В ОКБ Ильюшина велись работы
по превращению Ил-28 в штурмовой самолет. В конце 50-х гг.
рассматривался вариант с расположением пулеметного и реактивного
вооружения в бомбоотсеке. Такое размещение оружия позволяло сохранять
высокие летные данные самолета. Пусковые установки для 20 неуправляемых
ракет размещались в бомбоотсеке почти вертикально, и стрельба НАР
производилась вниз-назад. Применение ракет с кумулятивными БЧ с малой
высоты позволило бы эффективно бороться с бронетехникой. Но воздействие
20 струй пороховых газов на конструкцию самолета создавало такую
нагрузку, что машина становилась неуправляемой. Поэтому от такой
установки залповой стрельбы пришлось отказаться.
Однако сравнительно
небольшая боевая нагрузка истребителей-бомбардировщиков того времени
заставила военных специалистов снова вернуться к идее
самолета-штурмовика на базе Ил-28. Было принято решение размещать оружие
на пилонах под крылом даже в ущерб летным данным. Весной 1967 г., еще до
знаменитой "шестидневной войны" на Ближнем Востоке, были составлены ТТТ
к такому варианту Ил-28. В соответствии с ними модифицированный самолет
должен был иметь в среднем такую же глубину боевых действий, как и Су-7,
но превосходить его по количеству средств поражения в 2-3 раза.
Ил-28, оборудованный
подкрыльевыми пилонами для подвески разнообразного вооружения,
предназначался для действий с малых высот по скоплениям живой силы и
техники противника, а также по одиночным малоразмерным целям типа
ракетных установок, танков и т.д. Под крылом этого самолета
устанавливали 12 пилонов (по 6 под каждой консолью), на которых могли
подвешиваться: 12 блоков УБ-16-57, или 6 тяжелых НАР С-24, или подвесные
пушечные гондолы, или кассетное оружие, а также авиабомбы.
Дополнительное оборудование в кабине летчика обеспечивало ведение
залповой стрельбы со всех пилонов или с двух, четырех и т.д. в
зависимости от характера цели. Прицельное бомбометание с наружных и
внутренних бомбодержателей выполнялось штурманом.
Государственные испытания
этого варианта, иногда обозначаемого как Ил-28Ш, были начаты
осенью 1967 г. По оценке испытателей, самолет мог быть рекомендован для
штурмовых действий с малых и предельно малых высот. Несмотря на
сравнительно близкую установку пилонов с обеих сторон воздухозаборников
двигателей, залповая стрельба 192-мя НАРС-5или шестью С-24 на всех
проверенных в испытаниях режимах полета на работу силовой установки
влияния не оказывала. Было признано, что пилотирование самолета,
прицельные стрельба и бомбометание с малых и предельно малых высот (не
ниже 60 м) после приобретения необходимых навыков доступны летному
составу строевых частей. Полеты на высотах ниже 60 м требовали
повышенного внимания летчика, тренировки и навыков.
Достоинством самолета
являлись хороший обзор из кабин членов экипажа и возможность боевой
работы с грунтовых аэродромов. Скорость Ил-28Ш до высоты 200 м
ограничивалась 660 км/ч, расход топлива в полете у земли увеличивался на
30-50%. Тактический радиус действия с нагрузкой из двенадцати УБ-16
составлял 295 км. Подготовка самолета к боевому вылету не превышала 4-х
ч. В целом это был хороший боевой самолет для действий в локальных
конфликтах и он мог бы поставляться различным странам. Однако из-за
недостаточной бронезащи-ты экипажа и жизненно важных систем, а также
ввиду того, что штатные средства спасения не обеспечивали аварийного
покидания машины на предельно малых высотах, было признано, что самолет
не в полной мере отвечает требованиям, предъявляемым к штурмовику, и
работы по нему в ОКБ прекратили.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
Ил-28Ш |
Размах крыльев, м |
21.45 |
Длина, м |
17.65 |
Высота, м |
6.70 |
Площадь крыла, м2 |
60.8 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
13200 |
нормальная взлетная |
18660 |
максимальная взлетная |
22000 |
Тип двигателя |
2 х ВК-1(А) |
Тяга, кгс |
2 х 2700 |
Максимальная скорость, км/ч |
810 |
Крейсерская скорость, км/ч |
660 |
Практическая дальность, км |
1200 |
Боевой радиус действия, км |
295 |
Практический потолок, м |
12500 |
Экипаж, чел |
3 |
Вооружение: |
для стрельбы вперед две пушки НР-23 по бортам внизу НЧФ (2 х 100 патронов); кормовая установка Ил-К6 с двумя пушками НР-23 (2 х 225 патронов); Боевая нагрузка: На внутренней подвеске - нормальная - 1000 кг На наружной подвеске - 12 пилонов (по 6 под каждой консолью) - 12 блоков УБ-16-57, или 6 тяжелых НАР С-24, или подвесные пушечные гондолы, или кассетное оружие, а также авиабомбы. |
Доп. информация : |
|
|
Фотографии:
|
Ил-28Ш |
|
Уголок неба. 2004
|