Уголок неба ¦ SOKO J-1 Jastreb

Реклама...

[an error occurred while processing this directive]
    


 
 
главная послевоенная авиация штурмовики
   J-1 Jastreb
       
Разработчик: SOKO
Страна: Югославия
Первый полет: 1971
Тип: Легкий многоцелевой штурмовик
  ЛТХ     Доп. информация
   


Штурмовик является одной из модификаций учебно-тренировочного самолета G-2A Galeb, созданного на основании технических требований к самолетам этого класса, сформулированных в 1957 году Министерством обороны Югославии. Согласно этим требованиям, новый самолет должен был обеспечивать летную подготовку и обучение применению оружия курсантов, прошедших краткую начальную подготовку на поршневых учебно-тренировочных самолетах. Должна обеспечиваться возможность базирования на грунтовых аэродромах, самолет должен обладать высокими значениями максимальной скорости и скороподъемности с тем, чтобы его можно было применять в качестве легкого штурмовика и разведчика. Кроме того, он должен иметь простую и прочную конструкцию и не требовать больших трудозатрат при техническом обслуживании.

Белградский национальный авиационный НИИ представил проект такого самолета в 1959 году и в том же году на авиазаводе Soko в г. Мостар началось изготовление двух опытных экземпляров самолета. Первый опытный самолет поднялся в воздух в мае 1961 года, серийное производство нового самолета, получившего название Galeb G-2А, началось в 1963 году. На основании его конструкции в 1971 году был создан одноместный штурмовик  J-1 Jastreb.

Оба самолета являются цельнометаллическими монопланами с низкорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением. Фюзеляж типа полумонокок имеет разъем в зоне задней кромки крыла. Это значительно облегчает техническое обслуживание двигателя. По сравнению с самолетом Galeb у штурмовика усилена конструкция крыла в зоне крепления узлов подвески вооружения, а также на нем установлен более мощный турбореактивный двигатель Viper 531 английской фирмы Rolls-Royce. Двигатель развивает тягу 1415 кгс по сравнению с тягой 1134 кгс двигателя Viper 11 Мк.22-6, установленного на самолете Galeb. Для сокращения разбега при взлете на самолете могут быть установлены два ракетных ускорителя JATO.

Радиоэлектронное оборудование самолета позволяет совершать полеты в простых метеорологических условиях.

Встроенное вооружение состоит из трех 12,7-мм пулеметов (с боезапасом 135 патронов на каждый), установленных в передней части фюзеляжа. Подвесное вооружение размещается на восьми узлах подвески, смонтированных под консолями крыла. Два внешних узла под каждой консолью могут быть использованы для подвески бомб калибром 250 кг, пусковых установок неуправляемых ракет, баков с напалмом и т.д. Остальные узлы предназначены для подвески неуправляемых ракет калибром 127 мм.

Одним из вариантов штурмовика является разведывательный самолет RJ-1 с тремя фотоаппаратами и возможностью подвески под крылом осветительных авиабомб. Еще один вариант штурмовика - TJ-1 отличается от базовой модели наличием двухместной кабины. Выпускались также модификации J-5A и J-5B, на которых устанавливались более мощные двигатели Viper 522 и Viper 600 соответственно.

Для ВВС Югославии изготовлено около 150 штурмовиков Jastreb всех модификаций. Для ВВС Замбии поставлено 4 таких самолета в варианте J-1E.







 ЛТХ:
Модификация   J-1
Размах крыла, м   10.56
Длина самолета,м   10.88
Высота самолета,м   3.64
Площадь крыла,м2   19.43
Масса, кг  
  пустого самолета   2820
  нормальная взлетная   4666
  максимальная взлетная   5100
Топливо  
  внутренние топливо, кг   440
  ПТБ, л   2 х 275
Тип двигателя   1 ТРД DMB (Rolls-Royce) Viper Mk.531
Тяга нефорсированная, кН   1 х 13.32
Тип ускорителя   2 JATO
Тяга ускорителя, кН   4.45
Максимальная скорость, км/ч   820
Крейсерская скорость, км/ч   740
Практическая дальность, км   1520
Продолжительность полета, ч.мин   2.30
Максимальная скороподъемность, м/мин   1260
Практический потолок, м   12000
Макс. эксплуатационная перегрузка   8
Экипаж, чел   1
Вооружение:  три 12.7-мм пулемета Сolt-Browning M3 c 135 патронами на пулемет.
 Боевая нагрузка - 800-1250 кг на 8 узлах подвески
 2 250-кг бомбы или 2 150-кг кассетные бомбы или 2 120-кг кассетные фрагментарные бомбы или 2 150-л напалмовых танка, или 2 ПУ 12х55-мм НУР.
 6 ПУ VRZ-157 5x127-мм НУР


 Доп. информация :


  Фотографии:

 Первый прототип J-1
 J-1 Югославских ВВС
 J-1 Югославских ВВС © Igor Salinger
 J-21 Югославских ВВС © Bastasic Dusan
 J-1 Югославских ВВС
 J-1 Югославских ВВС © Milan Vladislavljevic
 Приборная панель J-1 © Bastasic Dusan

  Варианты окраски:

 J-1 Югославских ВВС

 



 

Список источников:

Крылья Родины. Сергей Колов. Авиационная промышленность Югославии
YASIG (Yugoslav Aviation SIG). SOKO J-1 Jastreb
Milan Jovanovic. Yugoslavia Aviation Industry
Emmanuel Gustin. Military Aircraft Database
Donald D. The Complete Encyclopedia of World Aircraft
Nemecek V. Vojenska letadla


Уголок неба. 2004 



 

  Реклама: