Штурмовик является одной из модификаций учебно-тренировочного самолета
G-2A
Galeb, созданного на основании технических
требований к самолетам этого класса,
сформулированных в 1957 году Министерством
обороны Югославии. Согласно этим требованиям,
новый самолет должен был обеспечивать летную
подготовку и обучение применению оружия
курсантов, прошедших краткую начальную
подготовку на поршневых учебно-тренировочных
самолетах. Должна обеспечиваться возможность
базирования на грунтовых аэродромах, самолет
должен обладать высокими значениями
максимальной скорости и скороподъемности с тем,
чтобы его можно было применять в качестве
легкого штурмовика и разведчика. Кроме того, он
должен иметь простую и прочную конструкцию и не
требовать больших трудозатрат при техническом
обслуживании.
Белградский национальный авиационный НИИ
представил проект такого самолета в 1959 году и в
том же году на авиазаводе Soko в г. Мостар началось
изготовление двух опытных экземпляров самолета.
Первый опытный самолет поднялся в воздух в мае 1961
года, серийное производство нового самолета,
получившего название Galeb G-2А, началось в 1963
году. На основании его конструкции в 1971 году был
создан одноместный штурмовик J-1 Jastreb.
Оба самолета являются цельнометаллическими
монопланами с низкорасположенным крылом и
однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж типа
полумонокок имеет разъем в зоне задней кромки
крыла. Это значительно облегчает техническое
обслуживание двигателя. По сравнению с самолетом
Galeb у штурмовика усилена конструкция крыла в
зоне крепления узлов подвески вооружения, а
также на нем установлен более мощный
турбореактивный двигатель Viper 531 английской
фирмы Rolls-Royce. Двигатель развивает тягу 1415 кгс
по сравнению с тягой 1134 кгс двигателя Viper 11 Мк.22-6,
установленного на самолете Galeb. Для сокращения
разбега при взлете на самолете могут быть
установлены два ракетных ускорителя JATO.
Радиоэлектронное оборудование самолета
позволяет совершать полеты в простых
метеорологических условиях.
Встроенное вооружение состоит из трех 12,7-мм
пулеметов (с боезапасом 135 патронов на каждый),
установленных в передней части фюзеляжа.
Подвесное вооружение размещается на восьми
узлах подвески, смонтированных под консолями
крыла. Два внешних узла под каждой консолью могут
быть использованы для подвески бомб калибром 250
кг, пусковых установок неуправляемых ракет,
баков с напалмом и т.д. Остальные узлы
предназначены для подвески неуправляемых ракет
калибром 127 мм.
Одним из вариантов штурмовика является
разведывательный самолет RJ-1 с тремя
фотоаппаратами и возможностью подвески под
крылом осветительных авиабомб. Еще один вариант
штурмовика - TJ-1 отличается от базовой
модели наличием двухместной кабины. Выпускались
также модификации J-5A и J-5B, на
которых устанавливались более мощные двигатели
Viper 522 и Viper 600 соответственно.
Для ВВС Югославии изготовлено около 150
штурмовиков Jastreb всех модификаций. Для ВВС
Замбии поставлено 4 таких самолета в варианте
J-1E.
ЛТХ: |
|
|
Модификация |
J-1 |
Размах крыла, м |
10.56 |
Длина самолета,м |
10.88 |
Высота самолета,м |
3.64 |
Площадь крыла,м2 |
19.43 |
Масса, кг |
|
пустого самолета |
2820 |
нормальная взлетная |
4666 |
максимальная взлетная |
5100 |
Топливо |
|
внутренние топливо, кг |
440 |
ПТБ, л |
2 х 275 |
Тип двигателя |
1 ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper Mk.531 |
Тяга нефорсированная, кН |
1 х 13.32 |
Тип ускорителя |
2 JATO |
Тяга ускорителя, кН |
4.45 |
Максимальная скорость, км/ч |
820 |
Крейсерская скорость, км/ч |
740 |
Практическая дальность, км |
1520 |
Продолжительность полета, ч.мин |
2.30 |
Максимальная скороподъемность, м/мин |
1260 |
Практический потолок, м |
12000 |
Макс. эксплуатационная перегрузка |
8 |
Экипаж, чел |
1 |
Вооружение: |
три 12.7-мм пулемета Сolt-Browning M3 c 135 патронами на пулемет. Боевая нагрузка - 800-1250 кг на 8 узлах подвески 2 250-кг бомбы или 2 150-кг кассетные бомбы или 2 120-кг кассетные фрагментарные бомбы или 2 150-л напалмовых танка, или 2 ПУ 12х55-мм НУР. 6 ПУ VRZ-157 5x127-мм НУР |
Доп. информация : |
|
|
Уголок неба. 2004
|