Польша, традиционно оснащающая свою авиацию собственными
учебно-тренировочными самолетами (в отличие от других стран Варшавского
договора, ориентирующихся, преимущественно, на чехословацкие УТС), в 1977 году
приступила к исследованию облика учебно-боевого самолета нового поколения
углубленной подготовки, предназначенного для замены УБС "Искра". В 1980 году ВВС
Польши выдали тактико-техническое задание на новый самолет, получивший
обозначение "Искра-22", а в дальнейшем названный "Ирида". По основным
характеристикам и аэродинамической компоновке машина должна была приближаться к УТС
"Альфа Джет".
Работы над новым самолетом первоначально велись в Варшаве по под руководством
главного конструктора А. Барона (Alfred Вагон), которого в 1987 году сменил
доктор В. Гнаровский (W.Gnarozvski).
В 1982 году на авиационном заводе в городе Мелец началась постройка опытной
серии - пяти самолетов с ТРД PZL-5. Первый самолет был выкачен из ворот
сборочного цеха в 1983 году. 3 марта 1985 года он впервые поднялся в воздух
(этот самолет потерпел катастрофу 31 января 1987 года). Летные испытания
остальных четырех машин опытной серии начались 26 июня 1988 года, 13 мая и 22
октября 1989 года, а также 4 июля 1991 года. Кроме того, в 1990 году был
построен планер для статиспытаний. Программа летных испытаний завершилась в
марте 1992 года, было выполнено 1040 полетов и налетано около 900 часов. 14
апреля того же года закончились и статиспытания.
На авиационном шоу в Познани в сентябре 1991 года было официально объявлено о
закупке ВВС Польши первой партии из девяти самолетов. Серийный
учебно-тренировочный самолет I-22 с ТРД PZL-5
совершил первый полет 5 мая 1992 года. В 1992-1994 гг. восемь предсерийных
самолетов передали военно-воздушным силам, а один
направили для проведения статиспытаний.
Эксплуатация опытных и предсерийных самолетов показала, что тяга двигателя
PZL-5 (1100 кг) недостаточна. Рассматривался вариант отказа от дальнейших
закупок самолетов "Ирида" и приобретения в Германии 36 снятых с вооружения УБС "Альфа Джет". Однако в 1995 году было принято решение о переоснащении с 1996
года всех выпущенных машин 1-22 более мощными двигателями К-15 (1500 кгс). Кроме
того, на самолеты было решено установить катапультные кресла фирмы "Мартин-Бейкер" и западную авионику.
К работе над вариантом "Ириды" с более мощными двигателями приступили еще в
начале 1990-х годов (первоначально модернизированная машина имела обозначение
М-92). Четвертый опытный самолет I-22 переоснастили
новыми польскими двигателями К-15 (модернизированная машина, переименованная в
М-93К, поднялась в воздух 22 декабря 1992 года), а пятый прототип (названный
M-93V) оснастили английскими двигателями Роллс-Ройс "Вайпер"
545 (его летные испытания начались 25 апреля 1994 года). В дальнейшем
первый опытный М-93К был оснащен комплектом бортового приборного оборудования
SAGEM Maestro. Самолет, переименованный в M-93S, совершил первый полет 24 мая
1994 года. Однако, в октябре 1995 года для установки на серийных машинах была
выбрана авионика фирмы "Секстан".
Контракт на поставку самолетов М-93К был выдан 26 апреля 1996 года. До начала
1996 года польские ВВС получили восемь самолетов этого типа (вместе с первым
опытным М-93К, переоборудованным из 1-22). В 1996 году последовал очередной
заказ на шесть серийных самолетов. В том же году к испытаниям М-93К приступили и
польские ВМС. Морской вариант самолета, М-93М, предполагается использовать для
разведки над водами Балтики и атаки надводных целей. Для ВВС предложен, также,
разведывательный вариант M-93R с фоторазведывательным оборудованием в фюзеляже и
контейнерах на внешней подвеске.
В 1997 году планируется начать летные испытания экспериментального самолета
М-96 с рядом аэродинамических усовершенствований.
Дальнейшая эволюция самолета "Ирида" продолжается в направлении создания
боевых модификаций. В середине 1990-х годов был предложен ряд многоцелевых
боевых вариантов самолета М-93К, в частности, учебно-боевой М-95Т с усиленным
вооружением, разведчик M-95R (дальнейшее развитие проекта M-93R), морской
разведчик и ударный самолет М-95М (развитие М-93М), а также усовершенствованный
УБС М-95MS с боевыми возможностями, приближающимися к возможностям самолета "Хоук"200.
По сравнению с М-93 самолеты семейства М-95 должны были иметь новое крыло
увеличенного размаха со сверхкритическим профилем (стреловидность по 1/4 линии
хорд 20град. ). Двигательные отсеки самолета позволяют оснащать М-95 ТРДД различного
типа (К-15, Роллс-Ройс "Вайпер"545, 632 или 680, а также SNECMA "Ларзак"04-V3,
Роллс-Ройс/Турбомека "Адур" или Поважче Строярне DV-2). В состав БРЭО
предполагалось включить навигационно-прицельную систему, а также средства РЭБ.
Вооружение должно было состоять из 23-мм пушки ГШ-23Л или нового орудия калибром
30 мм, размещенных в подфюзеляжном конформном контейнере. На шести узлах внешней
подвески предполагалось разместить УР класса "воздух-поверхность" и "воздух-воздух", КАБ, контейнеры с навигационно-прицельной оптоэлектронной
аппаратурой, а также другое оборудование и вооружение. Информации о постройке
или заказах на самолеты семейства М-95 не имеется.
Дальнейшим развитием М-95 стали одноместный штурмовик M-97S и двухместный
многоцелевой M-97MS. В отличие от М-95 для этих самолетов было разработано новое
крыло несколько увеличенного размаха, на концевых частях которого предполагалось
разместить АПУ ракет класса "воздух-воздух".
В1994 году начались работы по созданию наиболее мощной ударной модификации
"Ириды" - одноместного штурмовика М-99 "Оркан" ("Орел"), в конструкции которого
реализованы основные технические усовершенствования, сделанные в ходе работ над
проектами М-95 и М-97.
Самолет "Оркан" разрабатывался в рамках своеобразного конкурса со значительно
более передовыми и "рискованными" программами польских штурмовиков "Кобра"2000 и
"Скорпион". По сравнению со своими конкурентами программа М-99 являлась
значительно более простой, дешевой и технически осуществимой в относительно
короткий срок. Это, безусловно, и определило предпочтение, оказываемое ей ВВС
Польши.
Самолет имеет несколько измененные мотогондолы и более высокое шасси. В
конструкции планера должны найти ограниченное применение композиционные
материалы. В двигательных отсеках частично использованы титановые сплавы.
Рассматриваются варианты М-99А с англо-французскими ТРДД
"Адур"Мк.871, а также М-99S и M-99SM со словацкими DV-2 (последняя модификация должна иметь
усовершенствованное БРЭО и вооружение). Предполагается, что серийное
производство "Орканов" может начаться в первой половине следующего десятилетия.
Конструкция.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным
крылом. Планер выполнен, в основном, из алюминиевых сплавов при незначительном
использовании углепластиков. Конструкция самолета имеет повышенную боевую
живучесть и улучшенную ремонтопригодность. Назначенный ресурс планера - 2500
часов (10000 взлетов/посадок).
Двухлонжеронное крыло самолетов I-22 и М-93 со
стреловидностью 14,5град. по 1/4 линии хорд образовано ламинарными профилями NASA
64A-010 (в корне) и NASA 64A-210 (на концах). Односекционные щелевые закрылки
занимают приблизительно 2/3 размаха крыла. При взлете и посадке они отклоняются
на угол 25град. . Элероны и закрылки имеют гидравлический привод.
В герметизированной кабине, снабженной системой кондиционирования,
установлены катапультные кресла Мартин-Бейкер PL10LR. Заднее кресло установлено
с превышением 400 мм над передним, что улучшает обзор "вперед-вниз" из второй
кабины.
Шасси - трехопорное, с носовым колесом. Убирается в фюзеляж. Все опоры -
одноколесные. На основных стойках - колеса с пневматиками низкого давления
размером 670 х 210 мм, на носовой 430 х 170 мм.
Носовая стойка-управляемая (угол отклонения
+/- 45град. ).
В хвостовой части фюзеляжа размещается тормозной парашют площадью 15 м2.
Силовая установка. На самолете 1-22 установлено два ТРД PZL-5 (SO-3W22, 2 х
1100 кгс). Самолет М-93 оснащен ТРД К-15 (2 х 1500 кгс). На новых модификациях
самолета возможна установка ТРДД Роллс-Ройс "Вайпер"535 (2 х 1450 кгс).
Самолет М-99А предполагается оснастить ТРДД Роллс-Ройс/ Турбомека
"Адур" Мк.871
(2 х х 2410 кгс), a M-99S и M-99SA - двигателями Поважче Строярне DV-2 (2 х 2200
кгс).
Целевое оборудование. На самолете М-93 установлена инерци-альная
навигационная система Секстант "ToTeM"RLG, интегрированная с приемником
спутниковой навигации, а также польское радионавигационное оборудование.
Самолеты 1-22 и М-93К оснащены гироскопическим оптическим прицелом АСП-ПФД-122 и
обычными электромеханическими приборами. В носовой части фюзеляжа установлен
кинофото-пулемет S-13-100.
Самолеты более позднего выпуска предполагается оснастить ИЛС фирмы
"Секстант", а также индикаторами на жидких кристаллах Секстант SMD54.
Имеется система оповещения о радиолокационном
облучении СПО-1.
Самолеты М-95, М-97 и М-99 оснащены усовершенствованным цифровым
навигационно-прицельным оборудованием, в также кабинной индикацией с
использованием многофункциональных дисплеев на жидких кристаллах.
Вооружение. Под фюзеляжем самолета М-93К может размещаться контейнер с
двухствольной пушкой ГШ-23Л (23 мм, 200 снарядов). Самолет М-99 предполагается
оснастить встроенной 30-мм пушкой. На четырех (на М-95, М-97 и М-99 - на шести)
подкры-льевых узлах внешней подвески могут размещаться свободнопадающие бомбы
калибром 50,100, 250 или 500 кг (боеприпасы массой 50 и 100 кг могут размещаться
на многозамковых держателях), РБК ZK-300 "Казино", НАР С-5 (57 мм) в блоках
УБ-16-57У, УБ-32А-1, "Марс-2" и "Марс-3", а также С-80 (80 мм) в блоках Б-8М,
контейнеры УПК-23-250 с 23-мм пушками, УР класса "воздух-воздух" Р-60, а также
контейнеры "Са-турн-2" и "Фобос-3" с разведывательным фотооборудовапием.
Масса боевой нагрузки самолета М-93К составляет 1800 кг. На штурмовике М-99
она увеличена до 4000 кг; предполагается дополнить двумя УР класса "воздух-
воздух" ближнего боя, размещенных на концах крыла.