабре 1979-го присоединилась к испытаниям и вторая опытная машина. Бортовая
радиоэлектроника G-4 включает дальномерное оборудование, радиоальтиметр, радиокомпас, УКВ-радиосвязь, высокочастотную всенаправленную систему навигации и посадки. Хотя этот самолет всего на 25%
тяжелее G-2A, его грузоподъемность существенно выше. После испытательной программы и необходимых доработок "Галеб 4" с 1982-го пошёл в серию, выпускаясь одновременно с "Орао 2". Подумывали и о разработке одноместной чисто боевой версии самолёта, но
до выпуска дело не дошло. ВВС Югославии сделали фирме SOCO крупный заказ на эти
машины, однако распад страны привел к прекращению
производства самолетов. Всего до 1989 года
было построенно 132 самолета, из которых 6
продано Бирме. В 1994 году четыре G-4 Super Galeb были сбиты американскими истребителя F-16, еще столько же этих самолетов было сбито в марте-апреле 1999 года.
Создание "Орао" и "Супер Галеб" наглядно показывает высокий профессиональный уровень югославских конструкторов и возможности отечественной авиапромышленности.
С 1990 года югославские специалисты проводили работы по модернизации
самолета до G-4M Super Galeb, а именно
улучшение электронного оборудования навигации и
управления оружием, системы улучшения
функциональности в условиях обледенения,
расширенние возможности применения оружия в том
числе - УР ближнего действия Р-60 (AA-8 'Aphid') и Р-73 (AA-11
'Archer'), и Х-23 (AS-7 'Kerry') и ПКР AS-9 'Kyle'.
Серийное производство "Супер Галебов" прекращено в 1989 году. Всего
построено 132 самолета. Шесть машин этого типа в 1991 году проданы Бирме.
G-4 использовался в гражданской войне в Югославии
в качестве легкого штурмовика или разведчика. В1994 году четыре самолета
G-4 сбито истребителями ВВС США F-16C.
Конструкция.
Самолет G-4 выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным стреловидным крылом, имеющим небольшой корневой наплыв.
Летчики размещаются в катапультных креслах Мартин-Бейкер Mk.10Y.
Силовая установка. Самолет оснащен одним ТРД Роллс-Ройс
"Вайпер" Мк.632-46 (c максимальной тягой
1800 кгс), выпускавшимся в Югославии по лицензии.
Оборудование. Стандартное приборное оборудование. Центральная гировертикаль,
оптический прицел, система оповещения о радиолокационом облучении. Под фюзеляжем
может подвешиваться контейнер с разведывательной аппаратурой (фотокамеры, ИК-системы линейного сканирования, система подсветки при ночном фотографировании
и другое оборудование).
Вооружение. Подфюзеляжный контейнер с 23-мм пушкой ГШ-23 (200 патронов). На
четырех подкрыльевых узлах подвески - бомбы массой до 500 кг, НАР. Самолет G-4M
предполагалось оснастить УР класса "воздух-воздух" с ТГС Р-60 на концах крыла, а
также двумя ракетами класса "воздух-поверхность" AGM-65B "Мейврик".
Модификации
: |
|
|
G-4PPP |
опытная модификация. |
G-4 |
серийный УБС. |
G-4M |
УБС с усовершенствованным БРЭО (проект). |
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
G-4 |
Размах крыла, м |
9.88 |
Длина самолета,м |
12.25 |
Высота самолета,м |
4.30 |
Площадь крыла,м2 |
19.50 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
3250 |
нормальная взлетная |
6110 |
максимальная взлетная |
6330 |
Топливо, л |
|
внутренние топливо |
1307 |
ПТБ |
575 ( 2 х 368.5 л ) |
Тип двигателя |
1 ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper Mk.623-46 |
Тяга нефорсированная, кН |
1
х 17.79 |
Максимальная скорость, км/ч |
921 |
Крейсерская скорость, км/ч |
845 |
Практическая дальность, км |
2500 |
Боевой радиус действия, км |
390-1900 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1860 |
Практический потолок, м |
12850 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
одна 23-мм двуствольная пушка ГШ-23Л с 200 патронами. Боевая нагрузка - 1280 кг на 4 узлах подвески 4x 250-кг бомбы или 4x 150-кг кассетные бомбы, или 4x 120-кг кассетные фрагментарные бомбы или 32 (4х8) 16-кг фрагментарные бомбы С-8-16, или 4x 150-л напалмовые баки, или 4 миномета KPT-150 c 40 противопехотными или 54 противотанковыми минами, или 4 ПУ VRZ-127 4x127-мм или 4 ПУ L57-16MD 16x55-мм, или 4 ПУ L-128-04 4х128-мм или 4 ПУ L57 12x55-мм или 4 ПУ 2х127-мм HVAR НУР. Контейнеры КМ-3 с 12.7-мм пулеметом. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|