В начале 1980-х годов авиационный институт INAv (Institutul de Aviatic), расположенный в Бухаресте, приступил к разработке реактивного учебно-боевого самолета
IAR-99 «Сойм» («Сокол»), предназначенного для
румынских ВВС. Несмотря на то, что Румыния являлась членом Варшавского договора, в области оснащения вооруженных сил боевой техникой Чаушеску проводил независимую политику, иногда идущую вразрез с
«генеральной линией» ОВД. Именно такой «белой вороной» и являлась программа нового румынского УБС, который создавался параллельно с новой модификацией чехословацкого «Альбатроса», оснащался НАТОвским
двигателем и оборудованием.
Самолет имел классическую для УБС компоновку (в известной мере повторяющую компоновку таких самолетов, как «Хоук» или MB.339) и оснащался ТРДД Роллс-Ройс «Вайпер», лицензия на производство которого
была закуплена в Великобритании.
В 1983 году модель самолета была продемонстрирована на авиационном салоне в Париже, в том же году на авиастроительном заводе в г. Краева началась постройка трех прототипов «Сойма», первый из
которых поднялся в воздух 21 декабря 1985 года. В 1987 году ВВС Румынии заказали первую серию - 20 УБС. Вскоре последовал дополнительный заказ на 30 машин. Однако к 1991 году, когда политические
изменения в Румынии на долгое время остановили все работы по производству авиационной техники, удалось передать заказчику лишь шесть самолетов второй серийной партии. Новых заказов на IAR-99 не
поступало.
В 1992 году состоялся первый полет усовершенствованного самолета, IAR-109 «Свифт», создаваемого при технической помощи Израиля. Вторая опытная машина этого типа в 1993 году была испытана в
Израиле на аэродроме фирмы Бедек. На базе самолета «Свифт» предполагалось создание экспортного варианта IAR-109TF, предназначенного для использования в качестве учебно-тренировочного, а также легкого
штурмовика для противоповстанческих действий.
Конструкция.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме с низкорасположенным, практически прямым крылом, прямым горизонтальным и стреловидным вертикальным оперением.
Крыло имеет профиль NACA 64.1.А-214 в корневой части и NACA 64.1.A-212 в концевой части. Положительный угол поперечного V равняется 3". Стреловидность крыла по 1/4 линии хорд составляет 6° 35 мин.
Экипаж размещается по схеме тандем в герметизированной кабине, закрытой единым фонарем, в катапультных креслах Мартин-Бейкер Mk.IOL, обеспечивающих спасение на стоянке. Заднее катапультное кресло
установлено с превышением 350 мм над передним.
Шасси - трехопорное, с передним колесом. Все опоры - одноколесные. Основные стойки убираются в крыло поворотом к фюзеляжу, носовая стойка - в фюзеляж поворотом вперед. Основные пневматики имеют
размер 552 х 164-10, носовой - 445 х 150-6.
Силовая установка. На самолете установлен ТРДД Роллс-Ройс «Вайпер» Мк632-41М (1 х 1820 кгс), выпускающийся румынской фирмой «Турбомеканика». Топливо размещено в двух мягких баках, расположенных в
центральной части фюзеляжа, а также в четырех крыльевых интегральных баках. Суммарная емкость внутренних топливных баков 1370 л. Заправка осуществляется «самотеком» через единую горловину в верхней
части фюзеляжа. Под крылом возможна подвеска двух ПТБ по 225 л.
Системы и оборудование. Стандартное пилотажно-навигационное оборудование (в основном - советского типа) обеспечивает полеты и боевое применение в хороших метеоусловиях. Имеется центральная
гировертикаль, радиовысотомер. Кабина оснащена обычными электромеханическими приборами с круглыми шкалами. В передней кабине установлен гиростабилизированный оптический прицел AA-1F и кинофотопулемет
AFCT-1.
Самолет IAR-109TF оснащен западным цифровым БРЭО, включающим лазерный дальномер, ИЛС, ИНС на лазерных гироскопах, радиовысотомер.
Вооружение. Под фюзеляжем части самолетов установлен контейнер с двухствольной 23-мм пушкой ГШ-23Л (боекомплект - 200 снарядов). На четырех подкрыльевых узлах подвески могут размещаться четыре
свободнопадающие бомбы калибром 250 кг или до 12 бомб (на строенных держателях) калибром 50 кг. В перегрузку возможен вариант подвески четырех ФАБ-100 и восьми ФАБ-50.
Для ведения воздушного боя в состав вооружения могут входить две УР класса «воздух-воздух» с ТГС Р-Зс или Р-13.
Неуправляемое ракетное вооружение может включать четыре блока L16-57 (в каждом размещено 16 57-мм НАР) или четыре блока L32-42 (каждый снаряжается 32-42-мм стабилизируемых вращением НАР).
Возможна подвеска двух контейнеров со спаренными 7,62-мм пулеметами (боекомплект - 800 снарядов на контейнер).