В 1979 году аргентинская фирма "FAA" (Fuerza Aerea Argentina)
приступила к формированию облика легкого многоцелевого самолета, способного
решать задачи штурмовика и истребителя-бомбардировщика, а также использоваться
для углубленной подготовки летчиков истребительной авиации. К участию в
программе была привлечена германская фирма "Дорнье", совместно с которой к началу 1980 года
было разработано семь альтернативных вариантов новой машины, в дальнейшем
получившей название Pampa. В 1981 году началась постройка трех опытных
самолетов, а также двух планеров для проведения статических испытаний (фирма "Дорнье"
изготавливала для прототипов крыло и хвостовое оперение).
Первый самолет,
имевший "рабочее" обозначение ЕХ-01, поднялся в воздух в октябре 1987 года, а в
апреле 1988 года все три прототипа уже проходили летные испытания в IV бригаде
ВВС Аргентины на аэродроме в г. Мендоза. Еще до начала летных испытаний ВВС
Аргентины была заказана серия из 18 самолетов IA 63 Pampa, которые в 1995 году
начали поступать на вооружение 2-й истребительно-бомбардировочной эскадрильи 4-й
бригады, также дислоцированной в Мендозе. Стоимость программы Pampa для ВВС
Аргентины составила 190 млн. долл. при цене одного самолета 3,5 млн долл. Фирма
"FAA" планировала построить еще 46 самолетов, предназначенных для поставок на
экспорт (заинтересованность в этой машине уже проявили ВВС Израиля, Канады и
Мексики), однако к концу 1996 г. заказов не поступило и производство самолетов
было прекращено.
Pampa участвовала и в конкурсе прототипов перспективного
учебно-тренировочного самолета JPATS для ВВС и ВМС США. Модификация "Пампа 2000 Интернейшнл",
созданная совместно с американскими фирмами "Воут" и "Лоралл" в
соответствии с требованиями ВВС и ВМС США, имела двигатель TFE731-2-2B и авионику
фирмы "Бендикс/Кинг". В этот вариант был переоборудован второй опытный
самолет (ЕХ-02). Однако 31 августа 1992 года машина была потеряна во время
выполнения показательного полета в Великобритании. В1992 году был построен еще
один "американизированный" самолет, направленный в США для участия в конкурсных
испытаниях, но в ноябре 1994 года Пентагон предпочел швейцарский УТС "Пилатус" и
"Пампа 2000 Интернейшнл" оказался невостребованным.
Велись проектные работы и над
палубным вариантом самолета Pampa, предназначенным для подготовки летчиков ВМС
Аргентины. Однако высокая стоимость создания новой модификации привела к
прекращению работ. В 1997 г. было анонсировано начало программы создания
усовершенствованного варианта самолета — Pampa NG (New-Generation),
предназначенного как для ВВС, так и для флота. Рассматривалось два варианта
этого самолета — Pampa NGA (УТС углубленной подготовки) и PampaNGB (легкий
штурмовик с более мощным двигателем). Оба самолета предполагалось оснастить
системой спутниковой навигации, ИЛС (в передней кабине), рычагами управления,
выполненными в соответствии с концепцией HOTAS, а также цифровым вычислителем
системы управления вооружением. Кроме того, штурмовик Pampa NGB должен был иметь
новое информационно управляющее поле кабины (с использованием
многофункциональных дисплеев), лазерный дальномер и систему выброса ИК-ловушек.
Вооружение самолета Pampa NGB предполагалось разместить на семи точках внешней
подвески (на центральном узле - до 450 кг, а на подкрыльевых - по 300 и по 170
кг). В состав вооружения, кроме неуправляемых средств поражения, должны были
входить УР класса "воздух-поверхность" и противокорабельные ракеты (до двух
единиц).
Однако экономическое
положение Аргентины не позволяет до настоящего времени развернуть
полномасштабные работы по модернизации самолета. В 2000 ф.г. средств на
финансирование программы Pampa NG не выделялось. По состоянию на начало
2000 г. в 1-й истребительно-бомбардировочной эскадрилье 4-й воздушной
бригады (авиабаза Мендоза) имелось 13 самолетов IA 63 Pampa. Программа
боевой подготовки эскадрильи была ориентирована участие в
противопартизанских действиях. Интересно отметить тот факт, что 2-я (учебно-тренировочная)
эскадрилья бригады, также размещенная на Мендозе, оснащена восемью
российскими самолетами Су-29.
Модификация АТ-63 Pampa
создана аргентино-американской компанией LMAASA (Lockheed Martin
Aircraft Argentina Sociedad Anonima) в Кордобе. В этом году первые 12
"Памп", эксплуатируемых ВВС Аргентины, должны пройти доработку в вариант
АТ-63. Две из них уже готовы. Во второй половине года Аргентина
планирует построить 12 новых АТ-63 - часть для собственных ВВС, а другие
- для возможных будущих зарубежных заказчиков. Ожидается также заказ на
восемь таких машин от авиации ВМС Аргентины. В ходе FIDAE 2006
ознакомительный полет на АТ-63 выполнил главнокомандующий ВВС Чили
генерал Освальдо Сарабиа (Osvaldo Sarabia).
Модернизированный
учебно-боевой самолет АТ-63 Pampa получил новое оборудование, в т.ч.
многофункциональные индикаторы в кабине экипажа. Другие опции включают
применение новой модификации двигателя с повышенной тягой и подвесных
топливных баков под крылом. Самолет может также оснащаться РЛС AN/APG-67(V)4
- такой же, как та, что устанавливается на корейско-американском
самолете повышенной подготовки Т-50.
Конструкция.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с высокорасположенным
прямым крылом. Планер изготовлен из алюминиевых сплавов.
Двухлонжеронное крыло имеет отрицательное поперечное V=3°. Относительная
толщина хорды - 14,5% в коневой части крыла и 12,5% - в концевой. В центроплане
размещен интегральный топливный бак. Элероны имеют гидравлический привод.
Крыльевая механизация включает односекционный закрылок.
Фюзеляж - типа полумонокок. По его бокам расположено два воздухозаборника,
обечайки которых снабжены тепловыми антиобледенителями. Двухуровневая кабина с
развитым остеклением, разделенная прозрачной перегородкой, обеспечивает хороший
обзор обоим членам экипажа.
Оперение размещено на хвостовой балке,
"нависающей" над соплом. Стабилизатор
- цельноповортный, с гидравлическим приводом. Руль поворота также снабжен
гидроусилителем.
Трехопорное шасси фирмы "SHL" (Израиль). Передняя опора убирается в фюзеляж
поворотом назад и снабжена колесом фирмы "Континентал". Основные опоры (на
каждой - по одному колесу Гудрич) убираются в фюзеляж. Уборка и выпуск
осуществляется посредством гидравлической системы, возможен и аварийный выпуск
под давлением веса самого шасси. Имеется тормозной парашют.
Силовая установка. Один ТРДД AS TFE731-2-2N (1 х 1600 кгс) установлен в
хвостовой части фюзеляжа. Топливная система включает крыльевой интегральный бак
емкостью 968 л и мягкий фюзеляжный бак на 418 л, обеспечивающий возможность
работы двигателя при отрицательной перегрузке в течение 10 секунд. На внешних
подкрыльевых узлах подвески могут размещаться подвесные топливные баки емкостью
по 415 л. Система заправки - централизованная, под давлением. Кроме того, на
крыле имеются две горловины, обеспечивающие заправку самотеком.
Оборудование. Имеются две автономные гидравлические системы с рабочим
давлением 207 атмосфер, питающиеся от гидронасоса, приводимого от двигателя (в
каждую систему включен гидроаккумулятор). Первая система (мощность 16 л/мин.)
обеспечивает работу поверхностей управления, воздушных тормозов, выпуск шасси и
торможение колес. Вторая система (8 л/мин.) дублирует работу поверхностей
управления, а также приводит в действие закрылки, стояночные тормоза и систему
поворота носового колеса. Самолет оснащен основным электрогенератором Лир Сиглер
400 мощностью 11,5 кВ, выполняющим, также, функцию стартера. Система
кондиционирования воздуха фирмы "Эр Рисерч" питается от второго контура
двигателя и обеспечивает давление, соответствующее высоте 1980-м на высоте 5730
м. Емкость кислородной системы - 10 л.
Самолет оснащен двумя катапультными креслами UPS S-III-S3IA63,
обеспечивающими возможность покидания самолета при нулевой скорости и высоте.
Имеются приемники радионавигационных систем VOR/ILS и TACAN, магнитный компас
и гировертикаль.
В ходе доработки самолеты оснащаются
навигационно-прицельной системой
израильского производства Элбит WDNS. Первые шесть серийных самолетов
оборудованы индикаторами на лобовом стекле аргентинского производства (в
дальнейшем предполагается дооснащёние ИЛС всех машин). В передней кабине
остальных самолетов размещен обычный гироскопический оптический прицел (возможна
установка аналогичного прицела и в задней кабине).
Вооружение. Имеется пять узлов внешней подвески. Два концевых крыльевых узла
рассчитаны на 250 кг, остальные (два подкрыльевых и центральный фюзеляжный) - на
400 кг. Под фюзеляжем в специальном контейнере может размещаться 30-мм пушка с
боекомплектом 145 снарядов или 7,62-мм пулемет. Самолет способен брать на борт
шесть бомб Мк.81 (225 кг) или две бомбы Мк.82 (450 кг).