В 1964 году штаб британских ВВС подготовил требования к новому
учебно-тренировочному самолету (Air Staff Target 362), который должен был
заменить состоявшие на вооружении Hawker Siddeley Gnat. Однако было найдено лишь
временное решение проблемы в виде двухместной модификации сверхзвукового SEPECAT
Jaguar, и только в 1968 году компания "Hawker Siddeley" приступила к
проектированию перспективного учебно-тренировочного самолета, имевшего
дозвуковую скорость полета и получившего рабочее обозначение Р.1182 (затем
HS.1182). Окончательно тактико-технические требования к перспективному самолету
были утверждены в январе 1970 года (спецификация AST 397), причем уже
предусматривалось, что он будет использоваться не только для подготовки
летчиков, но и в качестве легкого штурмовика.
1 октября 1971 года британские ВВС выбрали проект компании "Hawker Siddeley" как
наиболее соответствующий этим требованиям, а 2 марта 1972 года был выдан первый
контракт на поставку 175 самолетов. Прототипы или предсерийные машины не
строились, а первый серийный самолет, Hawker Siddeley Hawk T.Mk 1, поднялся в
воздух 21 августа 1974 года.
Новый учебно-боевой самолет (УБС) представлял собой двухместный моноплан с
низкорасположенным крылом небольшой стреловидности (26° по передней кромке), с
однокилевым хвостовым оперением с управляемым стабилизатором и трехстоечным
шасси с передней стойкой. В качестве силовой установки был выбран один
турбореактивный двигатель Rolls-Royce/Turbomeca Adour Mk 151-01 тягой 23,13 кН.
Кабина была расположена в передней части фюзеляжа и оснащалась катапультными
креслами модели Martin-Baker Mk 10В класса "0-0". Расположение членов экипажа -
по схеме тандем: впереди - курсант, за ним, несколько выше, - инструктор.
Максимальная эксплуатационная перегрузка -4/+9 g.
Крыло самолета было оснащено двухщелевыми закрылками, обеспечившими хорошую
управляемость на малых скоростях полета, а в интегральном крыльевом топливном
баке размещалось 836 л топлива. В варианте учебно-боевого самолета Hawk имеет
один подфюзеляжный и два подкрыльевых узла подвески, а в варианте легкого
штурмовика - пять внешних узлов подвески (подфюзеляжный и четыре подкрыльевых).
В центральной части фюзеляжа располагается второй топливный бак емкостью 823 л,
а по бокам находятся два воздухозаборника двигателя.
Hawk T.Mk 1 начал поступать на вооружение британских ВВС в апреле 1976 года,
первой новый самолет получила 4-я летная школа на авиабазе Вэлли. Переход на
учебно-боевой самолет Hawk позволил сэкономить 10 ч в курсе усовершенствованной
летной подготовки, поскольку на новой машине можно было также обучать летчиков и
применению авиационного вооружения, что раньше возлагалось на самолеты Hawker
Hunter. Поставки по первому контракту были завершены в конце 1976 года (по
некоторым данным было поставлено 176 самолетов). В апреле 1977 года компания
"Hawker Siddeley" вошла в состав "British Aerospace" (ВАе), которая после
слияния с компанией "Marconi Electronic Systems" в ноябре 1999 года стала
именоваться "ВАе Systems".
В январе 1983 года Министерство обороны Великобритании заключило контракт на
модернизацию 89 самолетов Hawk T.Mk 1 по стандарту Hawk T.Mk 1А, в результате
чего самолет получил возможность нести на подкрыльевых узлах подвески две УР
класса "воздух-воздух" AIM-9L Sidewinder и один пушечный контейнер с 30-мм
пушкой на центральном, подфюзеляжном, узле подвески. Программа модернизации была
завершена в мае 1986 года, после чего данные самолеты стали использоваться еще и
как легкие истребители, применяемые в системе ПВО авиабаз для перехвата
воздушных целей на малых высотах и в простых метеорологических условиях. Часть
самолетов Hawk T.Mk 1 была позже модернизирована в вариант Hawk T.Mk 1W, из
которых часть, в свою очередь, была дооборудована в вариант Hawk T.Mk 1FTS (у
последних имелось только два подкрыльевых узла подвески, а подфюзеляжный - был
удален).
Для поставки на экспорт была разработана базовая модификация Hawk Mk 50, первым
заказчиком стала Финляндия, получившая с декабря 1977 года 50 самолетов Hawk Mk
51 (четыре были построены в Великобритании, а остальные - финской компанией
"Valmet"). В декабре 1990 года Финляндия разместила заказ еще на семь самолетов
в варианте Hawk Mk 51А. В течение 1978 года Кения и Индонезия приобрели
соответственно 12 самолетов Hawk Mk 52 и 20 Hawk Mk 53.
Следующей экспортной модификацией стал Hawk Mk 60, оснащенный более мощным
двигателем Adour Mk 861 тягой 25,35 кН и отличавшийся аэродинамическими гребнями
на верхней поверхности крыла и четырехпозиционными закрылками, что обеспечило
лучшие взлетно-посадочные характеристики. На этих машинах также были установлены
усовершенствованные стойки шасси, усиленные колеса и адаптивная антиюзовая
автоматика.
С июля 1982 года самолеты данной серии были проданы Зимбабве (восемь Hawk Mk 60
и позже еще пять Hawk Mk 60А), ОАЭ (эмират Дубай - девять Hawk Mk 61, эмират
Абу-Даби -16 самолетов Hawk Mk 63, из которых 15 затем были модернизированы до
стандарта Hawk Mk 63A, а также четыре Hawk Mk 63C), Кувейту (12 Hawk Mk 64),
Саудовской Аравии (30 Hawk Mk 65), Швейцарии (20 Hawk Mk 66, из которых 19 были
собраны компанией "F+W"), а также Южной Корее (20 самолетов Hawk Mk 67 с
радиолокационным дальномером и возможностью управления разворотом колеса
передней стойки шасси).
Конструкция самолета
Самолет Хок представляет собой
двухместный моноплан с низкорасположенным
крылом небольшой стреловидности (26° по передней
кромке), однокилевым хвостовым оперением с
управляемым стабилизатором и трехстоечным шасси
с передней стойкой.
Кабина находится в передней части фюзеляжа.
Здесь установлены катапультируемые кресла Мк.10В
класса "0-0", позволяющие
катапультироваться с высоты полета 0 м и выше и
при скорости 0 км/час и выше.
На предусмотренных для поставки ВВС
Великобритании 175 самолетах Hawk Мк.1
устанавливались турбореактивные двигатели
"Адур" модификации Мк.151 с тягой на
максимальном взлетном режиме 2360 кгс. Топливо
размещается в двух внутренних баках: фюзеляжном
и крыльевом интегральном. Общий запас топлива
составляет 1700 л. Кроме того, предусмотрена
возможность подвески двух дополнительных
топливных баков емкостью по 445 л под каждой
консолью крыла.
Бортовое радиоэлектронное оборудование
включает аппаратуру радионавигационной системы
ТАКАН, KB и УКВ радиостанции, приборы
курсоглиссадной системы посадки и
радиолокационного опознавания.
В учебно-боевом варианте Мk.1 самолет
имеет три наружных узла подвески, на которых
может размещаться пушечная установка с 30-мм
авиапушкой "Аден" и боезапасом 120 патронов
(на подфюзеляжном узле) и две пусковые установки
с неуправляемыми ракетами или практические
бомбы (на 2-х подкрыльевых пилонах).
В варианте легкого штурмовика Mk.1A,
которые составляют половину из заказанных ВВС
Великобритании, имеется пять наружных узлов
подвески (один подфюзеляжный и два под каждой
консолью крыла), на которых может располагаться
боевая нагрузка (пушечная установка, пусковые
установки неуправляемых ракет, бомбы и баки с
напалмом) общим весом до 2570 кг. При использовании
самолета в качестве истребителя ПВО на внешних
узлах подвешиваются две управляемые ракеты
Sidewinder класса "воздух-воздух".
Для поставки в другие страны выпускались
пятидесятая и шестидесятая серии самолета
Hawk. Самолеты пятидесятой серии
аналогичны Mk.IA, они поставлялись в Финляндию (Мк.51),
Кению (Мк.52), Индонезию (Мк.53).
Самолеты шестидесятой серии имеют по сравнению с
пятидесятой серией на 17 %о большую взлетную
массу, на них установлен более мощный двигатель
"Адур" Мк.861 с тягой 2590 кгс, за счет чего максимальная скорость
повышена до 1037 км/час, а практический потолок
составил 15250 м. На самолетах этой серии
установлено бортовое прицельное оборудование,
позволяющее применять управляемые ракеты Sidewinder и Magic класса "воздух -
воздух".