Первым самолетом, поступившим в серийное производство после того, как в
октябре 1964 года компания была реформирована и переименована в "Hindustan
Aeronautics Ltd", стал HJT-16 Kiran - самолет, созданный под требования ВВС
Индии на невооруженный учебно-тренировочный самолет базовой летной подготовки.
За основу при проектировании нового самолета был взят Hunting (Percival) Jet
Provost, отличительными особенностями индийской машины стали использование более
современных катапультных кресел и герметизированная кабина.
Работы над самолетом были начаты в 1959 году, детальное проектирование - в 1961
году. Первый прототип поднялся в воздух только 4 сентября 1964 года. Самолет был
создан под индийский двигатель HJE-2500 с расчетной тягой 11,12 кН, но данный
двигатель так никогда и не был передан в серийное производство, поэтому на
самолет установили производившийся в Индии двигатель HAL (Bristol Siddeley/Armstrong
Siddeley) Viper - это еще больше придало сходство самолету Kiran с Jet Provost.
Предсерийную партию из 24 самолетов Kiran Mk 1 начали передавать заказчику в
марте 1968 года, после чего было начато серийное производство самолета - всего
были выпущены 118 машин Kiran Mk 1, оснащенных турбореактивными двигателями
Viper ASV.11 Mk 200 тягой 11,12 кН.
Kiran Mk 1 был сразу же взят за основу для создания учебно-боевого самолета и
легкого штурмовика. Первой модификацией самолета стала машина Kiran Mk 1A,
которая могла нести на двух подкрыльевых пилонах вооружение массой до 450 кг.
Всего было выпущено 72 самолета.
До конца 1960-х годов стало ясно, что возможности базового Kiran можно еще
повысить за счет установки более мощного двигателя и современной авионики, -
данная программа была начата в сентябре 1972 года.
Отличительными особенностями Kiran Mk 2 стали более мощный турбореактивный
двигатель Orpheus, обеспечивавший большую скорость и больший практический
потолок. Кроме того, самолет мог нести увеличенный набор вооружения, включая
встроенные пулеметы и авиационные средства поражения на четырех узлах подвески
под крылом. Согласно расчетам специалистов HAL, самолет Kiran Mk 2 должен был
поступить на вооружение в 1976 году, но этого не произошло. Первый из двух
прототипов поднялся в воздух только в июле 1976 года, поэтому ВВС Индии заказали
учебно-боевой самолет PZL-Mielec TS-11 Iskra.
ВВС Индии вначале отказались от Kiran Mk 2 из-за его плохих летных характеристик
для полетов ночью и недостаточного радиуса действия, но в марте 1983 года
самолет все же было решено принять на вооружение. Kiran Mk 2 поступил на
вооружение в апреле 1985 года, до марта 1989 года заказчику были переданы 103
самолета. Планируется, что Kiran останется в строю минимум до 2015 года, когда
ему на смену должен прийти HJT-36 Intermediate Jet Trainer.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
HJT-16 |
Размах крыла, м |
10.70 |
Длина самолета,м |
10.60 |
Высота самолета,м |
3.635 |
Площадь крыла,м2 |
19.00 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2995 |
нормальная взлетная |
4250 |
максимальная взлетная |
5000 |
Топливо |
|
внутренние топливо, кг |
1775 |
ПТБ, л |
2 х 227.3 |
Тип двигателя |
1 ТРД HAL(Rolls-Royce) Orpheus BOr.2 Mk.701-01 |
Тяга нефорсированная, кН |
1 x 18.68 |
Максимальная скорость, км/ч |
|
на высоте |
780 |
на уровне моря |
672 |
Крейсерская скорость, км/ч |
621 |
Боевой радиус действия, км |
735 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1600 |
Практический потолок, м |
12000 |
Экипаж, чел |
2 |
Вооружение: |
два 7.62-мм пулемета FN MAG с 150 патронами на пулемет Боевая нагрузка - 1000 кг на 4 узлах подвески 4 250- или 227-кг бомбы или 2 контейнера HAL с 2 7.62-мм пулеметами, или 4 ПУ 18х68-мм НУР. |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2013
|